• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Уезжать из России я не собираюсь и здесь вижу перспективу в развитии бизнеса и рынка

Виктория Зимина, студентка Совместной программы НИУ ВШЭ и РЭШ по экономике, узнает у Александра Цыбы, выпускника 2016 года Совместной программы НИУ ВШЭ и РЭШ по экономике, чему он научился в бакалавриате, и как это помогает ему в его работе

Где и кем ты работаешь?
Я работаю в российском подразделении Nestlé, в департаменте маркетинговых коммуникаций. Если говорить на канцелярите, то старшим менеджером по цифровым каналам связи, а если называть модно и по-английски, то: Digital Manager.

Как ты вышел на эту вакансию? Чем она тебя зацепила?
Вообще, ранее я работал не напрямую в сфере маркетинговых коммуникаций, а непосредственно в в бренд-маркетинге, в целом отвечая за бренд: его продажи, запуск новых продуктов, коммуникацию и так далее. Но, ещё на своём первом месте работы, я понял, что маркетинговые коммуникации в целом мне нравятся гораздо больше бренд-маркетинга. Здесь гораздо больше перспектив: например, из коммуникаций мне куда проще перейти из FMCG в другие индустрии – инструменты коммуникаций везде одинаковые, хоть и подаются под разными соусами. Поэтому я обратил внимание на эту вакансию.

Как проходил отбор? Пришлось ли тебе специально к нему готовиться?
Самый жёсткий отбор я проходил, когда ещё был студентом и подавался на стажировку. Тогда мне пришлось заполнить анкету с мотивационным письмом, пройти CV-скрининг (которого, кстати, не стоит бояться, даже если у Вас нет опыта работы - поверьте человеку, который сейчас иногда занимается отбором стажёров, это - не главное). Главное указать университет, ваши навыки, умение работы в Excel (поверьте, мало кто действительно это умеет, даже среди тех, кто уже имеет опыт работы). Затем было телефонное интервью, когда проверяли мотивацию работать в компании и устный английский. Затем было тестирование на логику и на математические знания – естественно, на скорость. В конце было два интервью: с HR менеджером и с HR бизнес-партнёром и линейным руководителем. Конечно, когда ты уже не студент, тебе не приходится проходить все круги ада, и чем дальше ты движешься по карьерной лестнице, тем проще процедура отбора. На текущую позицию, условно, менеджера среднего звена, у меня было только два интервью. На этом уровне знание Excel, например, подразумевается по умолчанию, но куда более важен реальный опыт. Мой совет тем студентам, кто сейчас ищет работу: решение почти всегда принимается линейным менеджером, а он, в свою очередь, смотрит именно на Вашу мотивацию, поэтому даже если Вы подаётесь сразу в несколько мест, и у Вас нет строгих предпочтений, где бы Вам хотелось остаться, не говорите этого на собеседовании (про строгость предпочтений). Приемлемым будет признать, что вы рассматриваете несколько вариантов, однако именно этот привлекает больше всего по тем или иным причинам. Вообще, лучше подавайтесь только в те компании, которые Вас действительно чем-то привлекают, потому что работодатель хочет, чтобы у Вас была мотивация работать, разбираться и выкладываться на работе. Сейчас никто не занимается благотворительностью, и никто не готов учить человека, зная, что тот в любой момент готов уйти в другую компанию и не ценит текущее место работы.

Это твоё первое место работы или было что-то ещё после выпуска? А до?
Начинал я свой карьерный путь в компании JTI (Japan Tobacco International), на студенческой стажировке, затем продолжил работать там же уже на постоянной основе. Я крайне советую присмотреться к программе стажировок JUMP от JTI, как место для начала карьеры – пожалуй, это работодатель, который больше всего инвестирует в людей из мне известных. Правда, отсюда вытекает и оборотная сторона медали: когда Вы оттуда уйдёте, Вас будет ожидать сильное разочарование, от любой другой компании, но это моё личное мнение.

Почему в итоге ты решил сменить место работы?
Из JTI я ушёл в силу того, что табачная индустрия с точки зрения маркетинга имеет грустные перспективы в свете ожесточающегося законодательства. Если посмотреть на Францию или Австралию, то мы увидим, что там уже вовсю царствует обезличенная упаковка и масса других ограничений на ведение маркетинговой деятельности. В России мы движемся по тому же пути, вопрос введения той же обезличенной упаковки на перспективе 5-10 лет ещё даст о себе знать. Поэтому я решил попробовать уйти на открытый рынок и перешёл в компанию PepsiCo. В силу ряда причин я так и не смог адаптироваться к стилю компании (возможно, это был «синдром отмены» после JTI), поэтому там я проработал чуть меньше года и уже пошёл дальше.

