• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российский Инвестиционный Форум

Студенты факультета экономических наук посетили Российский инвестиционный форум в Сочи, где обсуждались проблемы и возможности, стоящие перед российской экономикой.

Александр Дорофеев, Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ

Со времен Зимних Олимпийских Игр 2014 года Сочи постепенно становится новым центром спортивной, культурной и политической жизни России. 27-28 февраля в городе прошел Российский Инвестиционный Форум. На это событие съехались множество политиков, руководителей госкомпаний, представителей бизнеса, высших чиновников, а также небольшая группа студентов Высшей Школы Экономики. В том числе я. Данный обзор описывает наиболее интересные заседания, которые мне удалось послушать за два дня Форума.

Секция “Межбюджетные отношения. В поисках равновесия” , посвященная взаимодействию регионов и федерального правительства, интересна не столько своей темой, сколько составом спикеров, в числе которых были Татьяна Голикова, Дмитрий Козак, Алексей Кудрин и Антон Силуанов. Модератор дискуссии — депутат всех, кроме третьего, созывов госдумы Андрей Макаров, в данный момент являющийся председателем комитета думы по бюджету и налогам. Такой набор представителей власти — редкость даже для Форума, и дискуссия оказалась очень содержательной и оживленной.

В большинстве субъектов Российской Федерации расходы региональных бюджетов превышают их доходы. Такие регионы получают субсидии от федерального правительства, чтобы финансировать проекты, на которые не хватает собственных денег. Подобная система может создавать очень плохие стимулы для развития регионов, ведь если одному из них удастся заработать больше, то поддержка из Москвы сократится. Миллион рублей, заработанный самим регионом, и миллион рублей, полученный, в качестве гранта, ничем не отличаются друг от друга, но зарабатывать деньги непросто. В результате, регионы недостаточно стараются сбалансировать бюджет и остаются на иждивении у федерального правительства. Спикеры обсуждали, существуют ли выходы из этого порочного круга и как найти баланс между поддержкой и стимулированием регионов.

После программного вступительного слова министра финансов Силуанова, обозначившего основные вопросы к аудитории, микрофон неожиданно взял губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. Калужская область необычна с точки зрения межбюджетных отношений, так как, будучи долгое время дотационным регионом, в 2015 году области удалось сбалансировать бюджет и стать донором, обнажив тем самым все главные проблемы российской бюджетной и налоговой системы. С одной стороны, раз у региона уже сбалансирован бюджет, то субсидии федерального правительства ему не требуется. С другой стороны, если финансовая поддержка такого региона прекратится, то получится, что государство “наказывает” область за грамотное планирование бюджета. Артамонов уже давно критикует политику министерства финансов, которое решило все-таки сократить дотации Калужской области, тем самым создав отрицательные стимулы стремиться к финансовой независимости.

С трудом остановив губернатора, Дмитрий Козак в ответной речи заявил, что проблема уже решена. На недавнем совещании у премьер-министра было принято решение, что софинансирование проектов в Калуге продолжится. Кроме того, разрабатывается система грантов самым быстрорастущим регионам, которая создаст дополнительные стимулы проводить более грамотную политику. Наконец, вместо ежегодных субсидий, план которых регулярно пересматривается, Козак предложил разрабатывать более долгосрочные соглашения, в которых размер дотаций будет постепенно снижаться. Регионы будут ожидать сокращение субсидий и, соответственно, будут постепенно выравнивать свою бюджетную политику.

Следующим выступил Алексей Кудрин, который описал более радикальный способ разрешения конфликта межбюджетных отношений: дать больше самостоятельности регионам. По мнению эксперта, если регионы будут располагать большими объемами налоговых поступлений, а субсидии из центра будут более точечными, то это приведет к более сбалансированному экономическому росту страны. Представители власти, однако, энтузиазм Кудрина не разделили. Татьяна Голикова, только что вернувшаяся из поездки по стране с проверкой, указала на критически низкий уровень профессионализма региональных управленцев. Субъекты федерации регулярно не выполняют свои финансовые обязательства, и происходит это не из-за недостатка финансирования или недостаточной автономии, а по причине незнания законодательства или неумения планировать бюджет. В такой ситуации, по мнению Голиковой, давать большую автономию регионам опасно.

