• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университет дал мне универсальное образование в сфере экономики и бизнеса

Шесть лет назад абитуриент из Казахстана Борис Тимербулатов поступил на бакалаврскую программу Экономика факультета экономических наук, а теперь рассказывает студентам ФЭН о своей работе в McKinsey, учебе в Вышке и планах на будущее

Я работаю в московском офисе McKinsey & Company уже 2,5 года, сейчас я старший бизнес-аналитик. McKinsey - крупнейшая в мире консалтинговая компания в сфере management consulting, то есть в стратегическом консалтинге. McKinsey работает с 1926 года, причем работает как единая глобальная организация.

У McKinsey большой офис в Москве и диверсифицированный портфель отраслей и клиентов: от нефтянки, добычи ископаемых, металлургии, машиностроения до ритейла, цифровых компаний, банков, телекомов и так далее. Я работаю в двух практиках: банковской и практике работы с социальным и государственным сектором. Мне изначально было интересно заниматься банками, работать в фин. секторе. Мне казалось, что благодаря моему образованию я смогу там себя лучше проявить, да и вообще это сложный и интересный бизнес. Госсектор меня интересовал, потому что мне хочется сделать что-то хорошее для страны, которая мне дала прекрасное университетское образование бесплатно.

Суть работы сложно объяснить в паре слов, поэтому я обычно рассказываю о своих проектах. Сейчас у меня девятый по счету проект. Классические проекты в среднем длятся 2-3 месяца, но у меня были проекты и 6 недель, и 6 месяцев - зависит от задачи.

Сначала расскажу про банковскую практику. Я сделал уже 6 проектов для крупных банков (топ-10). Задачи решались самые разнообразные. Например, на одних проектах нужно было программировать, чтобы анализировать поведение клиентов по многомиллионным базам данных, строить финансовые модели, на других – разрабатывать и описывать бизнес-процессы, общаться с большим количеством людей, чтобы выявить проблемы взаимодействия, на третьих – прорабатывать стратегию бизнес-единиц и запуск новых продуктов с серьезным привлечением иностранной экспертизы. На четвертых – запускать новые процессы вместе с менеджментом клиента, делать все, что нужно, чтобы получить результат, на пятых – писать скрипты и коммерческие предложения для продаж продуктов, управлять кампаниями продаж.

Проекты в госсекторе отличаются от проектов в банках. Отличаются как культурой клиентов, так и задачами. В госпрактике я занимался внедрением процессов реализации проектов для одного отраслевого министерства, помогал другому министерству заниматься экономическим развитием территорий, наконец, делал стратегию развертывания технологий умного города.

Для меня было очень интересно поработать с чиновниками. У нас в обществе бытует представление о чиновниках как о ленивых людях, склонных к казнокрадству. На самом деле, они работают очень много, часто допоздна и по выходным, при этом зарабатывают меньше, чем могли бы зарабатывать в бизнесе. Часто они работают не очень эффективно, т.к. в госсекторе некоторые процессы принятия решений сильно зарегулированы, а некоторые наоборот не выстроены. Но при этом я видел у многих из них искренний энтузиазм и подход «а кто, если не мы».

Я очень люблю свою работу. У нее есть минусы, но плюсы пока для меня сильно перевешивают.

Главный минус в том, что если проект легкий, то работаю я примерно 50-60 часов в неделю. То есть если я начинаю в 10 утра, заканчиваю в 9-10 вечера и не работаю на выходных. На сложном проекте я работаю 70, 80 часов, может быть и 90, периодически приходится работать на выходных. Это происходит из-за того, что от нас очень высокие ожидания, т.к. услуги наши стоят дорого, а еще из-за срочности и нестандартности задач.

Если говорить о плюсах, в моей работе мне нравятся сложность и нестандартность задач. Как правило, для задач, стоящих передо мной, нет понятного заранее определенного алгоритма действий, как это бывает в финансовом учете, оценке и аудите. Всегда приходится придумывать уникальные подходы к каждой конкретной задаче.

Кроме того, мне нравится уровень людей, с которыми я работаю. Например, я бываю на встречах с топ-менеджментом, некоторые сам веду. Ярким впечатлением для меня было участие в стратегической сессии одного банка. Минимальный возраст участника там был лет 35, наверное, а мне был 21 год. Я тогда задумался, что начни я строить карьеру в банке, а не в McKinsey, к такому уровню принятия решений у меня бы еще лет 10 не было доступа.

Наконец, работа в McKinsey  – это престижно. Это означает, что ты прошел очень строгий отбор, получаешь высокую зарплату, что тоже радует.

