• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка очень поменялась, но основной дух креативности не изменился!

Анастасия Новикова, студентка второго курса бакалаврской программы "Экономика", задает вопросы заместителю декана ФЭН по международным связям, доценту департамента прикладной экономики Людмиле Сергеевне Засимовой  о том, как изменилась Вышка за двадцать лет, каких студентов интересно учить, и что можно посоветовать будущим студентам

Когда Вы преподаете, какие студенты привлекают к себе внимание, выделяются среди других?
Это две группы студентов: те, которые умненькие, задают вопросы, интересуются предметом, и те, которые плохо себя ведут (смеется). Как правило,  те студенты, которые просто ходят на занятия, сидят тихо, не вовлекаются в работу, обычно и внимание не привлекают.

А каких студентов Вам бы хотелось учить больше всего?
Я бы хотела попробовать учить какую-нибудь группу совершенно разных студентов. У меня такого опыта еще не было, но мне кажется, что это интересно. Это не только иностранные студенты плюс наши студенты. Я бы хотела попробовать перемешать студентов разного возраста, магистратуру с бакалавриатом. Сколько я преподаю, столько вижу, что чем разнообразнее студенты, тем больше они друг от друга учатся. Это полезно и для них, и для меня. У меня был опыт мастер-классов, лекций для взрослых людей, каждый из которых уже работал в какой-то сфере, - в бизнесе, на госслужбе, кто-то учился за границей, и когда им даешь какое-то задание, они обмениваются своим опытом. Они друг с другом так общаются, что даже мне интересно, ведь какие-то вещи и я от них узнаю. Я бы хотела что-то такое со студентами попробовать. Я понимаю, что это не для любого предмета подходит, это может получиться в рамках летних школ или, может быть, в каких-то еще форматах.

 

Говоря о студентах, а как Вы считаете, что самое важное в Вашей работе?
Все важно. Я могу сказать, что мне больше всего нравится в преподавании - это руководить дипломами и курсовыми ребят. Наша работа разнообразна, и, естественно, есть то, что не нравится: никто не любит проверять контрольные работы. Я Вам честно скажу, нет ни одного моего коллеги, который бы любил это занятие. Эссе – да, бывают интересные, а если еще и процесс выбора темы сделать творческим, то эссе часто бывают интересные. Работа над дипломами и курсовыми – мое самое любимое занятие. Особенно когда ребята приходят с хорошей идеей, и им интересно разобраться, почему что-то работает так, а не иначе. У меня несколько лет назад была студентка, которую после лекции по экономике здравоохранения заинтересовала тема «Почему молодые мамочки отказываются делать прививки своим детям». Казалось бы, где тут экономика?  Но она настолько этим увлеклась, что пошла опрашивать мамочек около поликлиник. Она подтянула экономическую теорию и исследования, сделала опросник, мы его опробовали, она «пошла в поле» – сама собирала данные. У нее получилась очень интересная работа, хотя выборка была смещенная, были ограничения в методах, но сама работа была потрясающе интересная! На стандартных базах данных уже очень много ребят из года в год делают похожие работы, а когда получается собрать данные самостоятельно, обнаружить какие-то интересные закономерности, тогда я с особым удовольствием с ними работаю! В этом году у меня была студентка- бакалавр, которая исследовала музыкальное пиратство. Ей хотелось посмотреть, почему люди скачивают музыку и не платят за нее – какие экономические, этические факторы влияют на это. У нее был интерес к теме, и она была готова сама собирать данные, разрабатывать анкету – получилась очень интересно! Я люблю такого рода работы, творческие, а не когда «дайте мне тему, я хочу взять готовую базу и на посчитать, как Вы мне скажете»…К счастью, интересных работ у студентов сейчас много.

 

У Вас была работа «Формирование здорового образа жизни российской молодежи: возможности и ограничения государственной политики», где Вы писали про вредные привычки. Что для Вас здоровый образ жизни? Придерживаетесь ли Вы его? 
Есть определение, достаточно стандартное, здорового образа жизни через основные компоненты: питание правильное, занятия спортом, отказ от вредных привычек – здесь не только алкоголь, курение, наркотики, но и правильный режим дня, стресс на работе… список можно продолжать. Но это, пожалуй, основное. Я в основном придерживаюсь: спорт есть, алкоголь есть, но очень минимально, курения нет уже очень много лет, с питанием тоже, мне кажется, все в порядке, - сейчас это просто!

