Не бойтесь пробовать себя в абсолютно неожиданных вещах, на первый взгляд, не связанных с экономикой
Павел Лебедев, студент 4 курса Совместной программы по экономике ВШЭ и РЭШ, отвечает на вопросы Анастасии Арбузовой, студентки 3 курса Совместной программы по экономике ВШЭ и РЭШ, о своем опыте подготовки и поступления в магистратуру MIT по финансам.
Q: Паша, расскажи, куда ты поступил, что это за программа и где ты проведешь ближайшие несколько лет?
A: Хотя на Совместном бакалавриате есть курсы по финансам, основной упор идет на экономику. Я чувствовал потребность получить какие-то фундаментальные знания по финансам, поступить в магистратуру, которая специализируется по финансам. Причем не только в классическом понимании финансовой науки, но и на ее пересечении с анализом данных, программированием, техническими науками, поэтому я подавался на программы, связанные с финансами, но в более технические университеты. Я подавался в Princeton, в MIT, в Oxford, в Ecole Polytechnique на программу по анализу данных вместе с HEC и в Bocconi. Я поступил везде, кроме Princeton, но меня взяли в итоге в Massachusetts Institute of Technology, куда я больше всего хотел. И там я буду учиться следующие 1,5 года.
Q: Что ты для этого делал? Что было самым сложным во время поступления? И как тебе удалось сохранить уверенность в том, что ты хочешь и будешь делать?
A: На самом деле это хороший вопрос, потому что весь процесс поступления на зарубежные graduate программы очень утомителен и требует и нервных, и физических затрат времени и сил. Во-первых, нужно сдать тесты (я сдавал GMAT) - это требует подготовки.
Также требуется написать качественное эссе – statement of purpose, нужно попросить рекомендации. Это все занимает время. И при этом времени на 4 курсе не так много. Тем более я был в это время на обмене в Испании, и там это делать было вдвойне тяжело, потому что в Испании ты хочешь думать обо всем, но только не о том, как бы сидеть и писать заявки в университеты.
Во всем этом процессе важно постоянно находить мотивацию в том, зачем ты это все делаешь, зачем ты вообще поступаешь на эти программы. Тем более магистратуры отличаются от PhD тем, что они платные и в топовых вузах, особенно американских, они довольно дорогие.
И тебе параллельно с этим нужно объяснять себе и своей семье, особенно если ты надеешься на ее поддержку, зачем ты идешь на эту программу. И вот, наверное, на такую постоянную саморефлексию, объяснение того, зачем я иду туда ушла большая часть сил в последний год обучения.
А в плане, что помогло мне поступить, наверное, помимо стандартной математической подготовки и вообще экономического и финансового образования. которое мне дал Совместный бакалавриат, мне очень помогла широта знаний, которую я тут получил. Потому что при отборе в магистратуру чаще всего есть интервью, и там очень важно было показать себя как человека широких знаний, широких взглядов, интересующегося не только узкой какой-то специальностью, но и просто как образованного, эрудированного, приятного в общении собеседника. И в этом плане широкий спектр курсов, который я взял на Совместном бакалавриате, мне очень помог.
Плюс мне очень помогла сеть выпускников. И, в особенности, мне помог выпускник экономфака Роберт Давтян, который сейчас учится в MIT. У него было похожее интервью на сайте Вышки в прошлом году, надеюсь, что я смогу тоже что-то к нему добавить.
Не стесняйтесь писать выпускникам, которые учатся на этих программах. Они всегда будут рады помочь и, на самом деле, это самый лучший источник информации о программе. И всегда выпускники дадут вам отличный совет о том, на что сделать упор в ваших заявках и на интервью.
Q: Помимо выпускников, ты работал еще и с профессорами, с людьми, которые давали тебе рекомендации, которые показали тебе, что возможно продолжить свой путь в магистратуре и заниматься чем-то подобным в дальнейшем. Про кого из профессоров ты мог бы сказать, что этот человек помог тебе и сделал вклад в твое поступление?
A: Опять же сначала хочется сказать, что вообще весь профессорский состав программы Совместного бакалавриата от ВШЭ и от РЭШ, которые преподавали все предметы, не только экономические, сделали вклад в мой широкий кругозор, в эту базу знаний. Но, конечно, мне особенно хочется поблагодарить профессоров, которые писали мне рекомендации. Раз уж я так успешно поступил, очевидно, что они очень ответственно подошли, и действительно были заинтересованы в том, чтобы помочь мне поступить, поддержать меня. Это Олег Шибанов и Андрей Бремзен.
Кроме того, Антон Суворов очень поддержал меня в моем желании поехать по обмену на четвертом курсе, что довольно редко бывает среди студентов. Для меня было очень важно в самом конце перед финишной прямой как-то отвлечься и наедине с самим собой в новой обстановке подумать о том, что я делаю, о следующем шаге. И мне кажется, что это в какой-то степени мне помогло.
Именно в плане финансов отдельно хочу выделить курс, который был у Олега Шибанова про Asset Management. Мне кажется, что курс был очень яркий и очень меня заинтересовал. Именно из этого курса выросло мое желание развиваться в области финансов в управлении активами и построении каких-либо стратегий.
Q: Чего ты ожидаешь от магистратуры?
A: Конечно, у меня много ожиданий. Начиная опять с самого общего, я ожидаю интеллектуальной встряски. Я надеюсь, что учеба в MIT будет довольно требовательной, сложной и я узнаю много нового. Для меня это будет погружение в абсолютно новую образовательную среду с явным уклоном в технические специальности. Кроме того, ребята, с которыми я буду там учиться, в основном, пришли тоже из технических специальностей.
