Не слушать, а действовать: вызовы для программ дополнительного образования
Автор: Федор Артюшенко, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для IQ Media
Быть в тренде
«Мы обречены бежать впереди паровоза», – считает заместитель декана по ДПО экономического факультета МГУ им. Ломоносова Ольга Молчанова. Задача образования – это выявить определенные новации из окружающей действительности, а затем транслировать их.
Бизнес-образование сегодня превращается в тройной вид деятельности: исследование, обучение и консультирование. Программы ДПО МГУ, по словам Ольги Молчановой, активно используют междисциплинарный подход: например, будущие IT-специалисты работают с биологическим и психологическим факультетом для углубления знаний о человеческом мозге. Лучший результат обучения – когда после курса люди говорят, что у них «переформатировались мозги», подчеркивает эксперт.
По ее словам, изменился подход к преподаванию на программах ДПО: теперь в МГУ предметы ведут практик и теоретик, которые дополняют информацию друг друга. «Преподаватель выполняет роль навигации, а не трансляции», – подчеркивает Ольга Молчанова.
Еще один тренд – перевод процесса обучения в онлайн-режим. На экономическом факультете МГУ около 40 программ ДПО в области менеджмента и 60% из них используют формат онлайн.
Модератор дискуссии, первый заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Дмитрий Волков подчеркнул, что бизнес-школы в этом году столкнулись с рядом новых вызовов, связанных и с кардинальными изменениями на рынке труда, и со сменой приоритетов в обучении со стороны корпоративных клиентов и физических лиц. Успех бизнес-школ в 2025 году «будет во многом определяться тем, насколько бизнес-школы смогут реально ответить на эти вызовы через трансформацию портфеля своих образовательных решений, тематик программ, технологий обучения», сказал он.
Дмитрий Волков также обратил внимание, что сейчас возрастает роль «микрообучения», когда человек учится самостоятельно и не систематически, как в университете. «Микрообучение» не противоречит, а дополняет «макрообучение» – системное обучение на программе в университете, полагают эксперты. Ольга Молчанова подчеркивает: при радикальных изменениях, которые происходят сейчас, системное обучение более актуально.
«Мы не учим слушателей смотреть в экран и читать. Наш подход – давать конкретные навыки», – говорит декан бизнес-школы НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Сергей Александровский. Обучение в рамках ДПО в Нижнем Новгороде проходит преимущественно в онлайн-формате. Это, по словам декана бизнес-школы, дает преимущество по скорости и экономии времени.
В целом подход программ ДПО в нижегородской Вышке – интенсивная нагрузка. Сергей Александровский подчеркивает: научиться чему-то можно только через напряжение, когда человек применил усилия, сравнимые с занятием спортом. «Цель обучения – не накопление знаний, а обучение человека действовать со знанием дела», – подчеркивает он. Программа должна быть выстроена так, чтобы человек получал практические навыки.
Работать с новыми технологиями
ДПО университета ориентируется на тех, кто хочет работать с новыми технологиями, поэтому оно должно быть интересно представителям амбициозных компаний и крупнейших бизнес-экосистем, полагает директор Центра программ МВА Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Владимир Копцев.
Особенность программ ВШБ – иммерсивный опыт, погружение в бизнес-среду. Для этого в ВШЭ используют современные технологии (в том числе, ИИ), оттачивают мягкие и жесткие навыки и применяют кросс-дисциплинарный подход (пример — вовлечение представителей data science на программу МВА). Кроме того, защита выпускных квалификационных работ – начиная с выбора темы и до выступления перед комиссией – происходит в соответствии с требованиями бизнеса. Такие особенности обучения помогают лучше понимать современную бизнес-среду, подчеркивает Владимир Копцев. Среди важных навыков, которые ведут к долгосрочному росту бизнеса, он выделил креативное и аналитическое мышление, скорость в усвоении информации, умение вести переговоры и поддерживать эффективную коммуникацию.
Иммерсивный подход, погружение в бизнес-среду важно в том числе для государственного сектора, уверен заместитель директора института государственной службы и управления РАНХиГС при президенте РФ Вячеслав Шоптенко.
Кадровый резерв государственных компаний часто проходит экспресс-обучение в 2-3 дня, поэтому ДПО РАНХиГС используют бизнес-симуляции, которые позволяют компаниям рефлексировать над собственной работой. Интерактивный формат, по словам эксперта, дает больше результата, чем обычные лекционные выступления. В этом случае не имеет значения: проходит занятие онлайн или офлайн.
При этом, по словам Вячеслава Шоптенко, некорректно использовать слово «слушатель» по отношению к человеку, проходящему программу ДПО. Практико-ориентированный подход требует иной терминологии: с точки зрения эксперта, слово «участник» описывает процесс обучения лучше.
Удержать внимание
Важный вызов, стоящий сегодня перед преподавателями ДПО, – необходимость вовлекать участников в процесс обучения. «Сейчас стало очень трудно конкурировать за внимание», – признается Сергей Александровский. По его словам, многие учащиеся в аудиториях могут увлечься собственными делами или сидеть в телефоне. В онлайне потерять аудиторию еще проще – слушателю достаточно просто открыть другую вкладку браузера.
Декан бизнес-школы НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде признается: удерживать внимание в онлайне на программе ДПО способа еще не нашли. При этом возвращение в офлайн режим не имеет смысла: все привыкли к удаленке и тому, что «ты можешь заниматься в удобное время в комфортной для тебя обстановке», отмечает он.
Еще один важный вопрос – соотношение синхронного и асинхронного обучения (взаимодействие преподавателей с обучающимися в реальном времени или по индивидуальному графику с каждым – ред.). Для бизнес-школы в Нижнем Новгороде приоритетный формат – синхронный. Программы ДПО школы активно используют цифровые технологии, формат работы в малых группах и работу с супервайзерами и помощниками. Переход в асинхронный формат предполагает работу методолога, который составит грамотный дизайн продукта, а человек с курса захочет дойти до конца и получить диплом: этот формат полезен для тех, кто только собирается погрузиться в тему и понять свою мотивацию к обучению.
По словам Ольги Молчановой, бизнес-образование часто получает запросы на кастомизацию процесса обучения. «Кастомизация в бизнес-образовании невозможна, поскольку менеджмент – это командный вид спорта», – подчеркивает она. Кастомизация возможна только под запрос конкретной компании.
С этим подходом согласен Вячеслав Шоптенко: с его точки зрения, важно слышать нужды заказчика, чтобы работа получалась более эффективной.
Относительно асинхронного формата Ольга Молчанова заметила, что он позволяет каждому брать материал в той степени, в которой нужно. «Поэтому асинхрон тоже важно уважать и в меру использовать», – добавила она.
При этом, сказала эксперт, несмотря на широкое распространение онлайн-формата и учебы без отрыва от производства, менеджменту необходимо поддерживать и офлайн-формат в обучении.
«Формат может быть любой, важно, чтобы программа соответствовала своей цели», – подчеркнул Дмитрий Волков. В качестве основных слагаемых успеха программ ДПО он выделил IT-поддержку, инвестиции и цикл обратной связи.