После обеда все участники форума собрались в главном зале пленарных заседаний , чтобы послушать большой доклад Дмитрия Медведева. В докладе премьера были затронуты большинство тем, которые так или иначе обсуждались на секционных заседаниях, а также был указан основной вектор развития, который видит государство.

Первое важное замечание, сделанное Медведевым — это то, что основная фаза экономического кризиса прошла. По мнению правительства, российская экономика стойко справилась с препятствиями, вызванными “санкциями за нашу политическую позицию”. Падение ВВП остановилось, и инфляция стабилизировалась в районе 5% в год. Многие секторы показывают себя лучше других, причем речь идет не только об энергетике — транспорт, машиностроение, сельское хозяйство показывают устойчивый и быстрый рост. Что особенно важно, отметил Медведев, это то, что “мы возродили психологию страны лидера”.

Следующая задача, стоящая перед страной — это перестройка экономики, развитие более продуктивного производства, стимулирование инноваций и создание “умной” экономики. Необходимо повышать темпы экономического роста до общемировых, но лучше — еще больше. Хотя уровень безработицы в России низкий, относительно других стран, у нас существует дефицит квалифицированных кадров. Премьер заметил, что очень часто перспективные российские компании переезжают за рубеж, так как там создана более благоприятная среда для ведения бизнеса. Нам необходимо создать такие же условия и остановить отток капитала. Россия экспортирует интеллект, а должна экспортировать интеллектуальные товары. Медведев привел цитату Сергея Капицы: “математика - это то, что русские преподают китайцам в американских университетах” и сказал, что дальше это продолжаться не должно.

Наконец, чтобы защитить российскую экономику от внешних шоков, которые спровоцировали последний кризис, Медведев предложил разработать механизм защиты отечественных производителей от валютных рисков и систему кредитования потребителей российской продукции за рубежом. Это, вместе со стабилизацией налоговой системы и снижением контроля за бизнесом со стороны силовых структур и региональными органами власти со стороны федерального правительства, сделает российскую экономику конкурентоспособной и готовой к вызовам XXI века.

Одна из важных характеристик современной и инновационной экономики — это развитие и использование альтернативных источников энергии и зеленых технологий. Россия, как известно, не является мировым лидером по экологически чистому производству, так что секция “Зеленая Экономика как Вектор Развития” приобрела особую важность в контексте речи Медведева на пленарном заседании.

Секцию открыл Сергей Иванов, представитель президента РФ по вопросам экологии, осветивший основные проекты, которые в данный момент осуществляются в России. Уже много лет правительство работает над системой переработки мусора. В данный момент отрасль находится в настолько упадочном состоянии, что даже во времена СССР перерабатывалось больше отходов. Если система начнет функционировать, то переработка может стать серьезной отраслью промышленности, которая принесет множество экономических выгод России. В будущем мусор может быть использован в качестве альтернативного топлива, что делает разработки в этой сфере еще более перспективными.

Многие люди считают зеленые технологии и альтернативные источники энергии скорее забавой богатых стран, чем серьезным и важным изобретением. В качестве контрпримера Иванов рассказал, что для некоторых отдаленных и труднодоступных уголков нашей страны солнечная энергия является вообще единственным доступным источником электричества. До сих пор нет эффективных способов транспортировать электричество на дальние расстояния, поэтому для маленьких поселков в несколько сот человек солнечные батареи являются не только полезным, но жизненно необходимым изобретением.

Осуществлением подобных проектов в России занимается компания “Renova”, и председатель совета директоров компании Виктор Вексельберг тоже присоединился к обсуждению. По мнению предпринимателя, переход на альтернативные источники — это глобальный тренд, и в этом будущее мировой экономики. Масштаб таких трендов виден уже сейчас. В частности, весь экономический рост Германии за последние десять лет был обеспечен электроэнергией, полученной через альтернативные источники. Вексельберг заметил, что это могло бы быть политическим решением, направленным на усиление немецкой энергетической независимости. Однако даже такая страна как Катар, напрямую зависящая от экспорта углеводородов, недавно приняла план полного перехода на альтернативную энергию к 2040 году.

