• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Глава в книге
MADE IN ITALY:СЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ДИЗАЙНЕ

Мюллер Веласкес Д. П.

В кн.: Межвузовская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов им. Е.В. Арменского. МИЭМ НИУ ВШЭ, 2018. С. 256-257.

Прежде всего хочу заинтересовать студентов предметом

Сергей Пекарский, профессор, руководитель департамента теоретическй экономики и заведующий международной лабораторией макроэкономического анализа отвечает на вопросы студента Жонибека Исомиддинова

Как Вы выбрали преподавание?

Преподавание я выбрал в определенном смысле непреднамеренно. Когда я в 1998 году заканчивал МИЭМ, тогда еще отдельный от Вышки технический университет, и также параллельно учился в Высшей школе экономики, у меня не было четкого представления о том, куда я хочу пойти работать. Поэтому, когда мне, тогда еще студенту 2 курса магистратуры, предложили вести семинары по макроэкономике за профессором Александром Дмитриевичем Смирновым на 1 курсе магистратуры, я решил попробовать, мне макроэкономика нравилась. Потом в итоге решил пойти в аспирантуру, остался на кафедре экономической теории, и так стал преподавателем.


Вы раньше учились в Высшей школе экономике, что Вам запомнилось из того времени?

Когда я поступил в Высшую школу экономики в 1996 году, это была еще просто общая программа под названием «Магистратура». Вышка тогда была еще совсем молодым университетом, училась преподавать, в том числе, с помощью приглашенных иностранных профессоров из университета Париж 1 Сорбонна и Эразмуса.

Наверное, по тому, как тогда экономика преподавалась в магистратуре, это была не магистерская программа, а скорее программа немного продвинутого бакалавриата. Тем не менее мне очень повезло с преподавателями, они смогли меня заинтересовать экономикой. Прежде всего, это профессор Лев Львович Любимов, Александр Дмитриевич Смирнов, Ирина Леонидовна Кавицкая и другие коллеги макроэкономисты.


Были ли у Вас какие-то занимательные случаи во время учебы?

Ну, байки случаются достаточно часто. В те годы интернет еще только начинал развиваться, тогда еще не было полноценного сайта университета, где студенты могли посмотреть, как выглядит преподаватель, где он находится и какие у него присутственные часы. Помню, после одной из лекций профессора Николая Иосифовича Берзона, к нему подошел один из студентов, который на самом деле прогулял лекцию, и спросил Берзона, где и как он может найти Берзона. На что Николай Иосифович, не смутившись, сказал ему, где находится кафедра, и в какое время ему подойти. Это, пожалуй, самая забавная байка из тех лет.

Хотелось бы спросить о Ваших учителях, Вы в книге «Ученики об учителях» сказали, что самый большой кредит – это человеческое доверие. Можете объяснить, почему Вы так считаете?

Когда я со временем тоже стал преподавать, и у меня появились свои собственные ученики, даже теперь могу сказать, что у моих учеников есть собственные ученики, что-то изменилось в моем отношении к жизни и отношении к людям. Я понял, что очень многие процессы, особенно в университете, строятся на доверии. И когда меня пригласили на работу Александр Дмитриевич Смирнов и Лев Львович Любимов, собственно говоря, много ли они обо мне знали? Наверное, нет. Но при этом решили, что мне можно доверять и как будущему коллеге, и как человеку, в которого можно вкладывать знания, и на которого можно тратить время. И в этом смысле я сам постепенно осознал, что я точно также отношусь к студентам, которые подходят ко мне.

Хотел бы высказать слова благодарности за те лекции, которые Вы нам недавно читали.  В чем Вы видите свою главную задачу в преподавании?

