Профессиональное обучение для креативного класса: нужны ли художникам экзамены и «корочки»?
Екатерина Пешакова, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для IQ Media
От ручного труда к интеллектуальному
Дискуссия началась с проблемы генеративных нейросетей: какое место им отводится в современном процессе обучения и чему учить будущих творческих профессионалов на фоне перспектив замены креаторов искусственным интеллектом.
Эксперт Ассоциации новой модной индустрии, пионер 3D-технологий в сфере проектирования одежды в России Мария Шевченко начала работать с ИИ еще на заре становления технологии и накопила большой опыт применения нейросетей. При этом она не склонна считать, что ИИ может все и тем более не транслирует подобные идеи своим студентам. «Искусственный интеллект – это всего лишь инструмент, а не универсальное решение всех задач», – подчеркивает Мария Шевченко.
Главная цель креативного специалиста – создание продукта, который ждет покупатель, а не решение низкоуровневых задач вроде формирования лекал и расчетов. Технологи, конструкторы, дизайнеры и производство должны работать сообща, используя современные инструменты – алгоритмы, искусственный интеллект, 3D-моделирование и роботизацию – для достижения этой цели.
«Я активный пользователь ИИ-инструментов: ChatGPT, Claude (приложение для чат-ботов с продвинутым искусственным интеллектом для генерации текста — Ред.), Gemini (чат-бот с ИИ, который позволяет генерировать тексты и изображения, задавать вопросы и искать информацию — Ред.)», – рассказывает Мария Шевченко. «Например, не имея опыта в создании принтов, мы смогли разработать их с помощью Stable Diffusion (модель генеративного ИИ, которая преобразует текст и детализирующие подсказки в фотореалистичные изображения — Ред.) за три дня вместо обычных полутора месяцев. Написание статей в тандеме с Claude теперь вместо недели занимает 2 часа», — отмечает она.
При этом Мария Шевченко подчеркивает важность экспертных знаний: «Без понимания конечных целей работа с ИИ теряет смысл. Только зная потребности аудитории и принципы создания коммерческого принта, можно достичь желаемого результата. Я объясняю студентам, что фокус их работы смещается от ручного труда к интеллектуальному — «залезть в голову» покупателя и понять, чего он хочет. Для этого необходимо владеть знаниями о графических стилях, различных решениях, инструментах и технологиях».
Творческая реализация вместо рутины
Когда встревоженные студенты говорят о грядущей безработице на фоне развития искусственного интеллекта, доцент Московского политехнического университета Ярослав Дмитриев дает четкий ответ: «Нейросети вас не заменят, а предоставят новые возможности для профессионального роста и творческой реализации, освободив от рутинных задач».
В подтверждение этого тезиса Ярослав Дмитриев напомнил историю собственного вуза – Института графики и искусства книги имени В.А. Фаворского Московского Политеха, преемника легендарного ВХУТЕМАСа. «Владимир Андреевич Фаворский создал уникальную образовательную модель, объединившую функциональный подход к искусству с классическими академическими традициями. Его идеи оказались пророческими – именно такой синтез традиционного искусства с новыми технологиями востребован в современных креативных индустриях», — отметил эксперт. Сегодня институт продолжает развивать этот подход, сочетая в своих образовательных программах классическое художественное образование (традиционный рисунок, живопись) с изучением передовых технологий (веб-дизайн, motion-дизайн).
«История движется по спирали», – говорит Ярослав Дмитриев. «С появлением фотошопа говорили, что он погубит художников, то же самое говорили о фотографии. Но в итоге выигрывает тот, кто лучше осваивает новые технологии и учится их применять», — констатирует эксперт. Именно этому подходу университет обучает своих студентов – использовать ИИ как инструмент для оптимизации рабочих процессов.
Учеба на опережение, партнерства и практика
Снять страх проходящих обучение перед могуществом ИИ — далеко не самая сложная задача для методистов и преподавателей ДПО.
«Работодатели часто критикуют образование за то, что оно “отстает” – сначала появляется новая технология, и только потом начинается обучение. Возможен ли обратный процесс?» – задалась вопрос заместитель руководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ по учебной работе Татьяна Кривошеева.
«Мы не можем учить тому, что «возможно будет» – в области генеративных нейросетей разрабатывались разные алгоритмы, но «выстрелил» только один», – отозвалась Мария Шевченко, признав при этом, что и опоздать здесь нельзя. Для своего курса ДПО по специальности Project Manager в индустрии моды Мария решила эту дилемму через партнерство с одним из инновационных лидеров российского ритейла – компанией «Спортмастер». По ее словам, компания успешно внедрила лучшие международные практики, разработала собственную систему мониторинга мировых трендов и их адаптации для собственных брендов, использует передовые алгоритмы управления.
