Плюсы Вышки - это люди, которые здесь работают
Харис Соколов, стажер-исследователь Лаборатории теории рынков и пространственной экономики, лауреат премии "Золотая Вышка" – 2017 в номинации Серебряный птенец, студент 4 курса бакалаврской программы Экономика, исследовательский поток, рассказывает о том, как ему удается все успевать
Про исследования
Я занимаюсь исследованиями в различных областях экономической науки: анализ институтов, экономика общественного сектора, международная торговля. Помимо этого, я работаю учебным ассистентом, занимаюсь репетиторством и, конечно, учусь. Учеба занимает у меня относительно мало времени: я почти никогда не трачу на подготовку к экзамену или контрольной работе больше 6 часов, что освобождает большое количество времени для других дел.
Исследованиям я посвящаю наибольшую часть своего времени, в настоящий момент у меня два проекта и еще ВКР (дипломная работа). Я отношусь к исследовательской деятельности не как к работе по контракту (я работаю в двух лабораториях Вышки), а как к любимому делу.
Для меня нет ничего необычного в том, чтобы провести весь день за чтением научных статей или заниматься проектом до 5-6 утра, учитывая, что в 9 нужно вставать, чтобы ехать в университет. Когда ты не думаешь, как некоторые люди, о том, чтобы поскорее всё сделать, освободиться и "наконец-таки отдохнуть", то работаешь быстрее, эффективнее и всё успеваешь
Про учебу
На факультете экономических наук много хороших профессоров и курсов, я кратко расскажу лишь о самых запоминающихся. Мой самый любимый курс в Вышке — это Микроэкономика для исследовательского потока, которую вели Кирилл Александрович Букин и Данил Александрович Федоровых. Лекции Кирилла Александровича были похожи скорее на продолжение математического анализа, и благодаря этому стали прекрасным подспорьем как в учебе, так и в исследованиях. А семинары Данила Александровича проливали свет на смысл и интуицию изучаемых моделей, что не менее важно в экономической науке.
Также нельзя не упомянуть Александра Николаевича Челеховского и Бориса Борисовича Демешева, без которых исследовательский поток не был бы исследовательским потоком. Александр Николаевич на семинарах по макроэкономике всегда старался не просто решить задачи и объяснить абстрактную теоретическую модель, но и проиллюстрировать ее применение реальными случаями из экономики России и других стран. А на семинарах по Теории вероятностей, Статистике и Эконометрике с Борисом Борисовичем мы разбирали темы, которые обычно не затрагиваются в бакалаврских курсах, программировали на R и изучали методы, применяемые в машинном обучении, что было гораздо интереснее базовой программы.
Огромное значение для меня имели курсы Теории игр, Международной торговли и Экономики общественного сектора и профессора, которые их вели: Антон Дмитриевич Суворов, Александр Игоревич Тарасов и Леонид Иосифович Полищук. Именно на этих курсах я получил необходимый для исследований бэкграунд, и именно под руководством этих профессоров я, собственно, и проводил исследования. Взаимодействуя с ними, в очередной раз убеждаешься, что плюсы Вышки – это не майноры, академическая мобильность, ярмарки вакансий, престижный диплом и т. д., а люди, которые здесь работают.
Про личный рекорд
Если говорить о рекорде именно в учебе и исследованиях, то весь третий курс – это один мой большой рекорд. Перед началом третьего курса я задумался о поступлении на PhD. Чтобы определиться со сферой научных интересов, нужно было взять field курсы. В силу многих причин, в том числе из-за несбалансированности учебного плана и большого количества обязательных предметов, получилось так, что в первом семестре я изучал одновременно 10 курсов, хотя обычно на такое количество отводится два семестра. В какой-то момент, когда семестр уже подходил к концу, преподаватели все разом решили поразвлечь студентов, и вышло так, что у меня одновременно висело 7 домашних заданий. Но закончилось всё неплохо: я получил за эти курсы семь десяток и три девятки, что позволило мне подняться на 1 место в кумулятивном рейтинге, а это, к слову, важно при поступлении на PhD.
