«Нейросети становятся важным инструментом работы с текстом»
Автор: Виктория Сысолятина, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для HSE.Daily
Из-за санкций многие иностранные IT-гиганты ушли с российского рынка. Оставленная ими ниша оценивается экспертами в 600–800 млрд рублей. Заполнять ее взялись отечественные компании, и спрос на навыки и продукты, связанные с IT, стал расти.
Александр Табернакулов
Это только усиливает IT-ориентированность российского рынка труда. Как отмечается в докладе НИУ ВШЭ «Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы» от 2022 года, среди выпускников российских вузов показатели трудоустроенных специалистов наименьшие среди тех, кто получил гуманитарную специальность или специальность в общественных науках. «Выпускников гуманитарных вузов часто не учат интегрироваться в IT», — комментирует статистику Александр Табернакулов. Между тем это важный аспект, и учитывать IT-ориентацию важно во всех сферах.
«Чтобы о чем-то хорошо написать, надо самому в этом разбираться»
Цифровизация и упор на IT задают новые требования и к копирайтерам — авторам как продающих текстов, так и любых описательных статей.
Чтобы говорить со своей целевой аудиторией о сфере IT простым языком, необходимо разбираться в ее деталях, подчеркивает Александр Табернакулов. Непонимание механизма работы, специфики IT-сферы часто приводит к появлению сложных, непонятных для читателя текстов. «Чтобы о чем-то хорошо написать, надо самому в этом разбираться», — констатирует эксперт.
Чтобы писать об IT с пониманием специфики, стоит ее изучить. Максимально комфортно, по словам эксперта, погружаться в отрасль постепенно, читая тексты от простых к сложным. Он рекомендует действовать поэтапно.
1. Поверхностное погружение.
Для начала Александр Табернакулов советует читать статьи на «Хабре» (российский интернет-проект — одновременно медиа и база знаний в области IT, которую в том числе пополняют сами читатели и блогеры. — Ред.), смотреть видео на YouTube для новичков, вводные курсы от «Яндекс Практикума». Это позволить получить первичное понимание трендов IT-индустрии.
2. Более глубокое понимание.
На этом этапе пригодятся более серьезные источники: техническая документация, чтобы разобраться во внутреннем устройстве продукта; специальная литература о различных отраслях IT-сферы; продвинутые статьи на «Хабре» и видео на YouTube; статьи из «Википедии».
3. Использование продукта.
Самостоятельно попробовать продукт, чтобы оценить достоинства и недостатки, получить опыт, который можно будет привнести в текст.
Как приручить нейросеть: рекомендации для копирайтеров
Один из аспектов работы современного копирайтера — использование возможностей искусственного интеллекта. За прогрессом в области нейросетей следит весь мир: в марте прошлого года компания OpenAI задала новый стандарт, выпустив модель ChatGPT 4. Она запоминает контекст и подстраивается под запросы пользователя, умеет обрабатывать изображения, а также демонстрирует уровень человека в ряде тестов. Нейросети с каждым годом приобретают навыки, все больше и больше имитирующие человеческие, в связи с чем остро встает вопрос о том, как технология изменит рынок труда.
Многие полагают, что нейросети в ближайшем будущем полностью вытеснят копирайтеров с рынка труда, научившись писать тексты, идентичные тем, что готовят люди.
Александр Табернакулов считает, что в зависимости от задачи и формата текста нейронные сети могут как проигрывать, так и выигрывать у копирайтеров. На сегодняшний день нейросети эффективны не в любой ситуации и не могут обеспечить стабильно высокое качество текста, в отличие от живых авторов. Вместо конкуренции с ними спикер предлагает симбиоз.
Нейронные сети уже окружают нас «под капотом» многих программ и механизмов, и мы используем их неосознанно. Например, в текстовом редакторе Word от Microsoft уже появился GPT-помощник, а в сервисе «Яндекс Маркет» нейросеть агрегирует отзывы потребителей и анализирует их. В то же время можно осознанно использовать возможности нейросетей, делегируя им рабочие задачи и монотонную работу. Фактически использование нейросетей экономит время работы с текстом и повышает эффективность копирайтера. Однако обращение к данному инструменту не исключает работу редактора: длительный подбор и редактирование промптов (коротких формулировок, которые предоставляют нейросети информацию о том, что именно от нее требуется. — Ред.), отсеивание некачественных, а иногда и просто неправдивых результатов нейросети — это все же задачи копирайтера.
Сам Александр Табернакулов использует для работы платную версию ChatGPT 4 и выделяет ее как самую качественную на сегодняшний день, однако предлагает использовать ChatGPT 3.5 как бесплатную замену: она тоже удовлетворяет многие нужды. Можно писать промпты на отдельные части текста и дорабатывать понравившиеся результаты или же делегировать нейросети весь процесс создания текста — от написания плана до редактуры. «Вот так постепенно наступает будущее», — отмечает эксперт.
По его словам, необходимо также соблюдать четкую и понятную структуру промпта, соблюдая при необходимости следующие требования.
- Для достижения нужного tone of voice надо сообщить в промпте контекст. Например: «Представь, что ты продуктовый менеджер с десятилетним стажем, и напиши текст о маркетинговых стратегиях в социальных сетях».
- Для фокуса на нужном объекте — ограничить область. Например: «Напиши текст о российском металлургическом рынке, не затрагивая импортные поставки металла».
- Для получения краткого и содержательного текста необходимо задать нужный объем. Например: «Напиши текст о российском онлайн-образовании в пределах от 1000 до 1200 знаков».
«Нам всем жить в реальности, где нейросети становятся важным инструментом работы с текстом», — подчеркивает спикер. Упускать возможность повысить эффективность за счет использования нейронных сетей точно не стоит, современный специалист должен трансформировать рабочий процесс в соответствии с возникающими трендами и тенденциями, добавляет Александр Табернакулов.