Для таких решений существуют прямые экономические стимулы, и российский бизнес тоже это понимает. Президент Российского союза предпринимателей Александр Шохин в своем комментарии сказал, что промышленники поддерживают курс правительства в вопросах экологии, так как это позволит сохранять конкурентоспособность экономики. Другой представитель бизнеса, Елена Безденежных из компании “Норильский Никель”, рассказала о планах компании выпустить “зеленые облигации” — ценные бумаги, которые продаются для сбора денег на развитие зеленых технологий. Существуют инвесторы (особенно иностранные), которые хотят вкладываться исключительно в альтернативные источники энергии. Причем дело не в моде, а в том, что они видят в этом перспективы и экономические возможности. Новый финансовый инструмент поможет “Норникелю” привлечь средства, которые иначе были бы ему недоступны.

То, что в российском сообществе формируется консенсус, относительно экономической важности заботы об экологии, не может не радовать. Сложность, однако, состоит в том, что для эффективной заботы об окружающей среде необходимо сокращать производство и вводить больше барьеров для загрязнения, чем требовала бы индивидуальная рациональность. Другими словами, чтобы действительно защитить экологию, нужно, чтобы компании понесли убытки. Сложные вопросы начинаются тогда, когда страна вступает в эту стадию противоречий. В России, однако, до нее еще далеко.

Для студента-экономиста такое мероприятие как Российский Инвестиционный Форум — не только возможность посмотреть на руководителей страны, важных экспертов и крупных бизнесменов. Почти каждое обсуждение, проходившее на Форуме затрагивало центральные вопросы одной из важнейших областей экономической науки. Дискуссия о межбюджетных отношениях — это прямое приложение теории индустриальной организации и частный случай распространенной теоретической проблемы агент-принципал. На пленарном заседании обсуждались факторы долгосрочного экономического роста, а вопросы, связанные с заботой об окружающей среде имеют непосредственную связь с экономикой общественного сектора. Многие из этих проблем уже давно разрешены учеными, но участники форума то ли этого не знали, то ли игнорировали. Но студенты Высшей Школы Экономики об этом знают. Остается ждать, пока они приедут на Форум уже в другом качестве.


Мария Кузнецова, бакалаврская программа Экономика, о ключевых идеях шести сессий, которые она посетила:

Повышение эффективности производства – национальный приоритет

Рост производительности труда позволяет повысить конкурентоспособность страны. Однако действующие темпы ее развития сегодня в России не соответствуют поставленным задачам роста экономики. О. Голодец отметила, что основным препятствием роста производительности труда является резкое сокращение инвестиций в российскую экономику и отсутствие стимулов у предпринимателей вкладывать в техническое перевооружение. Также стоимость рабочей силы очень сильно занижена, что не соответствует сегодняшнему уровню квалификации работников. Доведение оплаты труда до конкурентоспособного уровня даст серьезный выигрыш и производству, и экономике.

О ключевых мерах стимулирования производительности труда говорил В. Осьмаков. Согласно его мнению, производительность труда – некая самоцель, которую не надо фетишизировать. Существует множество подсчетов производительности труда. В зависимости от используемого бенчмарка, можно по-разному характеризировать, на каком месте находится Россия на международном уровне. С США разрыв составляет 30-40%, что не является критичным. В Российской экономике есть как очень производительные рычаги, так и участки, развитие которых остановилось со времен СССР. Для каждой отрасли/сегмента есть свои рецепты. Набор решений по стимулированию технологической модернизации в отраслях является весьма сложным – это многочисленные субсидиарные программы, госпрограммы развития промышленности и различные фонды. В периметре, поддерживаемом фондами, производительность труда значительно выше, чем в экономике в целом. Надо только повышать качество администрирования этих инструментов и искать новые точки роста с точки зрения стимулирования инвестиций в различные сегменты. Недостаточная технологическая модернизация, различные косвенные административные издержки и социальная нагрузка – три компоненты роста. Административные издержки являются самой проблемной точкой, которую следует решить в первую очередь.

