Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Будущее уже здесь: как ИИ пришел в сферу HR

Искусственный интеллект становится неотъемлемым элементом цифровой трансформации, в том числе и HR-процессов, что помогает компаниям повышать эффективность, снижать трудозатраты и улучшать взаимодействие с сотрудниками. Насколько возможности ИИ могут заменить человека в HR, и какие ограничения существуют на этом пути? Что сегодня дороже: люди или  продвинутое программное обеспечение? Подробнее об этом рассказал эксперт в области разработки и внедрения цифровых HR-проектов ВКонтакте, директор по HR-продуктам Егор Ворогушин в рамках HR-форума «Искусственный интеллект и цифровизация в HR: возможности и ограничения».

Будущее уже здесь: как ИИ пришел в сферу HR

Изображение сгенерировано при помощи сервиса «Шедеврум»

Автор: Татьяна Тишанинова, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для IQ Media

Автоматизация, цифровизация, цифровая трансформация

Любая HR-функция проходит через три стадии — автоматизация, цифровизация, цифровая трансформация, говорит Егор Ворогушин. “Когда процесс автоматизируется, то, что  вы раньше делали вручную, например, анкетирование на бумаге, за вас начинает делать машина: анкета электронная, в реальном времени считаются результаты, автоматически генерируются отчеты”, — поясняет он. 

На этапе цифровизации мы не просто ускоряемся — мы сокращаем этапы процесса, убираем оттуда человеческий труд и меняем сам процесс, например, вводим самовозводящиеся системы, которые сами выбирают, кому заходить, с каким вопросом, в зависимости от цифрового профиля сотрудника. “Тут уже процесс выглядит иначе: вы не просто распространяете анкеты, анализируете результаты, система за вас это делает. Но результат тот же — руководитель получает результаты исследования вовлеченности, например, рекомендации, графики и прочее”, — говорит эксперт.  

Далее логично перейти к трансформации, но она не происходит просто и линейно. Несмотря на преимущества ИИ, в абсолютных значениях искусственным интеллектом  пользуются единицы процентов российских компаний для своих HR-процессов. “Полноценная цифровая трансформация, сквозная, E2E (End-to-end), от начала до конца всей карты процессов эйчара, что в маленьких компаниях, что в больших, что в огромных, конечно, еще не произошла”, — констатирует Егор Ворогушин. 

И нужно ставить вопрос о том, как именно эта технология будет использоваться в HR-процессах и чего именно мы от нее хотим, подчеркивает эксперт. 

Машина & человек: экономический аспект

Ни для кого не секрет, что в реальности в любой организации, любого размера есть задача работать с информацией. Уже сегодня анализировать, создавать, суммировать текст или документы для решения отдельных локальных этапов практически любого и HR-процесса помогает генерация и текстовая LM (language model). Тем не менее существует огромное количество нюансов касательно найма и увольнения сотрудников с помощью HR. Можем ли мы просить ИИ сказать нам то, чего  сами не знаем, оценить, кто из кандидатов эффективный, а кто нет? “Искусственный интеллект, он же не придумывает, он повторяет”, — отмечает Егор Ворогушин. 

Что касается оптимизации процессов, то тут ИИ, конечно, может облегчить ряд задач: он может подготовить документы, писать тексты, выбирать людей из списка и т.п. 

При этом стоимость внедрения новых технологий пока выглядит дороже традиционного ручного труда HR-менеджеров, независимо от размера компаний. Хотя, отмечает Егор Ворогушин, некоторые вещи уже стали дешевле, а с учетом стремительного развития и снижения стоимости технологий на фоне демографических проблем, ИИ в сфере HR будет внедряться все больше. 

“Эта ситуация будет меняться все больше и большее количество задач, связанных с генерацией текста, связанных с обработкой текста, будет дешевле, и человек, который сам писал тексты, будет заменен человеком, который использует бота для написания текстов”, — уверен эксперт. 

Проблемы и перспективы 

Есть несколько проблем, связанных с внедрением ИИ в HR-процессы компаний в России. Егор Ворогушин выделяет три группы причин, почему это сложно и тяжело работает: 

  1. Экономическая. Это дорого в соотношении затрат и результатов. Не очевиден заработок и не очевидна экономия при использовании LM или ИИ в HR-процессах. 
  2. Культура управления персоналом и неготовность ее менять.
  3. Организационно-технологические ограничения: людям, принимающим решения, не до конца понятно, как технологически все это работает, нужны компетенции по внедрению ИИ в HR-процессы. 

Однако в будущем ситуация неизбежно изменится в сторону более активного внедрения ИИ в ключевые HR-процессы. По словам Егора Ворогушина, мы очень сильно переоцениваем изменения, которые произойдут в следующие два года и при этом недооцениваем обычные изменения, которые произойдут в какой-то области через 5 лет.

Автоматизация в HR-сфере, безусловно, будет развиваться и будет крайне высокой:  она уже охватила систему транзакции, документооборота. Если говорить о цифровой трансформации, то вакансии, скорее всего, большей частью будут закрываться с помощью цифровых платформ и сервисов. Но люди все равно сохранят свою значимость и не будут заменены роботами, подытожил Егор Ворогушин.

ВШБ запускает программу профессиональной переподготовки и повышения квалификации «HR 3.0: стратегия, таланты, цифра». Она предназначена для HR-ов и менеджеров высшего и среднего звена, работающих с командами сотрудников. В программе рассматриваются проблемы цифровизации и ИИ в области HR, как в отношении создания новой цифровой корпоративной культуры, так и применения цифровых и ИИ инструментов в различных функциях управления персоналом.