Генерация контента и создание чат-ботов: что должен уметь учитель будущего
Автор: Александра Гуркина, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для IQ Media
Доверяй, но проверяй
Существующие ИИ-сервисы предоставляют множество полезных возможностей для педагогов: генерацию идей, создание тезисов, перевод и стилизацию текста, перефразирование и объяснение сложных тем простым языком. Однако у них есть ключевое ограничение — они не могут проверять свои ответы на достоверность, отметила Мария Горденко.
В результате полученные от них ответы могут оказаться неверными, потому что ИИ либо признает отсутствие нужной информации, либо «выдумывает» ответ. Поскольку у ИИ нет системы логического вывода, он не может самостоятельно делать выводы или мыслить критически.Один из примеров — неудачный опыт Google с чат-ботом Bard, чья ошибка в рекламе привела к обвалу акций компании.
Потому, продолжила Мария Горденко, важно, чтобы студенты использовали ИИ осознанно, полагаясь на него лишь как на вспомогательный инструмент. И всегда проверяли результаты с помощью собственной логики и знаний.
Чат-бот ответов не дает
Взаимодействию преподавателей со студентами может помочь персональный чат-бот. Сама Мария Горденко создала такой для работы по освоению Python. Он предназначен для помощи студентам в разборе учебного материала и ответах на вопросы.
«Чат-бот знает, как решать задачи, но не выдает готовый ответ. Он лишь направляет на верный путь, поэтапно объясняя шаги, но оставляя решение за студентом», — пояснила преподаватель. В чате стоит ограничение: один студент может задавать не более 10 вопросов в день, что стимулирует студентам задавать их более осознанно, а преподавателя — эффективно перераспределять внимание, улучшая материал курса на основе самых частых запросов студентов.
Мария Горденко также подчеркнула важность навыков промптинжиниринга, то есть правильного составления запросов для ИИ: «нужно поставить задачу, добавить контекст, дать инструкцию, назначить какие-то роли, допустим, ты преподаватель, задать стиль и тон». Как показали многочисленные примеры, качественно составленный запрос позволяет получить точные и релевантные ответы, что делает ИИ более эффективным помощником.
Инструменты-помощники
Существуют ИИ-инструменты, которые помогают преподавателям эффективно обрабатывать текстовую информацию. Эти сервисы автоматизируют многие рутинные задачи, такие как генерация идей и оформление текста.
Например, сервисы для генерации изображений и создания графических элементов — их использование может значительно повысить визуальную привлекательность образовательных материалов. ИИ может не только генерировать изображения, но и редактировать их: например, удалять нежелательные объекты или преобразовывать черно-белые фотографии в цветные. Такие возможности открывают новые перспективы для создания информативных и запоминающихся презентаций, что, в свою очередь, делает лекции и семинары более эффективными и интересными для студентов.
Для работы с текстом и контентом преподаватели могут использовать ряд мощных ИИ-инструментов:
GigaChat от Сбера — универсальный чат-бот для создания текстов, работы с изображениями и программирования, доступный бесплатно с удобным русскоязычным интерфейсом;
ChatGPT от OpenAL — один из самых передовых чат-ботов, способный создавать связные тексты и решать различные задачи; базовая версия доступна бесплатно;
YandexGPT от Яндекса генерирует тексты различных форматов, от товарных описаний до сценариев мероприятий, и интегрирован с Алисой и «Яндекс.Браузером»;
Copilot от Microsoft, встроенный в офисные приложения, полезен для профессиональной работы с документами и программированием, с бесплатным доступом к основным функциям;
Claude от Anthropic поддерживает анализ контента, создание конспектов и написание кода, предлагая широкий функционал для создания качественного материала.
Сервисы для создания чат-ботов: coze и Imagica
Использование ИИ-сервисов может значительно облегчить работу преподавателей, однако их следует рассматривать именно как помощников, а не как полноценную замену экспертного подхода, подчеркивает Мария Горденко. Стоит помнить, что нейросети и модели машинного обучения применяются гораздо шире: например, в промышленности для контроля качества и безопасности, где они помогают предотвращать несчастные случаи . В образовательной же сфере ИИ пока больше ориентирован на выполнение вспомогательных функций, улучшая процесс, но не подменяя собой опыт преподавателя.