В настоящее время готовится новый паспорт проекта о производительности труда, о котором рассказал А. Слепнев. Были отмечены основные акценты, на которых предложено фокусироваться в программе.  Проект ориентирован на «быстрые» и «большие» победы, в связи с чем важно сконцентрироваться на практических задачах на средних и крупных предприятиях в региональном разрезе. Нужно фокусироваться на уровне компаний, это всегда история конкретного предприятия, а не отрасли и экономики в целом. Данные исследования показывают, что потенциал роста производительности достаточно высок – 30-50% роста можно получить за счет современных управленческих подходов. Важно иметь в виду также социальный аспект, а именно планы переподготовки кадров,  их новой занятости. Когда речь идет о технологической модернизации, необходимо понимать на какие именно технологии ориентироваться  - современные платформенные технологии или стандартная схема догоняющего развития.

В дискуссии также было затронуто обсуждение Стратегии развития России до 2024 года, разрабатываемой А. Кудриным.  За последние 5 лет производительность труда в России выросла лишь на 8%. Это очень низкие темпы по меркам быстро развивающихся стран. В разрабатываемую Стратегию развития к 2024 году закладывается рост до 30%, а к 2035 его планируется удвоить. Если этого не произойдет, планируемый экономический рост в 3-4% невозможен. В предыдущие периоды тренд был ориентирован на рост количества трудоспособного населения, то есть добивались прироста выпуска продукции  за счет роста трудоспособного населения. В настоящее время его доля снижается, что говорит о том, что данный фактор работает в минус. Таким образом, достижение роста выпуска возможно лишь за счет увеличения производительности. Данная задача всегда стояла перед государством, но фокусирования на ее выполнении не происходило. Более того, важен рост производительности и труда, и капитала, а именно рост производительности инвестиций. Необходимо внедрение новых технологий, бизнес-планов, создание благоприятной административной среды. Несмотря на большую долю затрат на технологическое развитие, рост инноваций осуществляется минимальными темпами. К примеру, в 2008 году доля инновационной продукции в экономике должна была вырасти до 40%, а она в 2007 году была 7%. Сейчас она составляет лишь 9%. Так почему же все усилия не принесли результат? Важно не только какие произвести инновации и кому их предложить. Вся цепочка производства, состоящая из высококвалифицированной рабочей силы, соответствующих структур венчурного финансирования и предприятий, которые были бы заинтересованы в использовании инноваций, работает точечно. Институтов, которые смогли бы связать всю эту цепочку в единый механизм, создав индустрию производства инноваций и их внедрения, нет. Разрабатываемая Стратегия должна ответить на вопрос: как эту цепочку запустить? Иначе Россия останется страной отстающей в техническом развитии, она уже теряет свои позиции во многих отраслях и не может войти в те ниши, которые быстро развиваются. Один из примеров – цифровизация, которая в ближайшие 10 лет даст ключевой прирост во всех отраслях. При анализе совокупных факторов производительности, которые окажут влияние на российскую экономику в ближайшие 10-15 лет, было выявлено, что треть из них приходится именно на нее. На данный момент Россия отстает в 10 раз от мира по темпам цифровизации.

Среди ключевых факторов повышения производительности были названы состояние и качество рабочей силы (к примеру, нехватка инженеров). Для решения проблемы необходимы инвестиции в образование, сделать из университетов центры инноваций. В сравнении с вложениями в предприятия, инвестиции в университеты незначительны.  В рамках цифровизации рутинная работа сменится критическим решением проблем и креативностью, для чего необходимы соответствующие кадры. Более того необходимо мотивировать бизнес делать долгосрочные инвестиции в экономику. К примеру, согласно  данным на 2016 год, прибыль предприятий выросла до 23%, а при этом инвестиции сократились до 3%.