Во втором семестре подавляющую часть моего времени занимала исследовательская деятельность: проект под руководством Александра Игоревича Тарасова и помощь в одном из его исследований, работа над статьей вместе с Леонидом Иосифовичем Полищуком (которую, кстати, недавно приняли к публикации в зарубежном журнале), курсовая работа под руководством Антона Дмитриевича Суворова. На учебу времени почти не оставалось, тем не менее я смог получить по всем предметам десятки. Как результат всего этого года, я получил премию "Золотая Вышка", стипендию имени Гранберга и ПГАС (повышенную стипендию) за учебу. Наверно, это можно считать личным рекордом.
Про школу
До поступления в Вышку я учился в гимназии в небольшом городе в Московской области. У меня, мягко говоря, не очень хорошие воспоминания об этой гимназии. Наверно, в любой школе проводятся концерты, где школьники танцуют, поют и делают другие бесполезные вещи. Однако в моей гимназии этому был дан наивысший приоритет. Каждые 2-3 недели проводился какой-либо концерт, выступление или праздник, и каждый ученик должен был участвовать в подготовке, бесчисленных репетициях и т. д. Эти репетиции могли длиться по 2-3 часа (а то и больше), то есть суммарно многие ученики проводили в школе по 9-10 часов в день. Я, как нормальный человек, который ценит свое время, просто пропускал эти репетиции, уходив сразу же после уроков. Конечно, мне приходилось много о себе выслушивать на следующий день, но это занимало минут 10, а не 2-3 часа.
При этом самой учебе в этой школе внимания почти не уделяли. На контрольных и проверочных ученики просто всё списывали со смартфонов, домашние задания скатывали из решебников, учителя знали и не обращали на это особого внимания. Они даже поощряли списывание на олимпиадах – надо же было как-то поднимать рейтинг школы. Ради справедливости скажу, что здесь хорошими были английский язык и некоторые факультативы, но даже эти факультативы вели не школьные учителя, а либо выпускники, либо родители учеников. В целом, я могу сказать, что поступил в Вышку не благодаря, а вопреки своей гимназии.
Про экономику
В моей жизни экономика появилась, когда к нам пришла работать учительница из другой гимназии. Она преподавала самые азы экономики, что, в целом, логично, учитывая очень слабую математическую подготовку в моей школе и прежнее отсутствие экономики. Впервые за много лет мне было действительно интересно на уроках! Вскоре она предложила мне поучаствовать в муниципальном этапе всероса по экономике. Я выиграл, что было очень неожиданно, учитывая, что первые места всегда доставались ученикам из ее школы, которых она готовила. Потом был региональный этап, затем заключительный. Писал я их практически без подготовки: я, конечно, пытался найти материалы в интернете, но когда ты совершенно не знаешь специфику олимпиад по экономике, и тебе не у кого попросить о помощи (той учительнице пришлось уволиться из моей гимназии), то самостоятельно понять, как нужно готовиться, достаточно трудно.
И что мне очень сильно понравилось в олимпиаде по экономике, так это то, что там меньшую роль играют специальные знания, запоминание каких-либо фактов, и большую – умение соображать. Например, одну из задач на региональном этапе можно было решить, построив несколько кривых производственных возможностей. Тогда я даже не знал, что это такое, однако используя информацию, данную в условии задачи, можно было догадаться, что и как необходимо сделать. У меня это получилось, и мне поставили полный балл за эту задачу. Выбирая, на какое направление поступать, я не хотел, чтобы в университете делался упор на запоминание огромного количества информации. Наоборот, мне хотелось изучать и искать причинно-следственные связи, научиться анализировать информацию и делать на ее основе правильные выводы. Сравнивая олимпиады по разным предметам, в которых участвовал, я понял, что экономика лучше всего соответствует этим требованиям.