Так что это для меня будет серьезным стимулом работать над собой и вообще научиться просто по жизни лучше себя организовывать. И, конечно, я надеюсь получить самые прогрессивные знания в области финансов.
Я вообще считаю, что MIT является тем местом, где зарождались финансы в современном виде. Там преподают Нобелевские лауреаты. Например, у меня будет преподавать Robert Merton.
И понятно, что так вот вчерашний школьник, студент, который смотрел, кто же выиграет Нобелевскую премию или вообще читал эти всемирно известные учебники, может оказаться лицом к лицу со звездами науки в одном классе, это конечно звучит очень заманчиво и вообще просто ВАУ. Я просто помню, что, может семь лет назад, когда я учился в Твери в школе, в которой не было экономики и вообще в городе, в котором экономика особенно не преподавалась, я думал, что для меня поступление в Вышку, а тем более на Совместный бакалавриат, было чем-то абсолютно невозможным.
Тогда я считал, что я останусь в Твери, но потом, когда я поступил на Совместный бакалавриат, это было ощущение чего-то просто нереального. И тогда, в то время, если бы кто-то сказал мне, что я поступлю в MIT, наверное, я бы посмеялся. И сейчас мне кажется, что это отчасти даже не со мной происходит.
Конечно, я жду чего-то нового, новых знакомств, я в приподнятом настроении. И, конечно же, я много жду от Бостона, от Новой Англии, ведь это такое важное место для мировой культуры. Обитель американского романтизма, наполненная духом Эдгара По, Лафкрафта, Готорна. Я считаю, что там будет очень красиво. И вообще я рад, что я проведу там следующие полтора года, как минимум.
Q: Ты так уверенно говоришь о том, что ты ждешь, но вот человеку, который учится, например, на втором курсе, который только поступил в университет, он еще не знает, куда ему идти и не представляет себе, что может произойти с ним через четыре года, как это произошло с тобой. Какой совет ты можешь дать человеку, который еще только стоит на пороге новых открытий и не знает, с чем связать ему жизнь?
A: На самом деле сейчас нельзя до конца сказать, что я сам определился. И мне кажется, я в своих ответах старался избегать четких формулировок или планов, и в том числе, и ожиданий. Я не знаю вообще в перспективе, захочу ли я продолжать карьеру в финансах, но вообще по жизни я всегда придерживался такого правила, что лучше делать что-то, чем ничего не делать. И даже если ты не знаешь, чем ты хочешь заниматься, то надо не переставать пробовать.
Именно так я попал на свою первую стажировку на втором курсе. Я понимал, что у меня еще есть силы помимо учебы чем-то заниматься, пойти на работу. И я подался в Credit Swiss, довольно случайно, но, в итоге, проработал там с с энтузиазмом и удовольствием полтора года. Я думаю, что это абсолютно нормально, когда человек в таком возрасте может не знать, что он хочет делать. Это мне кажется скорее исключением, если человек точно уверен в том, чем он хочет заниматься. И мой главный совет - это не сидеть сложа руки, а продолжать пробовать, узнавать новое, менять виды деятельности. И, наверное, совет, который я тоже хотел бы дать и другим и себе, это не замыкать себя в существующих путях, в том числе и карьерных.
Образование — это не только навыки, которые делают из вас человека-работника, готового выполнять определенный вид деятельности, это еще и фундаментальная подготовка образованного человека. И не стоит ее недооценивать!
С такой качественной подготовкой, которая дается в Вышке, в РЭШ, вы действительно готовы к очень широкому виду деятельности. Так что не бойтесь пробовать себя в абсолютно неожиданных вещах, в творческих, на первый взгляд, не связанных с экономикой.
Q: Я знаю, что ты посвящал себя многим разносторонним активностям. Расскажи про них.
A: Мои студенческие годы - неплохая иллюстрация к тому, что можно заниматься не только экономикой, не только учебой, но и каждую свободную возможность использовать, чтобы как-то себя развивать. Мне повезло, что я помимо учебы успел позаниматься очень многими вещами. Это во многом, наверное, благодаря тому, что на Совместном бакалавриате нет такой большой внутриклассной нагрузки, то есть пар не так много.
Например, на первых курсах я активно участвовал в банковском клубе РЭШ. А вот на последних курсах я участвовал в промо-группе Station 2, где мы с друзьями организовывали музыкальные мероприятия, в том числе я научился диджеить и выступал на собственных вечеринках. В итоге даже выступал за границей во время моей учебы в Испании. Вот так я нашел для себя хороший эмоциональный выход и вообще отличное занятие для того, чтобы как-то отвлечься от повседневности.
Ещё, после первого курса я понимал, что возможно это будет мой последний шанс исполнить мое давнее желание побыть волонтером, и я поехал в Индию на месяц. Я учил детей английскому языку. Это был просто потрясающий опыт, по плотности впечатлений, наверное, ни с чем не сравнимый. И, в итоге (я, конечно, об этом не думал, когда всем этим занимался) это сыграло, на мой взгляд, очень важную роль в моем поступлении и в магистратуры, и на стажировки, потому что там очень хотят видеть в вас не просто человека-робота с кучей знаний, но и личность. И мне кажется, тем, что у меня был богатый набор вот такого разнообразного опыта, мне удалось зацепить приемную комиссию и даже получить стипендию в MIT, которая, конечно, при такой высокой стоимости обучения никогда не бывает лишней.