Человеческий капитал как фактор экономического развития

Инвестиции в человеческий капитал играют особую роль, создавая эффективные, мотивированные и высокопрофессиональные кадры, которые влияют на темпы экономического роста. Тема человеческого капитала очень актуальна, особенно на переходных стадиях развития. Все больше возникает дилемма - не хватает специалистов, при этом люди не могут найти работу.

Согласно данным представителя Фонда развития интернет-инициатив, Кирилла Варламова, количество рабочих мест в ближайшие 10 лет сократится на 5 млн. При этом около 20 миллионов работодателей изменят свои требования к кандидатам. Если посмотреть на выпускников текущих вузов, по данным опроса, лишь 40% работают по специальности, что говорит об отсутствии синхронизации рынка образования и спроса на него. Россия в мировом рейтинге востребования человеческого капитала находится на 56 месте. При этом на уровне производства человеческого капитала на 33-35 месте. Ключевая проблема – ключевые сдвиги в экономике – новая экономика, экономика знаний, где ничего нет, кроме человеческого капитала. Необходимо массовое внедрение центров профориентаций. Абитуриенты не знают, какие профессии будут востребованы и высокооплачиваемы завтра. Необходима тесная интеграция между работодателями, вузами и школами.  Одна из фундаментальных проблем – отсутствие спроса на человеческий капитал со стороны работодателей, который выражается и в отсутствии спроса на науку, и в отсутствии патентной активности. Было предложено создать Ассоциацию по развитию человеческого капитала.

Ректор РЭШ, Шломо Вебер, говорил о человеческом капитале в большей степени с точки зрения образования. Традиция неуважения к социально-экономическим наукам продолжается со времен СССР. В настоящее время делается все возможное, чтобы изменить данное мнение. Несмотря на популярность инженерно-технологических специальностей, успех в данной сфере невозможен без понимания экономического и финансового аспекта этой деятельности. Когда речь идет об изобретениях и инновациях, существует большая разница. Изобретений существует много, но привести их на рынок, создать инновацию не всегда получается. Для этого необходимы образовательные программы, которые находятся на стыке технологий, экономики, финансов и управления. Без этого движение вперед невозможно. РЭШ движется в направлении создания подобных программ. Было подписано соглашение с коллегами из Московской школой управления и Сколтех о сотрудничестве. Более того, существуют существенные региональные различия, стимулирование роста человеческого капитала необходимо не только в Москве, нужно действовать также локально. Вебер уверен, что образование должно основываться на трех ключевых направлениях – инженерно-технологическая сфера, экономика и финансы, управление. Чтобы воспитывать людей с критическим мышлением, надо науку развивать и расширять горизонты знаний студентов, в то время как изучение экономики во многих регионах остановилось на политэкономии. Привлечение специалистов из зарубежных стран может также оказать существенную роль.

Денис Конанчук, академический директор Московской школы управления СКОЛКОВО, обратился к понятию человеческого капитала. Человеческий капитал живет по закону капитала, он мобилен и перетекает туда, где на него наибольшая отдача. Если это хорошо подготовленный человек, он поедет туда, где работать интересно  и где за это больше платят. Вопрос в том, какая компания в России  сможет предложить ему эти условия. Система менеджмента является ключевой в ответе на данный вопрос. Было проведено исследование, проанализировано 2600 профилей LinkedIn – 1300 из России и 1300 из других стран. И в российских, и в западных компаниях существует 10 общих компетенций. Однако у российского менеджмента за последние 5 лет были сформированы 5 компетенций, специфичных только для России – корпоративные финансы,  due diligence, бизнес-планирование, M&A. На Западе существует  5 других компетенций, не представленных в России – лидерство, работа в кросс функциональных командах, продажи, развитие продуктов. Очевидно, что в России иные доминирующие системы, наблюдался неорганический рост компаний – за счет привлечения и объединения активов. На Западе рост был органическим – за счет разработки новых продуктов и продажи их на глобальных рынках. России также необходимо ориентироваться на компетенции, которые доминируют в мире. Любая экономика растет, когда в ней разрабатываются новые продукты, востребованные покупателями. Без этого устойчивого экономического роста не будет. Более того, исследование подтвердило, что работникам в России не хватает soft skills. Каждый год LinkedIn публикует рейтинг наиболее оплачиваемых компетенций, из которого видно, что за традиционные навыки платят все меньше. На переднем плане навыки, стоящие на стыке традиционных дисциплин, например, маркетинг, и новых технологий, например, цифровые финансы. Идет диффузия новых технологий и традиционных управленческих дисциплин. Это та зона, в которую можно инвестировать, чтобы сыграть на опережение.

