Строгий мир китайского образования: как устроены частные школы в КНР
Автор: Дарья Володина, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для HSE.Daily
Особенности планирования поездки в Китай
«Еще в январе мне пришла мысль о том, что я хочу попробовать себя в качестве учителя в другой стране», — признается Полина Бочкарева. Выбор пал именно на Китай, так как молодая учительница хотела получить навыки работы в стране, в которой прежде никогда не была.
Работа в китайской системе образования требует от иностранца особой подготовки, отмечает Полина Бочкарева. Базовые советы следующие.
- Сперва необходимо подготовить резюме на китайском языке. Составлять его нужно очень грамотно. Лучше всего для данной цели подойдет сайт Boss Zhipin — это крупнейшая китайская платформа найма, которая качественно генерирует ваше резюме на китайском и дает возможность работодателям этой страны с ним ознакомиться.
- По возможности стоит позаботиться о месте будущей работы заранее: иностранным учителям найти подходящее учебное заведение и получить приглашение на стажировку в китайскую школу довольно непросто. Дело в том, что у подобных учреждений есть проблемы с коммуникациями, и это надо учитывать.
- Перед поездкой в Китай стоит установить для своих друзей и родственников WeChat. Это приложение является самой известной платформой для общения в Китае. Другие социальные сети здесь не работают, из-за чего могут возникнуть серьезные проблемы со связью. Готовьтесь заранее.
- Заблаговременно стоит позаботиться и о выезде из китайского аэропорта. В Китае нет общеизвестных сетей такси, поэтому вызвать водителя с помощью привычных приложений в телефоне не получится. Важно изучить логистику.
Разница между частным и государственным
Государственные и частные школы в Китае, как и в любой другой стране, имеют много различий. Одним из ключевых моментов, который и определил выбор Полины Бочкаревой в пользу частной школы, является то, что государственные образовательные учреждения в КНР, как и в России, летом не работают. «Все государственные школы в это время были закрыты, поэтому выбор пал на частную школу», — говорит она.
Учеба на внебюджетной основе для иностранца является наиболее удобным вариантом: частные школы предлагают обучение как на китайском, так и на английском языке. Для поступления на английскую программу сдавать экзамен по китайскому языку не нужно, но математику и английский, как и в государственных школах, сдать необходимо.
Один день китайского школьника
Система обучения в китайской школе отличается от российской.
Так, рабочий день учителя в Китае начинается в 7:50 утра и длится до 18:00. И так с понедельника по субботу. Это правило действует как в частных, так и в государственных школах. «Если у тебя первый урок начинается в 12 часов дня, то ты все равно приходишь утром», — рассказывает Полина Бочкарева. В российских школах строгой привязки ко времени нет: начало рабочего дня учителя зависит от того, во сколько начинается его первый урок.
Пропускная система для сотрудников в китайских школах также довольно строгая. Вход на работу — по Face ID. Данная норма направлена на предотвращение случаев с прикладыванием чужих пропусков, а также связана с контролем за соблюдением норм рабочего времени.
Перемены в китайской школе в среднем длятся 10 минут, а уроки — 1,5 часа. Из-за таких правил китайские школьники меньше взаимодействуют друг с другом и больше погружены в учебу. Подобная система касается не только старшеклассников, но и учеников младших классов.
Китайским школьникам не разрешается находиться в кабинете до начала занятия. Учителю тоже. Они заходят в класс вместе по звонку, и тут же начинается урок.
За счет таких требований, по мнению Полины Бочкаревой, у школьников Китая вырабатывается особая дисциплина, которая прослеживается на протяжении всего периода обучения.
Сама система образования в КНР очень сильно отличается от европейской за счет строгости и серьезного отношения к получению знаний с младших классов. И хотя подходы частных и государственных школ в некоторых деталях могут различаться, требовательность по отношению к детям и сотрудникам со стороны данных учреждений одинаковая, подчеркивает Полина Бочкарева.
«Мастерская учителя» — это пространство обмена опытом для магистрантов, выпускников программы и партнеров, запущенное Институтом образования НИУ ВШЭ. В рамках проекта проводятся онлайн-встречи для обсуждения актуальных тем и практических рекомендаций. Гостями мастерской становятся эксперты, учителя, ученые, представители EdTech-индустрии, а также магистранты института, которые готовы делиться практическими результатами своей исследовательской и проектной работы.