В чем суть твоей работы? Попытайся объяснить максимально понятно для людей не знакомых с этой профессией.
Суть моей работы: разработка различных способов коммуникации в сфере digital, то есть в сфере коммуникаций через интернет, а также в каких-то смежных нетрадиционных форматах. Почему же нужны такие специалисты, как я, которые не занимаются только конкретными брендами? Если компания крупная, как Nestlé, то внутри компании есть различные категории продуктов: кондитерские изделия, детское питание и миллион других. У каждой из этих категорий свои особенности, свои бизнес-цели, свой потребитель, к каждой из них подход, в том числе в плане построения коммуникаций. При этом существуют best practices в том же digital, которые хотелось бы применять во всех категориях, а также кросс-функциональные проекты, вроде мониторинга социальных сетей и обучения сотрудников в сфере digital, актуальные для всех категорий. 

Я – тот человек, который учитывает всё это, структурирует и на этой основе разрабатывает наиболее эффективные коммуникационные инструменты, с помощью которых затем медиа-группа занимается непосредственно закупкой рекламных размещений

Александр Цыба
Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ, выпускник 2016 года

Могу привести конкретный пример моей работы: у нас есть категория готовых завтраков, у которых не очень большие бюджеты, не позволяющие закупать традиционную медийную рекламу в формате баннеров или промотируемых постов в социальных сетях в огромных количествах. Для них, соответственно, нужно было придумать недорогой маркетинговый ход, позволяющий при этом справиться проблемой доверия: в России, например, бытует мнение, что это готовые завтраки – это не очень полезный продукт, который не стоит покупать своему ребёнку. Да, там действительно содержится сахар (как, впрочем, и в сваренной каше с сахаром), и тоннами их есть нельзя, но разрабатываются они с минимальным содержанием сахара и с максимальным количеством полезных ингредиентов для сбалансированного питания. После взаимодействия с отделом research, мы выяснили, что другой особенностью нашей страны является то, что люди склонны менять свои подобные мнения не просто под действием рекламы, а если они узнают ту же информацию от того, кому они доверяют. В наше время так называемые influencers имеют большой вес в этом плане, поэтому блогеры в Instagram или YouTube могут быть идеальным каналом для общения с потребителем. Однако в Nestlé, в частности, никто не представлял, как правильно работать с этим каналом, не было прозрачной системы ценообразования, не было понимания, можно ли доверять платформам-агрегаторам, позволяющим определить цену и формат взаимодействия с блогером.  Этим, собственно, я и занимался – выстраивал канал связи между компанией и блогерами, добивался взаимовыгодных условий и максимальной эффективности конечного результата. Приведу еще пример работы: помимо основных обязанностей, в Nestlé принято, чтобы каждый был ответственным за что-то дополнительное, поэтому на мне также висит проект по корпоративному обучению в сфере маркетинга: локализация фреймворка, разработанного на глобальном уровне, проведение тренингов, образовательных программ, мероприятий.


Какие полезные знания или умения для работы были получены во время учебы в Совместном бакалавриате?
Я не хочу обижать Совместный бакалавриат [далее - СБ], и наверное, я, наоборот, сделаю комплимент, но из конкретных знаний, которые я получил на каких-то предметах мне, наверное, не пригодилось ничего. Зато СБ дал мне три вещи, которые, на мой взгляд, имеют исключительную важность, и я не представляю, какая ещё программа в России сейчас может дать эти вещи на том уровне, на котором они есть сейчас у меня и у моих однокурсников. 

Первое – это умение писать. У Вас будет шок, когда Вы выйдете на работу и увидите, что большинство людей в корпорациях не могут написать даже e-mail. Люди совершенно не могут излагать свои мысли, так что это очень большое преимущество, которое, к слову, очень ценят люди из топ-менеджмента, имеющие этот навык. 