Учеба в Вышке помогла мне найти работу мечты. Я ходил на мероприятия кейс-клуба, там я узнал про кейс-чемпионаты, про Changellenge. Подписался на их рассылку, оттуда узнал про программу «Академия McKinsey», подал резюме и начал ходить на серию лекций в офисе. Мне очень-очень хотелось работать в McKinsey, я несколько месяцев готовился к интервью и получил офер. Еще на ФЭН есть факультативы от McKinsey, на них я тоже ходил, но уже после получения офера.

Какие знания или умения были получены во время учебы?

Это очень интересная история. Моя работа практически не стандартизуется, т.е., строго говоря, этому нельзя научить вне нашей Фирмы. И тем не менее, 

университет дал мне универсальное образование в сфере экономики и бизнеса. Наверное, с точки зрения практических знаний, мне больше всего пригодились курсы банковское дело, accounting, корпоративные финансы. Часто приходится анализировать отчетность или обсчитывать какой-нибудь проект или продукт, поэтому нужно быть подкованным в этих дисциплинах.  

Борис Тимербулатов
выпускник программы Экономика 2016

Помимо практических дисциплин, мне помогают знания в области микро и макроэкономики, экономической социологии и психологии, а еще курс «Теория отраслевых рынков». Когда занимаешься проектами по экономическому развитию в гос. секторе, нужно предугадывать, как регуляторные действия влияют на бизнес. Это то, чем я всегда мечтал заниматься.

Помимо этих курсов я очень и очень ценю прекрасную базу по истории и философии экономики. Например, моими любимыми предметами были история экономических учений, экономическая история, экономическая география и социология, теория отраслевых рынков. Я считаю, что меня экономистом делают не знания формул в области корпоративных финансов, а именно широкие знания в области экономической мысли. Когда начинается обсуждение неоднозначных вопросов, например, в пользу кого перераспределять прибыли на рынке, или почему мы развиваем один регион за счет других регионов, или правильно ли вводить платные парковки, стандартных ответов и готовых формул нет. Чтобы не быть ведомым, нужно знать разные точки зрения, понимать концепции и теории.

Планы на ближайшее будущее?

McKinsey оплачивает консультантам получение степени MBA. Я хочу эту возможность использовать и поехать на год, полтора или два, как получится, в США или в Европу. Нужно ещё поступить, но я надеюсь, что постараюсь и поступлю. После получения степени я хочу вернуться и дальше работать в McKinsey. Мне очень нравится здесь. McKinsey – уникальная организация, и я верю в ее будущее.

Мой главный совет нынешним студентам: брать от Вышки как можно больше! Есть такие студенты – любители ругать преподавателей, говорить, что все бесполезно и пропускать учебу. Они не правы. 

Настанет момент в вашей карьере, когда от вас потребуется мыслить – мыслить широко и нестандартно.  Поэтому не нужно пропускать предметы, которые сейчас кажутся вам практически бесполезными. Они практически бесполезны для сотрудников низкого уровня, выполняющих техническую работу. А вот для главы корпорации или министра они могут быть необходимы. 

Следующий совет: не пропускайте практические курсы вообще! В первые годы работы вам скорее всего будут платить именно за эти знания. Как только вы начинаете пропускать университет ради работы, вы уменьшаете свои долгосрочные возможности ради строчки в резюме, которая уже через год-два потеряет актуальность. Поэтому если у вас есть возможность спокойно учиться, учитесь. Но, конечно, ограничиваться программой курса не обязательно. Для меня, например, было очень интересно и полезно заниматься в клубе дебатов ВШЭ. Самым ярким воспоминанием университетского времени была поездка на чемпионат мира по дебатам, где мы представляли ВШЭ. 

Кроме того, мы с другими ребятами, работающими в престижных консалтинговых компаниях, организовали HSE - NES Case Interview Club. Там мы помогаем студентам подготовиться к интервью в консалтинговые компании. Когда-то кто-то помогал нам, теперь и мы стараемся помогать талантливым ребятам попасть в компанию мечты.  

Последний совет: любите Вышку и будьте благодарными . Я хотел бы когда-нибудь преподавать в Вышке. Пока времени нет. Вышка – это уникальное место, важнейший в России образовательный институт, который массово выпускает хороших экономистов на рынок. Вышка – стабильный знак качества.  

Хотелось бы, чтобы студенты Вышки не списывали на экзамене не потому, что за это могут отчислить, а потому, что списывать и получать диплом Вышки – ниже собственного достоинства.
Я очень люблю Вышку и хочу, чтобы вы тоже ценили ее и берегли: старались сохранить ее уважаемой, престижной, свободной и самой умной.