• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Я бы посоветовал развивать в себе любопытство

Студент 2 курса программы Экономика Александр Андреевский узнает у старшего преподавателя Бориса Демешева, какие изменения ожидают студентов ФЭН, изучающих курс Теории вероятностей, как меняются студенты ФЭН и что делать будущим студентам

Почему Вы решили преподавать курс теории вероятностей и математической статистики? 
Теория вероятностей меняет представление человека о мире. Оказывается, что можно делать строгие математические выводы про случайности, и это первое чудо. А второе чудо - это то, что бытовые понятия о вероятности («скорее всего, завтра пойдет дождь») можно наполнить строгим смыслом. Теория вероятностей позволяет исправить часто используемые нами в быту суждения, используя несложные математические приемы. Вот, наверное, две причины, объясняющие почему именно курс теории вероятностей.


Как Вы считаете, имеет ли смысл преподавать этот предмет начиная с первого курса? 
Да, так как использование матанализа и линейной алгебры в нем настолько минимально, что его можно рассказать по ходу обучения. Сейчас даже в школе преподается некий минимум теории вероятностей. Конечно, есть некоторые разделы, требующие хорошего знания математического анализа, такие как сходимость случайных величин, где требуется знание сходимости числовых последовательностей. Но к моменту их изучения студенты разбираются в том, как это устроено.


На Ваш взгляд, есть ли отличия между нынешними студентами и студентами прошлых лет?
Нет ярко выраженной тенденции. Понятно, что год на год не приходится, иногда бывает больше сильных студентов, иногда меньше. При этом надо осознавать, что где-то есть случайные колебания: в этот год было больше талантливых студентов, но так вышло случайно, это не означает, что этот год лучше прошлого.  Число сильных, продвинутых студентов особенно не меняется. В любом случае, однозначно сказать сложно. Курс ведь тоже адаптируется – те темы, которые в прошлом году были непонятны, в этом году могут быть объяснены чуть по-другому.  


В последнее время программа обучения постепенно меняется в сторону изучения прикладных инструментов, таких как языки программирования R, Python, используемых для анализа статистических данных. С чем это связано?
Связано это прежде всего с развитием компьютерных технологий и этих языков программирования в частности. И Python, и R уже существовали в то время, когда я учился в университете, но их состояние было дико неудобным для анализа данных. Сейчас эти языки поменялись настолько, что работать с ними стало гораздо проще. То, для чего в мое время требовалось десяток команд, сейчас выполняется одной. Кроме того, данных стало значительно больше, их обработка стала приносить деньги.


Может ли в будущем изучение языков программирования стать частью обязательной программы?
Собственно, уже в этом году домашнее задание включало в себя прохождение курсов на Datacamp, в которых входило использование языка R. Пока что курс анализа данных, майнор, являются факультативными, в зависимости от выбора студентов. Поэтому ответ да, небольшая часть уже включена в программу, а в целом это зависит от решения руководства*. Я считаю, что некий минимум программирования должен быть у всех. Тогда преподавателю будет легче ориентироваться при обучении студентов, зная, что все обладают базовыми знаниями в области программирования.


Есть ли в планах создание своего образовательного курса на онлайн-платформе Datacamp силами студентов или преподавателей? 
Да, сейчас как раз группа студентов разрабатывает свой небольшой курс по вероятностям на русском языке, который появится на этой платформе. Среди преподавателей такой работы пока не ведется, так как это вопрос загруженности времени. Студенты же могут выполнять эту работу в качестве проектной или домашней, а преподавателям требуются иные стимулы. Вполне возможно, что в следующем году мы предложим студентам сделать свой небольшой курс, освещающий отдельно взятую тему, такую как, например, непараметрические тесты или многомерное нормальное распределение, чтобы они могли лучше в них разобраться.


Чувствуете ли Вы, что роль онлайн-образования с годами увеличивается? Может ли оно заменить некоторые части офлайн-обучения? 
Пока качество техники не позволяет создать полный эффект присутствия. Конечно, есть множество плюсов: видео можно остановить в любой момент, продолжить, когда тебе будет удобно, вопросы могут подбираться индивидуально. Такие сильные стороны онлайн-обучения труднее реализовать в живом варианте: преподавателя на паузу не поставишь, а задания всем даются одинаковые. Но в целом, мы стимулируем студентов к обучению онлайн, ведь появляется все больше хороших курсов, в том числе от крупнейших университетов (например, Harvard Statistics 110). Их можно смотреть в дополнение к лекциям. Надо активно использовать те возможности, которые становятся нам доступны. С другой стороны, специфика онлайн-курсов такова, что сложно проводить объективное оценивание. Вася может выполнять задания за Машу, и это сложно выявить. Тяжело давать такой форме оценивания большой вес. Но мы, тем не менее, планируем использовать интерактивные методы обучения в своем курсе. В следующем году мы хотим попробовать перевести часть тестов прошлых лет в форму приложения, чтобы их можно было решать по дороге в метро, в общественном транспорте.


Если бы вы могли дать совет тем студентам, которые планируют поступать в Вышку и проходить курс теории вероятностей, какой бы это был совет?
Я бы посоветовал развивать в себе любопытство. Не думать, что ты все знаешь, а стремиться узнать что-то новое для себя. А дальше… У каждого свои интересы. Некоторым очень понравится теория вероятностей, кто-то оценит практическую пользу, применимость в своей работе, кто-то поймет, что это не его. Поэтому я посоветовал бы еще искать то, что нравится и развиваться в том, что нравится, и не останавливаться на привычных и знакомых вещах. Продолжать искать новое и неизвестное, осознавать, что ты знаешь совсем мало.

_____________________________________________________

* Решение о включении курса по программированию на Питон принято, и с 2018 -2019 учебного года такой курс Введение в программирование на языке Питон будет обязательным для всех студентов. Подробнее об этом изменении и других изменениях на программе Экономика см. видео руководителя программы К.А,Букина по ссылке https://www.hse.ru/ba/economics/

20 июля начинается десятинедельный курс Бориса Демешева Эконометрика на платформе Курсера. Регистрация по ссылке https://www.coursera.org/learn/ekonometrika

Видео о курсе