Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Темная сторона предпринимательства на развивающихся рынках

Ежегодный ущерб от коррупции и мошенничества в странах с развивающейся экономикой оценивается в 1,26 трлн долларов. О «темной стороне» бизнеса рассказал доцент кафедры менеджмента, организации и предпринимательства Excelia Business School (Ла-Рошель, Франция) Амитаб Ананд, выступая в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции с докладом «Темная сторона предпринимательства и бизнеса на развивающихся рынках».

Темная сторона предпринимательства на развивающихся рынках

iStock

Автор: София Махайкова, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для HSE.Daily

По словам Амитаба Ананда, темная сторона предпринимательства — это «любые действия организаций или отдельных лиц, действующих от имени организации, которые формально считаются или неформально воспринимаются как незаконные, неэтичные, аморальные или неприемлемые в контексте определенной институциональной среды». К действиям на темной стороне можно отнести коррупцию, взяточничество, подделку данных, уклонение от уплаты налогов и нарушение сотрудниками компании этических норм.  

Амитаб Ананд

Ежегодный ущерб от коррупции и прочих видов мошенничества в странах с развивающейся экономикой оценивается в 1,26 трлн долларов (Fleming, 2019). По данным EY, 42% респондентов из развивающихся стран считают мошенничество и коррупцию самой большой угрозой бизнесу.

Почему предприниматели переходят на темную сторону?

Амитаб Ананд предлагает несколько объяснений, почему компании могут участвовать в тех или иных мошеннических схемах.  

Некоторые организации руководствуются правилом «притворяйся, пока это не станет правдой» (“Fake it till you make it”). В этом случае компания может завышать свои показатели и даже нанимать специалистов, которые их фальсифицируют, чтобы создать идеальный образ своего бизнеса.

Второй вариант Амитаб Ананд охарактеризовал как «вынужденное разрушение», когда у предпринимателей больше нет альтернатив, кроме использования некорректных или незаконных инструментов достижения цели.

Другой причиной могут быть эпизодические события на рынке, такие как инфляция, повышение налогов или пандемия. Нестабильность в экономике может вынуждать организации вступать на темную сторону для сохранения бизнеса. «Я как предприниматель могу быть честным с января по апрель, но с апреля в моей стране происходят институциональные изменения, которые заставляют меня вовлекаться в темную сторону», — поясняет эксперт мотивацию подобных предпринимателей.

Также компания может использовать «неправильные средства для правильных целей». «Если я использую нелегитимные, неэтичные средства, которые при этом помогут моему сообществу, я не против негативных последствий моих действий», — поясняет Ананд.

Кроме того, причиной вовлечения в темную сторону бизнеса может быть привязанность сотрудников к своей организации. Когда в коллективе создана атмосфера доверия и понимания, его члены легче соглашаются на махинации на благо компании. 

Что помогает компаниям становиться более прозрачными?

Существует множество факторов, которые делают появление темной стороны в деятельности предпринимателя менее вероятным. К таким факторам Амитаб Ананд относит, например, роль гендера. «Теория и практика подтверждают, что в большинстве азиатских стран присутствие женщин в топ-менеджменте компании сокращает количество финансовых махинаций», — отмечает доцент бизнес-школы.

Важным фактором является наличие институциональных инвесторов (инвесторов — юридических лиц). Инвесторы критичны к бизнесу, они устанавливают правила и имеют ожидания относительно компании. «Когда инвестор вкладывается в компанию, ты более аккуратен с каждым шагом, который делаешь», — считает Ананд.

Более открытой компанию делает присутствие независимого директора. «Многие компании нанимают директора, который не имеет отношения к организации. Кто-то внешний привносит прозрачность в компанию», — отмечает эксперт. 

Повышению открытости предпринимательства также способствуют строгие правила. Правила должны существовать как на институциональном уровне, так и внутри организации. Сотрудники, которые следят за открытостью и подотчетностью компании, должны быть защищены законом и корпоративными нормами, добавляет Амитаб Ананд.

Важность открытости предпринимательства

«Стоимость компании напрямую зависит от ее репутации. Любые действия на темной стороне могут повредить всей репутации компании», — считает Амитаб Ананд.

Каждая организация сегодня думает над тем, как исключить даже малейшие ошибки в своей деятельности. «Много лет назад у Netflix было правило: нельзя смотреть на женщину более 9 секунд», — приводит он пример. Мотивация подобного решения была не в том, чтобы расстроить или стигматизировать кого-то, а в том, чтобы избежать любого негативного эффекта для репутации.

Важность изучения негативных аспектов предпринимательства растет, и для ученых крайне важно создать теорию для продвижения таких исследований вперед, считает Амитаб Ананд. По его словам, вопросы о роли институтов и технологий в существовании темной стороны предпринимательства требуют дальнейшего изучения.