• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Я не могла себе представить, что у меня появится шанс стать студентом этого ВУЗа

Студентка второго курса магистерской программы “Финансовые рынки и финансовые институты” Залия Гиндуллина о поступлении и учебе в Стокгольмской школе экономики (Стокгольм, Швеция)

Стокгольмская Школа Экономики, магистратура, направление «Бухгалтерия и финансовый менеджмент»


Поступление


Желание учиться за рубежом и интерес к Северной Европе, в частности, появились у меня еще в последних классах школы, и выбор НИУ ВШЭ в качестве альма-матер был обоснован отчасти обширными возможностями для академической мобильности. О Стокгольмской Школе Экономики я узнала от своих лондонских друзей, которые подчеркивали уникальный профессионализм её выпускников. Конечно, на тот момент я не могла себе представить, что у меня появится шанс стать студентом этого ВУЗа.

В конце бакалавриата многие бывшие однокурсники решили продолжить учебу за границей, и я тоже решила попытать шанс. Мой план «А» состоял в том, чтобы получить двойной диплом, закончив и магистратуру НИУ ВШЭ по направлению «Финансовые рынки и финансовые институты», и  магистратуру по экономике и менеджменту (MEMS) в Берлинском университете им. Гумбольдта. Однако процесс подачи документов в европейские университеты сильно стандартизован, поэтому я также направила пакеты документов в Университет Бонна, Стокгольмскую Школу Экономики и Оксфордский Университет. Так как возможность оплачивать мое обучение у моей семьи была ограничена, предпочтение отдавалось программам с возможностью получения стипендии – стипендия DAAD для немецких вузов, стипендия The Hill Foundation в Оксфордском университете и две стипендии для Стокгольмской Школы Экономики – Af Jochnick Foundation и Visby Program.

Мне повезло: из упомянутых ВУЗов мне удалось поступить в Берлинский университет им. Гумбольдта и на стипендию в Стокгольмскую Школу Экономики. Обучение без стипендии стоило бы 150 000 шведских крон в год. Немного подумав, я выбрала Швецию.

К моменту поступления я уже заканчивала первый курс магистратуры направления Финансовые Рынки и Финансовые Институты, и мне все же не хотелось терять возможность закончить Вышку. Поэтому я поделилась своей ситуацией с международным отделом факультета экономических наук, научным руководителем программы и администрацией факультета и направления. Администрация и преподаватели Вышки с большим пониманием отнеслись к моей ситуации и очень поддержали меня. Таким образом, мне удалось продолжить учебу в НИУ ВШЭ и стать студентом магистратуры Стокгольмской Школы Экономики.


Процесс подачи документов


Для подачи документов в магистратуру Стокгольмской Школы Экономики необходимо:

Иметь диплом бакалавра с как минимум 90 кредитами в области бизнес-администрирования, а также с минимум 20 сданными кредитами в области бухгалтерского учета и финансов. На самом деле, приемная комиссия не так строга с точным числом кредитов, главное, чтобы направление диплома было похожим на выбранное направление.

Сданные стандартизованные тесты GMAT или GRE:

Необходимый минимум GMAT (общий результат): 600 и более

Необходимый минимум GRE (результат по математике): 155 и более

Сданный тест по английскому языку:

IELTS Academic – как минимум 7.0

TOEFL iBT – как минимум 100

Если вы обучались английскому на бакалавриате

Если английский – ваш родной язык

Мотивационные письма и соответствующие сопутствующие документы:

Мотивационное письмо, отвечающее на вопрос, почему Вы подходящий кандидат для данной программы

Ваше резюме

Релевантный опыт работы и/или волонтерства

Рекомендации не требуются, но есть возможность их предоставить – предоставляйте обязательно!

Для каждой стипендии процесс подачи документов отличается. Для Visby Program правила обновляются на официальном сайте стипендии, для Af Jochnick Foundation Scholarship требовалось написать дополнительное к заявке в университет мотивационное письмо.

Обучение

Стиль обучения и требования в Стокгольмской Школе Экономики достаточно сильно отличаются от привычных в Высшей Школе Экономики. И он, в целом, гораздо интенсивнее, особенно на направлении «Экономика» и «Бухгалтерия и финансовый менеджмент».

В целом, от студентов требуется более точное следование всем инструкциям преподавателей, особенно в отношении качественных предметов. Иными словами, математических предметов и требований к вычислениям было меньше, чем предметов, которые подразумевали развитую способность к аргументации своих мыслей и использование детально изученной академической литературы в этой аргументации. Умение синтезировать новые мысли из тезисов предыдущих работ оценивалось (даже в случае математических предметов) на экзаменах выше, чем описание прочитанного или критический анализ и даже верное численное решение задач.

