• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Каждый день я воспринимаю как возможность сделать компанию лучше

Валерия Нуриева, Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ 2017, рассказывает Виктории Зиминой о своей работе в индустрии

Где и кем ты работаешь?
Я работаю Аналитиком в Eurasian Resources Group, это вертикально интегрированная международная корпорация, специализирующаяся в сфере добычи и переработки природных ресурсов (Metals & Mining). Портфель продуктов компании достаточно диверсифицирован: медь, кобальт, алюминий и т.д. Производственные активы находятся в Казахстане, Африке и Бразилии, а маркетинговые офисы в России, Китае, Европе, ОАЭ и в других странах. Собственно, я занимаюсь африканским бизнесом по производству меди и кобальта. 

Как ты вышла на эту вакансию? 
Я увидела эту вакансию в NES Case Club летом 2016 года. Было три фактора, почему я решила податься. Первое, работать предстояло в команде бывших консультантов, многие из которых были выпускниками РЭШ. Второе, она включала в себя работу в топ-менеджменте компании реального сектора. И третье, кандидату предстояло очень активно работать именно в международной среде.

Как проходил отбор? 
На самом деле, это был очень классический отбор, основной частью которого было кейс-интервью. Специально я к нему не готовилась, потому что как раз в то время просто решала много кейсов и вообще работала в этом направлении. Но сразу хочу сказать, что отличительная черта кейс-интервью именно в индустрии – сильно проверяют на мотивацию, пытаются понять, осознаёт ли человек, зачем он сюда идёт, чего он хочет от индустрии. Очень важно проделать своеобразную «домашнюю работу»: разобраться, чем работа в индустрии отличается от работы в консалтинге или в банкинге, чем занимается именно эта компания и т.д. 

Это твоё первое место работы?
Я до этого дважды работала как Case Support в The Boston Consulting Group, включая работу над проектом Teach for Russia. Этого мне хватило, чтобы понять, как работает консалтинг. Я увидела, что делается большое количество крутых стратегических и операционных презентаций для топ-менеджмента, но дальнейшее принятие решений и реализация проектов делается в основном самой компанией, нет постоянной обратной связи, нельзя в полной мере увидеть результат. Тогда у меня и возникла мотивация попробовать себя в индустрии и побыть тем человеком, кто не только придумывает идею для изменения, но и воплощает её в жизнь. 

В чем суть твоей работы?  
На самом деле объяснить будет действительно сложно, но не потому, что я занимаюсь чем-то сверхневероятным, а потому что в университеты обычно приходят представители банков, консультанты, а из индустрии практически никто не появляется, из-за чего у студентов нет даже начального представления, какие там есть возможности. 

Я работаю в функции, которая представляет департамент развития бизнеса и повышения его эффективности с упором на стратегический маркетинг. Мы работаем, можно сказать, посередине между производством и продажами, занимаемся как стратегическими задачами вроде мониторинга происходящего на рынке и транслирования этого на производство, так и операционными вроде оценки экономической эффективности завода, анализа различных опций по его трансформации, повышения рыночной стоимости производимых продуктов, оптимизации логистики на африканском континенте и т.д. Половина из этого — это проектная деятельность, половина – процессная. Невозможно повысить эффективность компании, сосредоточившись исключительно на одном направлении, приходится анализировать всё. Так что работа здесь правда интересная, глобальная, разнообразная и включает в себя много нетривиальных задач. 

Пример стратегической задачи: мы изучили рынок, увидели прогнозируемый рост производства электромобилей, сделали вывод, что будет расти спрос на кобальт в неметаллической форме, который используется при производстве их аккумуляторов, и теперь можем сделать рекомендацию увеличить производство кобальта в неметаллической форме в таком-то объёме на такие-то сроки. После утверждения рекомендации со стороны производства, переходим снова к рынку, но более детально - смотрим разные сегменты клиентов, их место в производственной цепочке, более детальные характеристики, определяем целевой профиль портфеля продаж, формируем переговорную позицию и т.д. 