Второе – умение делать большое количество работы за сжатые сроки с приемлемым уровнем качества. Умение находить баланс, приоритезация, если хотите. Когда Вы можете выделить главное в работе, сфокусироваться на этом, сделать эту часть хорошо, а затем быстро переключиться на другую задачу, и так несколько раз за ограниченный период времени. Сейчас рынок устроен так, что выигрывают те компании, которые могут быстро менять приоритеты и вектор развития. А компании так могут, только если так могут их сотрудники, поэтому это, опять же, очень ценится. 

И третье – это некоторый определённый стиль мышления. Я бы назвал это умением видеть последствия своих действий; пониманием, что в мире нет зла и добра, а есть только действия и их последствия, которые необходимо уметь просчитывать. Может, это звучит несколько аморально, но и в жизни, и на работе очень подобный стиль мышления пригождается. Получил я это умение однозначно на СБ, по крупицам, на разных курсах, от разных преподавателей и своих сокурсников, и очень за это благодарен им. Про какие-то hard skills вроде Excel или умение написать несколько осмысленных строк кода я вообще молчу: это то, что сейчас должен уметь любой образованный человек, и, естественно, СБ даёт это на превосходном уровне, хотя я настоятельно рекомендую самостоятельно тоже вкладываться в это и продолжать развиваться.

Какие навыки пришлось приобретать самостоятельно и как ты это делал?
Обычно я учил конкретные вещи под конкретные задачи, но были и исключения, которые затем мне действительно пригодились. Например, я с первого курса учил LaTeX, сначала сам, потом ходил на курсы одного небезызвестного преподавателя в Вышке; сам LaTeX мне, конечно, особо не нужен сейчас: только резюме я в нём делаю, потому что красиво. Но на примере LaTeX я понял, как работают языки вёрстки, и когда сейчас ко мне на работе приходит какое-то агентство и говорит, что им нужно 60 часов работы верстальщика, потому что он будет продумывать логику работы, например, конкурса, я отлично понимаю, что вёрстка и логика — это разные вещи и разные специалисты. На этом моменте я прошу их перестать нести ерунду и экономлю деньги компании.

Чем тебя привлекает эта работа, что заставляет вставать по утрам и бежать, идти в офис, на площадку, садиться к компьютеру?
У этого ответа есть две части. Первая часть очень цинична, она может очень многим не понравиться, но это правда жизни: то, что заставляет меня вставать и ехать на работу, это деньги, которые дают мне некоторую независимость в современном мире и возможность реализовывать некоторые свои желания. А вторая часть —  это моё философское видение, с которым, опять же, многие могут не согласиться, которая объясняет, почему именно эта работа и зачем мне вообще нужны деньги. Тут просто нужно понять, от чего ты становишься счастливым: мне нравится общаться с людьми, справляться с какими-то нестандартными задачами, чувствовать, что у меня на моей работе есть возможности для саморазвития, которое и является одним из ключей к моему счастливому состоянию. При этом, возвращаясь к деньгам, счастье от их получения я могу реализовать только вне работы, поэтому мне важно, чтобы у меня были как деньги, так и было время вне работы. Именно так я максимизирую свою функцию полезности. Для ребят, которые работают в IB или в консалтинге, функция полезности, наверное, другая: но я вот работать по 80+ часов в неделю не готов, даже получая значительно большие суммы, чем на моём нынешнем месте работы.

Насколько эта работа требовательная в плане дополнительного обучения, времени, сил, нервов?
У нас много нестандартных задач, и иногда мне тоже приходится начинать рабочий день очень рано, а заканчивать очень поздно. Бывают вечера, когда я возвращаюсь домой, и мне уже не хочется видеть других людей или говорить с ними, потому что за весь день через меня прошло не менее 80 человек, с каждым из которых я тем или иным образом коммуницировал. Да, особенно тяжело, когда сталкиваешься с теми, кто не хочет тебя услышать. Переключение между десятками задач за один день тоже очень выматывает и не всегда удаётся успешно встроить вновь появляющиеся крайне важные дела в длинный список уже имеющихся. Но, тем не менее, мне не хочется сбежать, и я чувствую себя вполне счастливым.