 

Считаете ли Вы, что спорт – это жизнь? Что без занятий спортом человек на какую-то часть становится неполноценным?
Не то чтобы прямо неполноценным, ведь главное не столько спорт, сколько физическая активность, и для разных возрастов есть различные критерии. У нас были исследования по пожилым людям, там свои критерии, например, минимально 15 минут пешком в день. Мы тут упираемся в физические возможности и ограничения. Я считаю, что физическая нагрузка должна присутствовать в жизни обязательно! Вопрос уровня, степени нагрузки – все, что касается студентов и преподавателей – спорт нужен, на мой взгляд, потому что у нас сидячий образ жизни. Наоборот, возьмите людей, которые заняты физическим трудом: им если только поплавать сходить для расслабления! Это все должно быть индивидуально. Перегибы со спортом, на самом деле, могут привести к  серьезным осложнениям, потому что спорт тоже разный. Бывает травмоопасный спорт, который может привести к повреждениям. Нужен какой-то баланс. В любом случае, мне кажется, что правильным было бы, занимаясь спортом, взять несколько уроков у профессионала, который технику поставил бы. Кажется, что это безобидная история, но, на самом деле, я с трудом могу представить, какой вид спорта при неправильных занятиях не может привести к негативным последствиям.

 

Есть ли у Вас какое-то хобби, которым Вы занимаетесь помимо работы?
Конечно есть. Я люблю встречаться с друзьями, книги, кино, путешествия. Люблю готовить – это моя страсть! Из-за этого я люблю ходить в рестораны тоже. Прошу поваров даже дать мне рецепты.

 

Если вернуться к науке: что Вы изучаете прямо сейчас? 
(Преподаватель смотрит на включенный компьютер) Ой, вот прямо сейчас я редактирую статью о нарушении табачного законодательства в России.

Почему это важно лично для Вас?
Потому что когда мы погрузились в эту тему, то поняли, как много людей заболевает и умирает от курения в России. Принято думать, что в России главная беда – это алкоголь, и проблема курения долгое время была в тени, без внимания исследователей - экономистов. А на самом деле, когда мы стали изучать медицинские исследования по курению (как меняется структура тканей, что происходит с органами курильщика), и экономические исследования по издержкам курения в других странах, то поняли, что нужно иметь доказательства экономических потерь от курения на российских данных. Вот мы приняли антитабачный закон в 2013 (прим. Федеральный закон об охране граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, одобрен Советом Федерации 20.02.2013) с большим трудом и расслабились, а прошло 5 лет, и никто не знает, как он соблюдается. Где-то стали меньше курить, но если на данные посмотреть, то у нас каждый второй подвергается пассивному курению, в тех местах, где не должен, где должны действовать запреты! Курильщиков, когда опрашиваешь, то около трети говорят, что курят либо в подъездах, в лифтах, либо в курят в офисах. Наше исследование, надеюсь, привлечет внимание.


Вы учились в НИУ ВШЭ, когда ВУЗ был еще совсем новым. Как, по Вашему мнению, изменились программы да и сама Вышка в целом?
Вышка очень поменялась! Я встречаюсь иногда со своими сокурсниками, а они не понимают даже, что сейчас из себя представляет Вышка. Когда я поступала, было только две программы: Экономика и Менеджмент, у нас даже группы были перемешаны. Мы первое время учились вместе, и только после специализации группы переформировали. Было намного меньше людей, тогда мы знали практически всех преподавателей и сотрудников. И все менялось очень быстро –Вышка меняла здания, формировала новые факультеты. Многое поменялось, но основной дух креативности не изменился!