Грядущая экономическая иерархия: индекс готовности к будущему

Индекс готовности к будущему – проект, запущенный клубом «Валдай» и ВЦИОМ. Основная идея создания – увидеть в настоящем ростки будущего, прочертить возможные контуры нового мира, понять, какое место в ней  будут занимать отдельные страны и нации. Задачей данной индекса является выявить те направления и аспекты государственной политики, на которых надо сконцентрироваться уже сегодня, чтобы через 10-15 лет оказаться в числе лидеров мирового соревнования. Что касается используемых методов, то в основе лежит экспертный опрос, анализ данных, интеграция рейтингов. Индекс включает в себя 10 сфер оценки: технологии, образование, наука, культура и коммуникации, качество жизни, ресурсы и экология, система управления, безопасность и суверенитет, международное влияние, экономика. В качестве методологии создания используются кабинетное исследование, экспертные оценки, отбор и анализ статистических данных по каждому критерию, опрос по специально сформированной панели экспертов, формирование агрегатных показателей по каждому направлению, расчет индекса для разных сценариев развития. Как уже было упомянуто, для каждой сферы существуют свои критерии оценки стран. К примеру, в сфере технологии такими критериями являются развитие многофункциональных цифровых технологий, развитие нанотехнологий, автоматизация и роботизация производства, технологическая сложность производства и его разнообразие. В сфере образования – непрерывность и мобильность, генерация, привлечение и удержание талантов, грамотность населения. В системе управления – повышение эффективности административного аппарата, информатизированные процессы получения государственных услуг, минимизация коррупции, устойчивость институциональной системы.

Данный индекс получил критику среди участников дискуссии.  К примеру, были упомянуты преимущества отставания, связанные с тем, что страны видят, как развиваются лидеры, каким образом делают это. Вдохновляясь успехом, эти страны перенимают стратегию у лидеров, ускоряют рост и приближаются к ним. Однако это срабатывает не всегда, поскольку существует множество политических и институциональных факторов, усложняющих процесс догоняющего развития. Могут происходить внутренние разрывы, связанные с дисбалансами и замедляющие движение вперед. В связи с этим, все факторы необходимо свести к трем блокам: потенциал развития, факторы, позволяющие воспользоваться потенциалом и устойчивость экономического развития, то есть насколько страна может совладать с дисбалансами при продвижении вперед.

Более того, устойчивость развития проявляется не только в способности поддерживать высокие темпы роста. Это способность нации  выживать и воскресать из пепла. Важны не только количественные оценки факторов, но и мнения экспертов, что осложняется тем, что исследование носит международный характер. Также необходимо учитывать те факторы, которые есть, но будут развиты в будущем.

Представитель рейтингового агентства отметила, что данный проект является весьма «амбициозным», задается длинный горизонт – 10-15 лет. Также важно учитывать тот факт, что сама попытка предугадать будущее оказывает влияние на него. В то же время и будущее оказывает влияние на решения, принимаемые в настоящем.

Проектное управление: как избежать подготовки нежизнеспособных стратегий?

Проектное управление является одним из важнейших этапов формирования культуры управления, как в бизнесе, так и в государственных органах. Вопрос, стоящий на повестке: что впереди – стратегия или бюджет? Для этого необходимо выстраивать приоритеты в условиях ограниченных ресурсов. Необходимо развивать проекты, имеющие в своей основе глобальные цели. Предыдущие стратегии выполняются лишь на 20-40%, что еще раз говорит о том, что необходимо концентрировать внимание на определенных проектах для более качественного их выполнения.

