Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Искусственный интеллект в учебном процессе: примеры России и Китая

Искусственный интеллект все чаще применяют в сфере образования. Он может значительно улучшить процесс обучения школьников и студентов, сделать его более продуктивным и результативным. Однако открытым остается вопрос регулирования новых технологий. Целесообразность и правомерность применения ИИ в учебном процессе обсудили ведущие эксперты двух стран в ходе круглого стола «Искусственный интеллект в образовании: взгляд из России и Китая», организованного Институтом образования НИУ ВШЭ.

Искусственный интеллект в учебном процессе: примеры России и Китая

iStock

Автор: Дарья Володина, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для HSE.Daily 

Гонконгский запрет

Заместитель декана факультета компьютерных наук Восточно-китайского педагогического университета (ВКПУ) Бо Цзян поделился опытом использования ChatGPT в университетах Китая. «Недавно я посетил Гонконгский университет, и, к сожалению, GPT нельзя использовать в Гонконге», — рассказал он. Во многих университетах Гонконга ChatGPT полностью запрещен. Однако Гонконгский университет, напротив, поддерживает своих студентов в стремлении использовать его и другие модели.

Бо Цзян

Профессор Цзян выделил три основных отличия внедрения ИИ в Китае.

  • Поддержка правительства. В 2017 году правительство Китая запустило программу «План развития искусственного интеллекта следующего поколения». После этого множество образовательных учреждений вложили деньги в развитие ИИ. Цель программы — сделать Китай глобальным лидером в области продвижения и разработки ИИ к 2030 году.
  • Фокус на образовании. Искусственный интеллект постепенно внедряют в учебный процесс не только студентов, но и школьников.
  • Управленцы с техническим бэкграундом. Новым министром образования Китая стал известный профессор в области искусственного интеллекта. Он инициировал создание крупной платформы, которая будет работать над языковыми моделями.

Молодое поколение и ИИ

Доцент факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ и Московского авиационного института Дмитрий Сошников подробнее остановился на возрасте пользователей ИИ. Он рассказал, что несколько месяцев назад проводил лекцию в музее «Экспериментаниум», где аудитория состояла из детей до 14 лет и их родителей. «Им задали вопрос о том, кто использует ChatGPT. Практически каждый ребенок поднял руку, но никто из родителей этого не сделал», — отметил Дмитрий Сошников. По словам эксперта, это вызвало удивление и у аудитории, и у него самого. Некоторые родители не знали о данной технологии и не догадывались о том, что их дети являются активными пользователями ИИ.

Дмитрий Сошников

«Нужно расширить круг людей, которые будут пользоваться искусственным интеллектом, обучить их, заниматься популяризацией», — подчеркивает он. Однако, по мнению Дмитрия Сошникова, это будет непросто: использование ChatGPT предполагает умение правильно задать вопрос, а с этим справляется не каждый: ChatGPT не стоит рассматривать как отдельного собеседника, его должны воспринимать как компаньона для создания текстов и мозгового штурма. Овладеть навыками общения с ChatGPT поможет курс «Введение в промпт-инжиниринг», который Дмитрий с коллегами недавно записали для платформы «Открытое образование».

Экосистема инноваций

Научный сотрудник Лаборатории инноваций в образовании Назир Ахмед Джогезай обратил внимание, что искусственный интеллект нельзя рассматривать отдельно для каждого индивида или только на уровне организации, так как внедрение инноваций происходит в экосистеме, где все элементы связаны.

Назир Ахмед Джогезай

С одной стороны, есть преподаватели и студенты, которые вырабатывают правила саморегуляции относительно использования данной технологии. С другой стороны, существуют кафедры и факультеты, у которых могут быть свои правила. Академические сообщества, формальные и неформальные, тоже задают определенный контекст использования данной технологии. Наконец, есть сами университеты и вышестоящие органы, которые диктуют свои ограничения. Таким образом, индивид находится внутри нескольких кругов, которые задают тон использованию им искусственного интеллекта.

В этом плане очень важно изучать, какие индивидуальные практики использования данной технологии существуют, а также то, как это регулируется сверху вниз. Теория инноваций в образовании показывает, что именно сближение этих контекстов — сверху вниз и снизу вверх — делает внедрение инноваций максимально эффективным.