 

Двойной диплом с Сорбонной – невероятно даже сейчас, что говорить о том времени! Как это было?
Мы были первыми, кто получил двойной диплом. Поскольку Университет Париж-1, Сорбонна (Paris 1, Pantheon-Sorbonne) входила в консорциум университетов, которые помогли основать Вышку, у нас изначально были достаточно крепкие связи с Сорбонной: наши преподаватели ездили к ним на стажировку, их приезжали к нам. Мы учились по их ридерам (у нас учебников практически не было, нам в библиотеке выдавали ксерокопии глав из книг и их учебников). Нас активно поддерживало Посольство Франции, оно выделяло стипендии на учебу. В то время поехать в Сорбонну без стипендии было очень дорого. Образование там бесплатное, но проживание было очень дорогим. Посольство отбирало кандидатов ежегодно на стажировку, но студенты ездили на полугодовые стажировки, без получения двойного диплома. К нашей поездке Париж-1 аккредитовал одну нашу магистерскую программу, и нам смогли часть предметов зачесть во французский диплом уровня DEA (прим. Diplomed’ètudesApprofondies аналог магистратуры), а часть предметов, прослушанных в Париже-1, зачесть в наш, Вышкинский. Мы проходили конкурс в Посольстве, чтобы поехать. В тот год поехало 6 девчонок. Мы тогда учились один семестр, не так как сейчас. Сейчас на год студенты едут. 


И хотя и руководитель Французского центра ВШЭ, И. В. Мальцева, которая тогда отвечала за программу, нас уверяла, что будет настоящий диплом, мы до конца не верили! Было очень важно, чтобы все получилось, ведь это была первая программа. Перед поездкой с нами занимались французским, а профессор Л.И. Якобсон лично для нас шестерых проводил занятия по экономике общественного сектора, чтобы мы были готовы к учебе на программе “Analyse economique des decisions publiques” (“Экономический анализ политических решений”). Сложно было не только учиться, но мешали и технические нестыковки, ведь мы были первые, на нас отрабатывался механизм. Простой пример: наше пребывание должно было закончиться в феврале, но из-за забастовки транспорта в Париже отменился один экзамен, и его перенесли на март. Нам пришлось остаться на месяц, уже без стипендии Посольства Франции. Но тогда нам Вышка помогла –компенсировала часть затрат, чтобы мы могли еще месяц проучиться. Плюс мы не знали всех требований изначально, не понимали, какие требования к диплому, но в итоге все сдали, и сдали хорошо!

Чувствовалась ли поддержка от французских студентов?
Нет, практически нет. Это был 1999-2000 год, Франция не была адаптирована к иностранным студентам так, как сейчас. В нашей группе особо никакой дружбы не сложилось, большинство французских студентов сначала держались обособленно, не хотели с нами делать совместные проекты, ведь у нас был слабый французский, мы были бы для них обузой. Только один французский студент сразу стал нам помогать. А потом приехал англоязычный лектор, а они (французы) английский тогда знали плохо, попросили у меня конспекты лекций, и постепенно мы стали лучше общаться.

Какой совет Вы можете дать сегодняшним абитуриентам? Какую программу выбирать?
Сложно, особенно если говорить про бакалавриат: часто школьники не знают, чем хотят заниматься в будущем, и за них решают родители. И потом во время учебы первые год-два иногда бывает непонятно зачем, для чего, что я учу? Обычно интерес проявляется позже. А вот выбор магистерской программы, уже происходит более осознано.
Чем хороша экономика? Экономическое образование - оно универсальное. Оно позволяет потом пойти в любую область, которая Вас заинтересует. Захотите – пойдете в фармацевтическую компанию, захотите – пойдете в нефтяную компанию, захотите – пойдете в банк! Кроме того, экономическое образование позволяет работать в любой стране. Сейчас мир глобальный, и для людей, задумывающихся об опыте работы в разных странах и регионах мира, надо это учитывать. Например, врачу за границей придется заново учиться, подтверждать свою квалификацию, юристу – заново изучать законы новой страны. Экономистам в этом смысле проще.

Ну и самый последний вопрос: как Вы считаете, профессия должна быть любимой или приносящей хороший доход? 
Я считаю, что за любую работу надо платить! Но если Вы безразличны к своей работе, то ей не надо заниматься. Работа должна быть для души, но она должна быть хорошо оплачиваемая. Правда здесь не надо путать удовольствие-развлечение и удовольствие от работы, потому что в любой работе будут неприятные моменты, в любой. Если душа не лежит – не надо, найдите, к чему лежит, и дерзайте!