Кто же должен участвовать в выработке приоритетов? Консультанты утверждают, что это должна быть «стратегия сверху». При этом большинство проектов ориентировано на поиск инициатив, лучших идей, поэтому возникают противоречия.

Опыт Белгородской области подсказывает, что стратегия – это, с одной стороны, возможности бюджетные, а бюджет, с другой стороны, - это возможности стратегического видения развития той или иной территории. К этому нужно относиться как к чему-то симбиотическому. Не может быть какого-то одностороннего движения – сверху вниз или снизу вверх. К примеру, все мы являемся субъектами Российской Федерации, в приоритете директивы, постановления, которые направлены на развития субъекта, территории. Это и есть движение сверху вниз, закладываемое в основу стратегии. С другой стороны, каждый из нас живет на отдельной территории, понимая возможности регионального развития, резервы, инвестиционный, научный и кадровый потенциал. Это дает встречное движение – снизу вверх. Эффект от этих двух противоположностей позволяет создать стратегию, соответствующую бюджетным возможностям на определенный период. 50% результатов стратегии зависит от механизма ее реализации. Механизм реализации может быть только один – проектный менеджмент, который обеспечивает развитие и приток новых молодых кадров. Выстраивается некоторая иерархия планирования: стратегия, программа, проект, мероприятие, но проект здесь является ключевым.

Опыт Московской области говорит, что в современном мире невозможно оптимизировать процессы без внедрения IT технологий, поэтому во всех Министерствах есть люди, отвечающие за эти направления. Руководителям проектов необходимо иметь четко поставленную перед собой цель. Когда цель есть, а группа кадров не в состоянии справиться с ней, необходимо искать кадровую замену.

Что касается Ленинградской области, опыт показал, что ключевую роль играет руководитель. Была сформирована стратегия, на основе которой создали госпрограмму, совпадающую со стратегией по целям и задачам, на основе которой был организован проектный менеджмент. Очень важно правильное построение цели. К примеру, строительство дороги. Какая основная цель: строительство качественной дороги или трата бюджетных средств? Иногда происходит путаница. Считается, что если освоено 100% бюджетных средств, значит, программа выполнена. Но при этом качество страдает. Более того, очень важно определить приоритет проекта, так как существует проблема с кадрами. Очень важно, чтобы проекты совпадали со стратегией, а стратегия была понятна населению. Когда получается всесторонняя синергия, можно ждать хороших результатов.

Представитель PwC прокомментировал ситуацию, сказав, что выработка приоритетов – двусторонний процесс.  Был произведен опрос среди сотрудников и руководителей. Следующий вопрос был задан руководителям: верят ли руководители проектов в стратегию, которую они разработали? Около 50% руководителей уже в процессе внедрения разработанной стратегии не верили, что она позволит им достичь тех или иных изначально запланированных результатов. Также был задан вопрос: насколько разработанная стратегия была понятна как внутренней, так и наружной аудитории? Как правило, 80% непонятно, что было разработано, и что нужно делать. Когда хочется, чтобы стратегия достигала результата, нужно не терять фокус. Важно, чтобы вся деятельность, связанная с достижением результата проекта, не поддавалась давлению каких-либо внешних обстоятельств, чтобы ресурсы тратились эффективно. Проектное управление – один из мощнейших инструментов, который позволяет упорядочить всю деятельность, чтобы заложенные в стратегии цели исполнились. Более того, необходимо наладить межведомственный диалог таким образом, чтобы решения принимались в рамках проектной деятельности, а не в рамках узковедомственных интересов. Проектная деятельность подразумевает не только планы и ресурсы, но и оценку деятельности,  персонифицированная ответственность, мотивацию. Достичь реализации стратегии позволяют следующие установки – никогда не терять фокус и сделать все возможное, чтобы дойти до конца.