Удобно ли тебе добираться до офиса, насколько комфортен сам офис, есть ли дресскод, насколько официальны твои отношения с коллегами и начальством, можно ли работать удалённо?
Я бы сказал, что это довольно-таки гигиенические вещи. Мне, конечно, было бы комфортнее иметь полностью гибкий график работы, хотя я бы не сказал, что сейчас я не могу распоряжаться своим временем на работе. В принципе, я свободно могу приходить в любое время утром и уходить тогда, когда мне нужно, но обычно я всё-таки провожу достаточно много времени на работе, просто потому что all the work needs to be done. Никому не интересно, сколько ты работаешь и где, главное, чтобы работа была сделана и сделана хорошо. Но в офисе работать банально удобнее, потому что там все твои коллеги, с которыми часто приходится общаться, и это проще сделать устно, повернувшись на стуле, а не через почту или телефон. Идея оупенспейса мне не особо нравится, но эта концепция организации пространства сейчас практически везде, так что выбора у меня нет, мне никто не даст кабинет. В принципе, офис комфортный, условия хорошие, обед оплачивают, и нет такого, чем был бы недоволен в этом вопросе.

Были ли какие-то разочарования? Насколько действительность сошлась с твоими ожиданиями от этого места?
Честно скажу, что у меня нет щенячьего восторга от своей работы, некоторые вещи меня не устраивают, но я не в силах всё кардинально поправить сейчас. В крупных компаниях до сих пор много неэффективности, очень много процессов, которые больше тормозят, чем помогают, бывают сложные коллеги и сложные задачи, есть элементы политики, которая есть везде и к этому нужно быть готовым, это придётся принять. Завышенные ожидания от работы, когда ты учишься -- это нормально. Но нужно понимать, что не все вещи ты способен изменить в один момент. Это не значит, что со всем нужно смириться и на жизнь не жаловаться. Нет, надо работать над собой, менять реальность вокруг, это возможно, но это процесс не быстрый, не простой и, скорее всего, в одиночку не справиться. Важно уметь оценивать свои силы, иначе может случиться худшее: когда не просто наступило разочарование, а оно буквально наступило на тебя, значительно повлияв на твою психику. Я такие случаи наблюдал, и это действительно худшее, что может случиться с человеком.

Какие у тебя планы на ближайшее будущее?
Если говорить про профессиональное развитие и про сферу маркетинговых коммуникаций, то на стратегической перспективе я бы хотел уйти из FMCG в технологическую компанию, ровно как и все инструменты перетекут на аутсорс туда же: операторы связи или интернет-компании, я за ними вижу больше перспектив. На мой взгляд, FMCG скоро увидит свой закат, так как реальные товары имеют всё меньшую и меньшую ценность. Это может кому-то не нравиться (коллеги – простите), но это так. Если же коммуникации меня разочаруют, то я вернусь в классический маркетинг и спустя 3-4 года можно будет посмотреть, что там в консалтинге есть. В консалтинг не обязательно идти на позицию стажёра, очень часто туда требуются именно люди из индустрии с реальным опытом работы, понимающие, как работает бизнес. А может, и в рамках текущего места работы буду расти все выше по линии бизнеса – посмотрим, время покажет. А из личных планов: уезжать из России я не собираюсь, здесь мне комфортно, и именно здесь я вижу перспективу в развитии бизнеса и рынка.

Совет нынешним студентам: когда начинать поиск работы, что учить, что вообще в целом делать и что не делать?
Я уже дал множество советов в процессе ответа на предыдущие вопросы, но мой основной совет такой, немного неожиданный: я бы советовал не зацикливаться на работе и карьере. У многих людей на СБ этот вопрос становится основным ещё в процессе учёбы, да и по жизни потом. Это худшая ошибка, которую можно сделать. Помимо работы есть ещё такие сферы как здоровье, личная жизнь, семья. И этому всему нужно уделять достаточно внимания, потому что если этого не делать, то это сначала отразится на учёбе, а потом на работе так или иначе. В жизни нужен баланс и умение из всего извлекать счастье, и взвешенно, грамотно выстраивать свою жизнь. Если посмотреть на успешных, в понимании всего общества, людей - они более или менее успешны во всех сферах своей жизни, а не в какой-то одной. У нас вот есть пример человека, который успешно отучившись на СБ, поступил в Лондон на бакалавра музыкальных искусств, кажется, на производство музыки (если не ошибаюсь), и он счастлив. Он не жалеет, что учился на СБ, и СБ дал ему что-то своё, но он сделал другой выбор. И я считаю, что это прекрасно. Не нужно себя ограничивать. Ваша свобода – это исключительно ваш выбор.

 
* Одно из хобби Александра - фотография. Размещаем его работы о метро и пейзажи.