Про дизайн механизмов
Летом 2017 года я был в Иерусалимской школе по экономической теории для аспирантов. Почти каждый день с 9 утра до 4 дня нам читали лекции по дизайну механизмов. Говоря простыми словами, дизайн механизмов — это создание таких стимулов и правил игры, которые приводят к достижению желаемого исхода при взаимодействии экономических агентов. Вам пригодится дизайн механизмов, если вы, например, хотите провести приватизацию и вам нужно установить правила ее проведения. И, в общем случае, правила будут отличаться в зависимости от того, хотите ли вы, чтобы имущество досталось наиболее эффективному собственнику, или же чтобы доход государства от приватизации был максимальным.
Лекции, которые нам читали, содержали именно теорию дизайна механизмов, а не приложения, как в описанном выше примере. В целом, было очень интересно, хотя бакалаврского курса Теории игр не всегда хватало, чтобы понимать всё, о чем рассказывают, особенно учитывая, что школа рассчитана на студентов PhD программ. При этом сами PhD студенты признавались, что тоже не всегда осознавали, что происходит. Хотя многое зависело от самого лектора. Кто-то забывал, что в аудитории есть не только профессора с Нобелевскими премиями, но еще и студенты, и тогда многие выпадали из процесса. Другие же, наоборот, помнили об этом, и тогда даже с относительно небольшим бэкграундом в этой сфере можно было без проблем понять достаточно сложную модель. Однако самым сложным было приходить на утренние лекции (к 9 утра), учитывая, что предыдущие 2 года я этого практически не делал. Но я успешно справился с этой трудной задачей (за исключением пары дней). В целом, эта школа стала прекрасным дополнением к курсу Теории игр, и я рад, что факультет профинансировал мою поездку.
Про диплом
Дипломную работу (ВКР) я пишу под руководством Александра Игоревича Тарасова, а тема связана с международной торговлей. В 2014 году курс рубля резко упал, и многие эксперты говорили, что это благоприятствует российскому экспорту. Действительно, когда курс отечественной валюты снижается, наши товары становятся относительно более дешевыми для зарубежных потребителей. Спрос растет и, следовательно, экспортная выручка увеличивается. Однако все почему-то забывают об издержках. Падение курса отечественной валюты ведет к удорожанию импортных промежуточных товаров и услуг, что ведет к увеличению стоимости производства и, следовательно, снижению выручки (причем не только экспортной). В тех отраслях экономики, где доля импортных промежуточных товаров и услуг достаточно велика, такой отрицательный эффект от снижения курса отечественной валюты может быть значительным. В своей работе я строю теоретическую модель, иллюстрирующую эти рассуждения, и тестирую ее, используя данные межотраслевого баланса России.
Пожелания к антиюбилею
В антиюбилейный год я хотел бы пожелать Вышке увеличивать зарплаты и надбавки, а также нанимать больше преподавателей на международном рынке труда. На факультете экономических наук есть большой выбор курсов, которые можно изучать, однако действительно стоящих не так много, как хотелось бы. Выбирать курсы можно по разным критериям: интерес к предмету, сложность материала, польза для будущей профессии, количество домашних заданий/контрольных работ и т. д. Но по личному опыту могу сказать, что, даже если, исходя из силлабуса / отзывов старшекурсников, курс кажется вам полезным и интересным, плохой преподаватель с большой вероятностью сделает его унылым и невыносимым. И, наоборот, хороший преподаватель сможет сделать непримечательный по описанию курс действительно увлекательным. Ну и так как зарплата и система надбавок являются довольно эффективными инструментами для привлечения квалифицированных преподавателей, мне кажется, Вышке стоит тратить на них деньги. И, также исходя из личного опыта, скажу, что среди профессоров со степенью PhD чаще встречаются хорошие преподаватели, поэтому стоит развивать международный рекрутинг.
Соколов Харис Форич
Лаборатория теории рынков и пространственной экономики: Стажер-исследователь