Мистер Тан, сотрудник Управления по эффективности и реализации реформ при премьер-министре Малайзии, поделился своей историей успеха. С 2009 года ВВП Малайзии вырос на 50%, наблюдался приток инвестиций в частный сектор, 1,8 миллионов новых рабочих мест были созданы в 12 отраслях из 40, что отражает принцип фокусирования и расстановки приоритетов. Государственный бюджет стал менее зависим от нефтяных ресурсов (с 40% до 14% за последние 6 лет). Как Малайзии удалось достичь подобных результатов? Единственный способ – начать действовать. Необходимо совершать небольшие действия на пути к большой цели и быть готовым к тому, что они будут непопулярны среди общества. Не надо бояться совершать невозможные цели и ранжировать приоритеты. Во главе программы должен стоять сильный лидер, который иногда принимает директивные решения. Главная цель – начать действовать, а не просто говорить о существующих проблемах.

Финансирование инфраструктурных проектов

Во время данной сессии велось обсуждение проблемы финансирования инфраструктурных проектов, с которыми страна столкнулась после мирового экономического кризиса: проблема в качестве самих проектов или в отсутствии средств? Участники дискуссии разошлись во мнениях. Одни считают, что страдает качество проектов. Ведь не качественные проекты ищут деньги,  а деньги ищут качественные проекты. В то время как современные проекты требуют долгого срока окупаемости при доступных «коротких» деньгах, что делает их непривлекательными для инвесторов. Другие склоняются к тому, что острее стоит проблема финансирования. Причина тому – отсутствие необходимой нормативной и законодательной базы. Существующие риски, к примеру, валютный, также ограничивают приток инвестиций. Более того, наблюдается нехватка не только частного, но и государственного финансирования.

Для решения проблемы были предложены следующие действия. Во-первых, формализовать процесс принятия решений относительно финансирования со стороны государства. Во-вторых, сделать доступным законодательство о наиболее популярной форме привлечения средств – концессиях. В-третьих, сделать работу различных ведомств и законодательства в целом более сбалансированным с единым аналитическим центром. В-четвертых, работать и над структурой проектов, а именно, соблюдать баланс рисков – и правовых, и законодательных.

Во время дискуссии выступил представитель азиатской экономики – Ханс Хьюн, который дал комментарий относительно специфики России для иностранных инвесторов. Он упомянул, что существуют неконтролируемые риски, в частности, рыночный, которые придают неопределенность относительно будущего средств, внесенных в проект. Более того, краткосрочные показатели не согласуются с долгосрочными целями государственной политики. Он также предложил хеджировать существующий валютный риск путем фиксирования процентных ставок между Китаем и Россией в долгосрочной перспективе. Данные меры, по мнению Ханса Хьюна, позволят сделать Российские проекты более привлекательными для иностранного капитала.

Индустрия кино. Продвигая регионы

Одним из способов повышение инвестиционной привлекательности регионов, предложенной Союзом кинематографистов, является производство фильмов и телесериалов на основе системы кинокомиссий и рибейтов. Представление регионов на международных кинофестивалях позволит привлечь не только российские, но и иностранные инвестиции, а также повысит интерес туристов к его основным достопримечательностям. Первопроходцами в данной модели продвижения регионов являются Ульяновская и Калининградская область. Одним из примеров успешного проекта является фильм «Левиафан», после выхода которого активно начал развиваться туризм в основных местах съемки картины, были построены новые гостиницы, организованы туристические маршруты по сюжету фильма. Таким образом, удалось стимулировать интерес к месту через его визуализацию.

Система рибейтов – частичная компенсация затрат на производство фильма из регионального бюджета. Она покрывает средства, необходимые на перевоз аппаратуры, жизнь актеров в других регионах. Взамен регион получает своего рода не явную рекламу. Каждый такой сериал/фильм является продакт-плейсмент,  в основе которого регион.

Вывод

На Форуме обсуждались основные проблемы, связанные с инвестиционной привлекательностью и экономическим потенциалом России на региональном уровне, а также стратегии по решению данных проблем. Было отмечено, что особое место в экономическом развитии занимает человеческий капитал, а прозрачная нормативная и законодательная база – одно из обязательных условий для притока частных инвестиций. Качество проектов и риски, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы также стали частью дискуссии. Существуют как проблемы, с которыми предстоит справиться Российской экономике, так и возможности, которые предстоит реализовать в будущем.