Ты работаешь в команде или одна?
Я работаю в команде, непосредственно под топ-менеджментом компании. Наш департамент разделён по продуктам: Ferrous Metals, Non-Ferrous Metals, Other products. Моя команда занимается Non-Ferrous Metals в Африке, соответственно, мы покрываем медь и кобальт. Внутри команды мы поделены по функциям. Я полностью отвечают за рынок, за маркетинговую стратегию, за ведение переговоров и т.д. Мой коллега полностью отвечает за производство, то есть работает над теми же самыми вопросами, но с точки зрения активов. Также у нас есть еще один коллега, занимающийся закупками. Конечно, у нас есть менеджер и директор департамента. 

Какие полезные знания или умения для работы были получены во время учебы в СБ?
Я считаю, что СБ хорошо подготовил меня к работе в корпоративной среде, но все это произошло в первую очередь благодаря людям.
Во-первых, я хорошо развила аналитические способности: необходимо комфортно чувствовать себя с числами, уметь с ними работать.
Во-вторых, я сильно расширила кругозор: реальная жизнь и работа в реальном секторе гораздо сложнее, чем микро-1 или макро-2, и чем шире твой кругозор, тем лучше ты понимаешь происходящее с разных ракурсов..
В-третьих, свободный английский, без которого невозможно работать в международной среде. Звучит второстепенно, но если ты говоришь со сложным акцентом и неграмотно выстраиваешь свою речь, то другие люди просто не будут тебя слушать. Так что призываю всех улучшать свой английский на СБ всеми возможными путями, в том числе обязательно пользуйтесь услугами WCC (Writing Communication Center), студенты часто недооценивают всю ценность предоставленной им возможности практиковать устную речь с носителями.

 И все это произошло в окружении крайне талантливых и интересных студентов и профессоров, которые мотивировали каждый день двигаться вперед!

Валерия Нуриева
Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ

Какие навыки пришлось приобретать самостоятельно? 
Я бы сказала, что это два самых главных навыка: leadership и ownership. Так вышло, что перед нами ставится очень много открытых вопросов, и нет инструкций, как на них отвечать. Соответственно, сначала необходимо проявить leadership, то есть сесть и подумать, как это сделать, какие люди тебе будут нужны, какие ресурсы, постаравшись сделать это без привлечения своего менеджера. А затем проявить ownership: пойти и реально решить этот вопрос, потому что никто не любит людей, которые просто задают вопросы, но не предлагают никаких ответов. 

Чем тебя привлекает эта работа?
Как я это вижу: большая индустриальная многомиллиардная корпорация — это такой механизм, который каждый день крутится благодаря множеству винтиков и куда-то движется. Соответственно, основная задача моей команды - это чтобы бизнес шёл быстро и в правильном направлении. Поэтому каждый день я воспринимаю как возможность сделать компанию лучше, чтобы её шаги не сократились и не ушли в сторону. И видеть, что твои действия действительно меняют компанию – очень сильно мотивирует. 

Насколько эта работа требовательная? 
Я бы сказала, что работа очень требовательная. Когда я в университете представляла себе работу в индустрии, то думала, что люди там приходят к девяти утра, садятся, весь день гоняют чаи, а потом в шесть, по звонку, уходят. Но на деле всё совсем не так, но сильно зависит от департамента и людей. В среднем, я работаю около 12 часов в день, при этом мне надо постоянно выкладываться. Плюс, к сожалению, мне могут позвонить и ночью, и в выходные, потому что это реальный бизнес, там постоянно что-то происходит. Также нужно очень много дополнительного обучения. Когда ты работаешь с людьми, которые старше тебя на 30 лет и у них просто больше опыта, сделать так, чтобы тебя услышали и пошли на диалог, не так-то просто, поэтому приходится инвестировать много времени и усилий на изучение информации, чтобы поддерживать диалог на сопоставимом уровне. К тому же, в отличие от консалтинга, где ты сделал презентацию, сдал проект и можешь отдыхать, даже если что-то пойдёт не так, здесь, если кто-то допустит ошибку на одной неделе, то эта ошибка вернётся несколько раз на будущих неделях и иногда, к сожалению, в виде неправильно принятых решений. Это заставляет постоянно думать о работе и анализировать, всё ли было правильно сделано и можно ли было сделать лучше. Перманентная рефлексия. 