Более того, в Стокгольмской школе экономики подход к групповым работам также отличается: шведские студенты обычно физически собираются вместе и ведут очень оживленное обсуждение заданий. Разделение работы на части и делегирование членам группы существует, но у европейских студентов обычно гораздо больше комментариев и вопросов к работе товарищей. При таких обсуждениях необходимо учитывать культурные особенности студентов из разных стран, чтобы донести свою мысль. Такое, конечно, приходит только с опытом, но все же стоит стараться никого не обидеть слишком резкими суждениями. Групповые работы имеют огромное значение для процесса образования в университете, и поэтому их почти невозможно избежать, но именно вместе с другими ребятами получается действительно хорошо понять предмет. Некоторые (особенно математические) предметы очень сложно сдать, если не заниматься в группе (уже по собственной инициативе).

Курсы в университете, как правило, обновляются каждый год и их администрирование обычно на очень высоком уровне. Преподаватели часто приглашают практикующих профессионалов на «гостевые лекции», и обычно эти лекции очень интересны, потому что профессионалы презентуют практическую задачу, которую студентам необходимо решить. Например, однажды на курсе «Финансовые коммуникации» к нам пришли финансовый директор, директор по развитию и директор по коммуникациям из Муниципалитета Стокгольма. Они рассказали о необходимости объяснения финансовых ограничений гражданам города в понятной непрофессионалу форме и описали соответствующую проблему и релевантные факторы. Студентам предстояло в группах разработать решение для муниципалитета. Полученные решения были презентованы комиссии из преподавателей и представителей муниципалитета. Такие гостевые лекции/задачи могут быть по 3-7 раз за курс, что стирает пропасть между теорией и практикой, а также позволяет студентам спросить профессионалов о возможностях трудоустройства.

Условия обучения очень хороши: Университет и компьютерные комнаты с доступами в терминалы открыты 24/7, а также существует целый Дворец Студентов с огромным количеством мест для тихого обучения (Studentpalatset), который работает с 8 до 10 вечера. В университете действует небольшое кафе, но лучше покупать еду в окрестных кафе или ближайшем супермаркете – цены внутри университета не похожи на льготные.

Возможности после обучения

Стокгольмская Школа Экономики – признанный лидер бизнес-образования в Северной Европе (Скандинавия и Финляндия). Данный университет хорошо воспринимается работодателями в Лондоне, а также имеет широкую сеть выпускников и филиал с MBA в Москве. Таким образом, выпускникам с таким образованием найти работу в Европе относительно легко. Более того, Швеция предоставляет возможность остаться в стране на полгода для поиска работы после завершения образования. Если Вы хотели бы остаться в Швеции после завершения образования, я бы очень советовала выучить шведский язык.

В университете действует программа менторства, которая может соединить Вас с практикующим профессионалом-выпускником Стокгольмской Школы Экономики, который будет поддерживать Вас советом, предоставит Вам необходимые контакты, поможет Вам с поступлением на Ph.D./подготовиться к карьере в крупном инвестиционном банке и т.п. Я участвую в программе в данный момент и очень рекомендую и Вам.

Проживание

В Стокгольмской Школе Экономики существует маленький офис, занимающийся размещением иностранных студентов. Если повезет, можно получить квартиру (или комнату) от университета по льготной цене (в моем случае она была ниже рыночной в 2 раза). Более того, на домашней странице данного офиса размещаются и частные предложения (но достаточно редко). Если поехать в Стокгольмскую школу экономики по обмену, то можно с большой вероятностью получить комнату в шаговой доступности от ВУЗа и по приемлемой цене.



В университете также необычайно развито студенческое сообщество, в которое вступают почти все студенты Стокгольмской Школы Экономики. На его базе существуют около 30 сообществ, которые занимаются развитием бизнес-связей университета, образованием студентов, организацией мероприятий, представляют собой ряд политических движений (за равноправие, большей частью), международные студенческие связи, ряд волонтерских организаций (помощь шведским школьникам из неблагополучных районов с домашним заданием, консультационная помощь некоммерческим и социально-ориентированным организациям). Также, действует студенческий бизнес-инкубатор и множество других программ, которые позволяют студентам лучше определиться с карьерой и провести студенческие годы в соответствии со своими интересами.