Информационная машина и творческий потенциал: есть ли место индивидуальности в журналистике?
Романтика внутри информационной машины
Большинство начинающих журналистов приходят в редакции СМИ с желанием развивать творческий потенциал: они представляют себя «исключительно свободными», отмечает Дмитрий Бутрин. При этом стандартный ответ на вопрос: зачем они вообще хотят заниматься журналистикой, по его словам, звучит так: «Я хочу помогать людям, предоставлять им информацию, хочу добиваться публикациями общественных изменений. Я хочу сделать мир лучше».
Эта «благородная идеалистическая позиция», по мнению Бутрина, практически всегда разбивается при столкновении с реальностью. Но разбивается она не просто о действительность, а о другую романтику. И эту другую романтику даже в редакции понимают не все: она заключается во включении журналиста в общественные отношения.
Начав работать, журналист довольно быстро понимает, что становится важным элементом информационной экосистемы общества. По словам Бутрина, «это никому не нужно было объяснять даже в советское время»: тогда люди приходили в газету, чтобы помешать бюрократам, чтобы приблизиться к коммунизму, чтобы реализовать свои комсомольские идеалы. И уже на второй неделе работы понимали, что занимаются совсем не этим. На самом деле они создавали информационную среду, которая для городской цивилизации была чрезвычайно важна. «Города без газет, в сущности, не существуют», — подчеркивает Бутрин.
Величие этой информационной машины, которая выстраивалась и вокруг деятельности министерств, и вокруг даже внешней политики у большинства энтузиастов перебивало желание помогать людям. «Вернее, даже не перебивало, а ассимилировало», — поясняет спикер. «Ты едешь в дальний колхоз, смотришь: пьет председатель колхоза или не пьет, пишешь об этом заметку, на это реагирует главный политический орган в этом обществе», — таким образом, по мнению Бутрина, даже бессмысленная, казалось бы, деятельность в советской газете, становилась частью информационного пространства. «Плохо она работает или хорошо — остаться без журналистики все равно невозможно», — подчеркивает эксперт.
Информационная машина никакой индивидуальности не требовала: нужно было только выполнять свою работу и делать это честно. Она была сложнее, чем конкретная личность, машина допускала, «что ее участники не будут яркими индивидуальностями, а может быть даже будут дураками». «Наша задача не столько выпустить хорошую статью, не то, чтобы осветить какую-то проблему, не то, чтобы что-то такое интересное раскопать. Наша задача — поддерживать эту машину ежедневно в рабочем состоянии», — поясняет Дмитрий Бутрин. Журналисту даже не важно, что он сегодня будет выпускать в газете: важно, чтобы газета выходила, важно, чтобы события не оставались без описания. «Люди, желающие конкурировать за карьерные высоты, несомненно должны иметь толику индивидуальности, но тем не менее их личные навыки второстепенны по отношению к умению работать в команде, выполнять редакционное задание, четко выдерживать формат, быть аккуратным, быть грамотным, не создавать проблем руководству», — резюмирует Дмитрий Бутрин.
Место индивидуальности в работе журналиста
И все же идея о том, что медиа — машина, сделанная из коллективизма, из людей, которые, не задумываясь, выполняют свою работу, – это тоже идеализация реальности. Выравнивая все под строгий формат, медиа движется к собственной гибели, считает Бутрин. «Любой появившийся новый формат, любая появившаяся новая газета очень быстро начинают у него выигрывать», — подчеркивает он.
«Я хотел бы напомнить простейшую вещь, которую я говорил еще год назад. Я вообще предполагаю, что никакие современные форматы СМИ не предполагают неполитической деятельности», — отметил Бутрин. Любой человек, который идет в медиа, идет туда за властными полномочиями. «Он должен отдавать себе отчет в том, что он так или иначе занимается общественным влиянием. Он хочет управлять людьми – и это именно то, что следует признать и что следует делать ответственно и делать сознательно», — считает он.
По мнению Бурина, не нужно «вопить» о том, что медиа лишь нейтрально освещают все стороны конфликта, только предоставляют общую информацию, и она абсолютно нейтральная, она объективна и честна. Ни один автор не может написать статью, чтобы из нее не было ясно его отношение к описываемым событиям, уверен эксперт. В пример он приводит то, как западные информагентства освещают введение санкций против России: «Настроения меняются примерно раз в две недели, и эти настроения прекрасно считываются». Так, ни Bloomberg, ни France Press, ни Reuters специально не делают никаких выводов. Они предельно объективны, сообщают только факты и стараются «все предоставить ровно по стандартам делового СМИ». Однако отношение авторов может проявляться в заголовках. «Например, можно использовать вместо слова олигарх слово tycoon (с англ. магнат — предприниматель, имеющий большие значимость и влияние – Ред.). И сразу понятно, про что все это», — отмечает Бутрин.
Другой способ, который позволяет проявлять индивидуальность в текстах, — подбор фактов. По мнению Бутрина, невозможно в одной статье уместить все факты, которые вы собираете, хотя современные расследовательские медиа и ставят перед собой такую задачу. «Тем не менее даже у них это не получается, вы все факты не изложите, вы так или иначе будете их структурировать», — говорит он. При этом именно политические убеждения автора будут влиять на то, какой факт он считает важным и оставляет в тексте, а какой — нет.
Стажер-исследователь Лаборатории экономической журналистики
Все новости автора