В среднем, люди, с которыми ты работаешь, старше, чем ты? 
Моя команда очень молодая, большинство моложе 27-30 лет. Но, в среднем, по компании народ сильно старше. В производстве всем примерно 40-60 лет, в маркетинге: 30-45 лет. И это действительно challenge: тебе, с одной стороны, надо менять компанию, с другой стороны, у тебя меньше опыта, что, конечно же, может быть и плюсом, потому что это даёт гибкость и повышает обучаемость.

Удобно ли тебе добираться до офиса? 
Я живу в 20 минутах пешком от нашего офиса, он комфортный, там бывают фруктовые дни, фуршеты в честь праздников и тому подобное. Но он, конечно, не такой, как в консалтинговых компаниях или в компаниях, работающих лично и непосредственно с клиентами, так как им нужно впечатлить внешних посетителей. У индустриальной компании такой необходимости нет. Дресс кода практически нет, но я считаю, что ты всегда одеваешься так, как хочешь, чтобы тебя воспринимали, поэтому есть смысл самому стараться выглядеть профессионально. В моей команде нет жёсткой иерархичности, мы все молодые, с похожими бэкграундами, поэтому находимся в одной плоскости. Поэтому со своим менеджером или директором я могу вести абсолютно открытый диалог, и быть уверенной, что меня услышат. Работать удалённо можно, фиксированных часов нет, корпоративная культура вообще полностью взята из консалтинга, хоть и несколько видоизменена. 

Насколько действительность сошлась с твоими ожиданиями от этого места? 
На самом деле, мои ожидания были сильно занижены относительно того, что я получила по факту. Я ожидала скучного перебирания бумажек с девяти до шести, а в итоге, за два года своей работы, я сделала большое количество разных проектов, была на активах, на переговорах с клиентами, одна решала вопросы с коллегами в международных офисах, сидела на встречах CEO ещё будучи на четвёртом курсе и многое другое - мне очень доверяли. Я не знаю другой компании, где тебе могут такое дать в 22 года. 

Какие у тебя планы на ближайшее будущее?
На самом деле, расти дальше, успешно справиться с проектом, над которым я работаю сейчас, всё-таки вывод на рынок второго по величине кобальтового актива в мире — это весьма интересно, это абсолютно уникальный опыт, поэтому сейчас и в ближайшее время я буду всецело сосредоточена на этом.

Насколько тебе удаётся удерживать work-life balance? 
Лучше всего делать для себя какой-то внутренний коммитмент на работу: постараться прийти и, например, с десяти до десяти выложиться полностью, не отвлекаясь на чай, разговоры с коллегами и пр. Чтобы, когда ты выйдешь из офиса, ты понимал, что сделал все поставленные на сегодня задачи. Плюс, нужно минимизировать издержки на всё остальное: переехать поближе к офису, аутсорсить готовку и уборку, найти тренажёрный зал около дома и прочее.

Совет нынешним студентам? 
Я бы посоветовала начинать заниматься вопросом карьеры с первого курса, чтобы уже к концу года понимать, что тебе нравится, что не нравится, где ты хочешь работать. Для этого нужно делать «домашние задания»: разбираться, какие есть направления, какие внутри них есть компании, чем они отличаются. При этом нельзя забивать на учёбу потому что именно там можно улучшать аналитические навыки, создать нетворк из потрясающих людей, учиться у них и расширять кругозор так, как нигде, плюс поработать вы всегда успеете: вам ещё 40 лет после университета этим заниматься, а вот именно поработать над самосознанием и вашей личностью у вас есть возможность только в эти 4 года, поэтому важен баланс.

 

 

Дисклеймер: содержание статьи в целом и в каждом отдельном случае отражает личное мнение автора и ни в коем случае не выражает мнение компании или компаний, упомянутых в статье, НИУ ВШЭ, факультета экономических наук, и никаких других юридических лиц.