На первых порах, наверное, я не был очень хорошим преподавателем макроэкономической теории. По первому образования я прикладной математик. Мне казалось, что коль скоро мне самому интересно разбираться в том, как устроены макроэкономические модели, это должно быть интересно и среднестатистическому студенту.
С годами я понял, что математика – это не более чем необходимый инструментарий, и то что должно остаться у студента после изучения любого курса макроэкономики: вводного, промежуточного или продвинутого уровня, это прежде всего интуиция относительно того, как протекают макроэкономические процессы, понимание макроэкономических проблем, которые стоят в современном обществе. А математика – это просто язык изложения современной экономической теории, который делает данное изложение более структурированным и, как ни парадоксально, более простым для восприятия.
Сейчас я прежде всего хочу заинтересовать студентов в предмете, но не ценой создания ложного представления, что макроэкономика – это просто. Макроэкономика действительно очень интересная и сложная наука. С одной стороны, она изучает то, что лежит на поверхности и гораздо чаще появляется в новостях. С другой стороны, объекты макроэкономического анализа более абстрактны, чем, например, объекты для изучения с микроэкономической точки зрения. Это требует определенного подхода, определенного мышления. В этом смысле мне действительно важно, чтобы студенты поняли макроэкономический мир, чтобы они в нем заинтересовались. И если после чтения лекций на третьем году обучения, нам удается привлечь на НИС «Макроэкономическая политика» на 4 курсе бакалавриата хотя бы 10-20 студентов, я считаю это достаточно большим достижением.


Расскажите о создании Вами Международной лаборатории макроэкономического анализа и привлечении к работе в НИУ ВШЭ одного из крупнейших европейских ученых Убера Кемпфа

Лаборатория макроэкономического анализа была создана еще в 2006 году, но тогда она была создана как научно-учебная лаборатория. Вышка тогда инициировала проект научно-учебных лабораторий. Одним из важных направлений деятельности научно-учебных лабораторий было активное вовлечение в научную работу студентов. И действительно, у нас как раз были первые выпускники бакалаврской и магистерской программы – макроэкономисты, и опираясь на них, опираясь на их энтузиазм, мы создали научно-учебную лабораторию.

Лаборатория зажила своей жизнью. Какие-то студенты, которые приходили в лабораторию, покидали Вышку, в том числе уезжали на PhD программы в хорошие западные университеты, какие-то студенты оставались в нашей аспирантуре, защищали кандидатские диссертации. И постепенно из лаборатории, которая была в значительной мере ориентирована на работу со студентами и аспирантами, мы пришли к состоянию, когда костяк лаборатории – это люди, которые уже получили степени, проводят серьезные исследования, публикуются в солидных журналах. На этой стадии мы поняли, что с точки зрения нашего потенциала мы в принципе можем претендовать на то, чтобы стать международной лабораторией. То есть переориентировать наши исследования и публикации с тематики российской экономики и российских журналов на международную повестку исследований в области макроэкономики.

Убер Кемпф был одним из профессоров университета Париж 1 Сорбонна, который активно взаимодействовал с Высшей школой экономики с самых 90-х годов. Двое моих коллег: Оксана Малаховская и Ольга Кузнецова, были его аспирантками. Мы достаточно активно взаимодействовали с Убером. В частности, он приезжал в Москву, чтобы читать лекции. Я рассматривал его как одного из самых естественных кандидатов на должность научного руководителя лаборатории. Он действительно достаточно известный во Франции и Европе макроэкономист, у него с самого начала был энтузиазм по отношению к российским студентам и преподавателям. В этой связи с Убером Кемпфом достаточно легко удалось договориться. Ему этот проект был интересен.


Последний вопрос, какой совет Вы бы дали студентам факультета экономических наук

Главный совет студентам ФЭН: перед Вами, по сравнению со студентами других научных специальностей, стоит очень большой соблазн - найти работу и начать заниматься чем-то практическим, строить карьеру уже с ранних курсов. Это в меньшей степени доступно студентам философам или физикам. Тем не менее, я бы призвал Вас не поддаваться этому соблазну. Все 4 года бакалаврской образовательной программы устроены так, что каждый час, каждая минута вашего времени должна быть посвящена развитию важных компетенций.

Надежда, что Вы вполне сможете совмещать полноценную full-time работу и образование - это иллюзия. При этом вы сами и значительно себя обделяете. Постарайтесь как можно больше инвестировать в себя в стенах университета, не размениваясь на другие активности. Останетесь ли Вы в академии, пойдете Вы в бизнес или государственные структуры, полноценное обучение действительно позволит Вам в будущем достичь гораздо большего.



В ноябре 2018 года С.Э.Пекарский был выдвинут коллективом Международной лаборатории макроэкономического анализа  на премию  Золотая Вышка  в номинации «ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ» за формирование научной макроэкономической школы и создание атмосферы доверия в коллективе.