Однако наладить партнерство оказалось непросто: «Такими наработками сложно делиться – когда вложены огромные средства, бренд-менеджеры компании выезжают на международные выставки, покупают и изучают продукцию конкурентов для поиска лучших технологий», — отмечает Мария Шевченко.
В Московском политехе при создании программ дополнительного образования делается ставка на подход JOBS-TO-BE-DONE – «обучение не просто креативным профессиям, а под конкретные производственные задачи», говорит Ярослав Дмитриев. Такой подход, по его словам, привлекает даже непрофильные производственные корпорации, которые обращаются за корпоративным обучением в области психологии цвета, композиции и дизайна для своих подразделений.
Поиск нестандартных решений и новых ниш
При разработке программ дополнительного профессионального образования важно реагировать на сигналы от профессионального сообщества и быть готовым расширять границы одной профессии.
Основательница сети концепт-сторов «Предметы» Мадина Гумерова рассказала, как разработала программу, объединяющую юридическую грамотность и аспекты PR-продвижения для предметных дизайнеров. «Я увидела большой запрос со стороны производителей мебели на талантливых предметных дизайнеров, а также потребность самих дизайнеров в знаниях о защите прав и коммуникации с производствами», – отмечает она. Курс Мадины Гумеровой посвящен правильной презентации идей, поиску производителей и инвесторов, выходу на российские и международные площадки, развитию личного бренда дизайнера и защите интеллектуальной собственности.
«Важно делиться знаниями и улучшать профессиональную среду», – подчеркивает эксперт. «Радует, что производители начинают понимать: дальнейшее развитие на копиях невозможно. Это заметно на профессиональных выставках вроде ARTDOM или Московской недели интерьера и дизайна, где строго отслеживается новизна и уникальность предметов, в том числе отсутствие подражания иностранным брендам. Русский культурный код получает все большую поддержку со стороны государства», – добавила она.
Знания против корочек – и наоборот
Учащиеся программ ДПО нередко считают избыточным контроль приобретенных знаний и получение формальных документов. Порой студенты программ ДПО игнорируют итоговую аттестацию, чем создают сложности для университетов, ведущих статистику выпускников.
«Сейчас рынок дополнительного образования можно разделить на две большие ниши: первая – это знания, вторая – «корочка». И потребители, как правило, идут либо за одним, либо за другим», — говорит руководитель Федерального методического центра по инклюзивному образованию Дина Макеева. По её мнению, официальный документ важен прежде всего там, где от него зависит карьерный рост и заключение о квалификации. В креативных индустриях же мастерство подтверждается не документом о проведенных в аудитории часах, а реальными навыками и портфолио.
Дина Макеева не исключает, что здесь стоило бы пересмотреть подход к итоговой аттестации. «Если человек прошел весь курс, возможно, этого достаточно для выдачи документа. То, что в креативных индустриях люди стремятся именно к знаниям, а не к формальным “корочкам”, должно стимулировать образовательные учреждения идти навстречу таким студентам», – уверена она.
Ярослав Дмитриев соглашается: «В креативной индустрии сформировалась тенденция опоры на собственные силы, фриланс, самозанятость. «Зачем мне эти ваши корочки? Научите меня, чтобы я мог взять еще два проекта и хорошо на них заработать». Эту ситуацию он объясняет тем, что креативные индустрии пока мало регулируются государством, а частный капитал «гонится не за корочкой» и ориентирован на практические результаты.
«Университетам приходится искать новые формы взаимодействия», – продолжает Ярослав. «Привлекательные образовательные программы отталкиваются от решения конкретных проблем слушателей. Недостаточно просто предложить курс по типографике или 3D-моделированию. Современному потребителю в креативных индустриях нужны знания, которые выведут его на новый уровень и новые проекты. Люди хотят учиться типографике, чтобы повысить продажи, сделать рекламу более привлекательной и эффективной, улучшить дизайн продукции. При таком подходе они четко понимают, за что платят деньги, и сами формируют образовательный результат», — подчеркивает эксперт.
Мария Шевченко предлагает посмотреть на проблему иначе: «Если слушатель не сдаёт экзамены, мы не можем контролировать его знания, и такое обучение теряет смысл. Мы должны давать практические знания и обязательно предоставлять обратную связь по работам».
«У большинства людей обучение идет через стресс – мы помещаем мозг в стрессовое состояние и заставляем человека думать по-другому, формируем новые нейронные связи. Если мы отказываемся от итоговой аттестации, то теряем важнейшую часть обучения. Люди учатся наиболее интенсивно именно на этой обратной связи. Давайте разделим понятия не на «корочку» и знания, а на «корочку» и контроль», — подчеркнула эксперт.