Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

«Мир фрагментирован и взаимозависим»: как меняется расстановка сил на нефтяном рынке

С изменением геополитического ландшафта меняется и мировой энергетический сектор. Для России это может означать появление новых крупных покупателей нефти, возможные новые долгосрочные контракты, а также и конкуренцию, и сотрудничество с ближневосточными производителями. О сложившейся ситуации на нефтяном рынке и поставках российских углеводородов рассказал на семинаре «Нефтяной разворот России на Восток или ребалансировка нефтяного рынка?» профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Шамиль Еникеев.

«Мир фрагментирован и взаимозависим»: как меняется расстановка сил на нефтяном рынке

iStock / vadimrysev

Автор: Александра Зинченко, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для HSE.Daily

Неприсоединившиеся и ребалансировка нефтяного рынка

В 2024 году мы можем наблюдать фрагментацию не только глобального политического, но и мирового энергетического порядка, подчеркивает Шамиль Еникеев. И это хорошо отражает состояние глобального нефтяного рынка и изменение экспортных потоков.

Согласно недавним исследованиям Международного валютного фонда, в рамках мировой экономической фрагментации (частичной, так как глобальное сотрудничество все равно продолжается) на данный момент сформировалось три блока:

  • США и их союзники;
  • Китай и его союзники;
  • неприсоединившиеся страны, или Connecting Countries, которые занимают нейтральную позицию и продолжают сотрудничать с обоими блоками (например, Мексика, Вьетнам и др.).

Шамиль Еникеев полагает, что в последнюю категорию также входит Индия. Нью-Дели в какой-то степени активно пользуется своим привилегированным положением, покупая российскую нефть и поставляя затем после ее переработки нефтепродукты на рынок Европейского союза, который отказался от сотрудничества с Россией.

Connecting Countries также играют роль стабилизирующего фактора, не позволяя мировой экономике расколоться на два противостоящих блока. Вопрос в том, как долго будет сохраняться подобное положение вещей в условиях потенциального увеличения геополитических конфликтов в мире.

В этом фрагментированном мировом порядке вследствие рестрикций и геополитических рисков ключевыми покупателями российской нефти стали Китай и Индия.

Уже в 2023 году Россия, обогнав Саудовскую Аравию, стала лидером среди поставщиков нефти в КНР.

Так, еще в 2021 году Саудовская Аравия поставляла в Китай 88 млн тонн нефти (17% от общего количества импорта этого энергоносителя в КНР), а Россия — 80 млн (15,5%). А в 2023 году объем поставок российского сырья вырос до 107 млн тонн (18,98%), в то время как поставки из Саудовской Аравии составили 86 млн тонн (15,24%).

И такая динамика сохраняется: в марте 2024 года доля поставок сырой нефти из России в Китай увеличилась на 12,5% по сравнению с мартом 2023-го. Многие эксперты связывают это с последствиями санкций в отношении Москвы: ушедшую с европейских рынков нефть из России заместили другие поставщики, в том числе из стран Персидского залива, в связи с чем «освободили место» для российской нефти на китайском и индийском рынках. Таким образом, произошла ребалансировка поставщиков нефти на европейском и азиатском рынках, констатирует эксперт.

Риски и бонусы

Высокая зависимость от рынков Китая и Индии создает политические и экономические риски для российского нефтяного экспорта. В сложившейся конфигурации существенное снижение импорта или даже отказ от покупки отечественного черного золота одной из этих стран может стать критическим для нефтяной отрасли РФ. В связи с этим в экспертных кругах обсуждаются вероятные стратегии предотвращения подобных экономических зависимостей.

iStock / Sergei Dubrovskii

Если увеличение роли Китая в российском нефтяном экспорте происходило плавно и постепенно, то Индия с 2022 года резко ворвалась в число крупнейших покупателей российской нефти: за два года поставки нефти из РФ в Индию увеличились в 22 раза. В 2021 году Индия закупала менее 4 млн тонн российской нефти в год. По итогам 2023 года этот показатель достиг 82 млн тонн, то есть 37% всего российского нефтяного экспорта. А если отдельно рассматривать морские поставки, то все 50%.

Главными факторами успеха стали относительно низкая цена на российскую нефть и спотовые контракты, отмечает Шамиль Еникеев. У производителей нефти (включая Россию и Саудовскую Аравию) есть два основных механизма, которыми они пользуются на мировом нефтяном рынке: price discount и price premium, то есть дисконт и надбавка за поставки на рынок. Например, в 2022-м — начале 2023 года ценовые дисконты для Индии достигали 20 долларов за баррель. В результате в течение двух лет поставки в Индию находились на стабильно высоком уровне. Влияние оказал и спрос индийских нефтеперерабатывающих заводов на российскую нефть, которую они активно перерабатывают в нефтепродукты и поставляют в первую очередь на рынок Европы.

Заметный вклад в рост поставок из России внесло также возобновление отгрузок дальневосточного нефтяного сорта Sokol. С февраля основным импортером этой марки вместо Indian Oil стала Hindustan Petroleum, что позитивно отразилось на цене поставок: дисконт для этого сорта упал до исторического минимума 2,8 доллара за баррель.

Hindustan Petroleum по достоинству смогла оценить преимущества переработки легкой российской нефти, тогда как Indian Oil, ранее покупавшая Sokol с рекордными дисконтами (свыше 15 долларов за баррель в октябре — ноябре 2023 года), сконцентрировалась на переработке тяжелой нефти из Венесуэлы. Ключевым моментом является перспектива заключения долгосрочных контрактов с Индией, что сейчас активно обсуждается, добавил Шамиль Еникеев.

В январе — феврале 2023 года основными покупателями российской нефти стали Китай, Индия, Турция и Болгария. На долю Китая и Индии сейчас приходится около 86–90% совокупного морского экспорта нефти из РФ. За год с начала СВО (с февраля 2022-го по февраль 2023-го) поставки российской нефти в Китай выросли в 1,5 раза, в Турцию — в 2 раза, в Индию — почти в 22 раза. На данный момент продолжается ребалансировка рынка в новых условиях, в том числе в части возможности раздела рынка между ближневосточными производителями и Россией, и заключения долгосрочных контрактов компаниями из РФ с индийскими покупателями.

«Наш мир фрагментирован и взаимозависим одновременно», — отметил профессор. Важно при этом, как будут работать инструменты ребалансировки в дальнейшем — и на глобальном, и на региональном уровне.