Заниматься тем, что любишь, а деньги последуют
Студентка бакалаврской программы Экономика Ольга Ушакова расспрашивает доцента школы финансов Викторию Добрынскую про инвестиции в Лего, финансы, науку, карьеру и хобби. Традиционный совет студентам ФЭН в конце
Как у Вас возникла идея для Вашей работы о Lego?
Я даже не помню точно, откуда взялась сама идея. Видимо, она давно зрела в голове, потому что мой сын этим увлекается. Вместе с ним мы ходили на выставки, где Lego преподносится, как искусство: существуют и картины, и скульптуры. Мы покупали соответствующие книги, где из кубиков строят какие-то модели. То есть всё это рассматривается не как игрушка, не как набор, который покупают ребенку, он его собирает, разламывает, а как инструмент искусства, инструмент чего-то большего. В связи с этим у меня возникла идея о том, что этим могут пользоваться взрослые люди для бизнеса, например, коллекционеры. Также построены Леголенды, существуют кафе из Lego по всему миру. Я стала изучать эту тему, копаться в интернете. Я наткнулась на статью в Telegraph, где писали, что какие-то наборы Lego на вторичном рынке принесли какую-то огромную доходность. Тогда я подумала, что необходимо изучить этот вторичный рынок. Так и возникла идея для этой работы.
Сама я не инвестирую, потому что мой сын очень любит этот конструктор, и он просто не позволит мне откладывать эти коробки надолго. Для инвестиций выгодны дорогие наборы. Вообще по исследованию получается, что мелкие наборы приносят наибольшую доходность за счет того, что они содержат мелкие редкие детали, выпущенные ограниченным тиражом. К тому же, у них изначально цена ниже, чем у крупных наборов, и когда они вырастают в цене на 5$, получается большая доходность. Но мне кажется, что для коллекционеров и для инвестиций крупные наборы все же более привлекательны. Вообще, Lego это долгосрочная инвестиция. Есть наборы, которые выстреливают быстро, но для этого надо вращаться в этой теме и знать, что пользуется спросом у коллекционеров.
Многие зарубежные СМИ осветили моё исследование, например, Bloomberg (США), The Guardian (Великобритания), Le Capital (Франция), Visao (Португалия), Fortune (США), Vox (США), Le Point (Франция), Mental Floss (США), Il Giornale (Италия), Money Control (Индия), и это далеко не полный список.
Как Вы пришли в науку?
Уже на уровне бакалавриата мне были интересны финансы, но я никогда не думала, что буду заниматься наукой. Очень важны стажировки в летние периоды. Я была на стажировке во ВЭБ, мне не понравился тип работы там. Также я год работала в Deloitte, там был серьезный конкурс, и я думала, что буду строить карьеру в бизнесе, но позже я в этом разочаровалась. Я очень творческий человек, мне важно, чтобы у меня был простор для занятий тем, что интересно мне. В бизнесе я столкнулась с большим количеством предписаний, рутинной работой, а я так не могу. Затем я училась в магистратуре и параллельно преподавала, и тут меня зацепило. Меня обожали мои студенты, у нас был хороший контакт. Я чувствовала, что я делаю что-то полезное.
Но изначально я занималась макрофинансами, монетарной политикой. А потом меня стали больше интересовать финансовые рынки, ценообразование финансовых активов. Так я уехала на PhD по финансам, потому что у нас в Вышке тогда еще почти не было академиков, занимающихся научными исследованиями в этой сфере. Именно там окончательно оформилась эта моя идея, и я пошла в эмпирическое ценообразование финансовых активов. Уже потом мне стали интересны различные инвестиционные стратегии, меня увлекли альтернативные инвестиции, например, Lego. Сейчас я ищу другие идеи для исследований.
Как Вы считаете, в университете должно быть большее теоретических или практических предметов?
Студентам кажется, что теория представляет собой оторванные от жизни модели. Раньше, будучи студенткой, я тоже так думала, но сейчас я с этим не согласна. Все эти теоретические модели закладывают базу и помогают научить студентов думать. Практика же меняется из года в год, и к тому времени, когда вы пойдете на работу, в мире все изменится. Практику в момент можно изучить на работе, как только вы окунетесь в среду, а теория дает глубинное понимание механизмов, которые стоят за практическими моделями. Модели нужны для того, чтобы научиться думать, научиться рассуждать, хотя они и абсолютно теоретические.
Существует мнение, что женщины более предрасположены к гуманитарным наукам. Сталкивались ли Вы с этим в своей карьере?
Да, такая проблема действительно существует, и я часто с этим сталкивалась, особенно в молодости. Каких-то ярких случаев не было, потому что я всегда веду себя аккуратно с коллегами-мужчинами. Были случаи, когда, как мне кажется, на мой счет было предвзятое мнение или ненаучный интерес, но это было аккуратно, сглажено и ни во что не вылилось.
Вообще в финансах больше мужчин. Участники конференций, коллеги, рецензенты в журналах в основном мужчины.
Иногда это мешало. Например, на PhD-программе и с научным руководителем возникали сложности. Однако в Вышке, мне кажется, таких проблем нет. Наш факультет нанимает очень много девушек, вообще нет предвзятого мнения относительно того, что финансы – это мужская сфера. Мне нравится, что на факультете абсолютное равноправие полов.
Как Вы понимаете, что лекция прошла успешно?
Я вижу интерес в глазах, вижу, что студенты не отвлекаются, внимательно слушают, задают умные вопросы. В конце лекций студенты аплодируют, и даже если это чистая формальность, преподавателю всегда приятно, кажется, что ты что-то полезное сказал. Но вообще я не считаю себя преподавателям, которого массово любят все студенты, и не стараюсь им быть. Ведь те, кому интересен курс, возьмут эти знания, а остальных нет смысла принуждать.
Со всей аудиторией контакт никогда не происходит, у всех разная мотивация. К сожалению, очень много незаинтересованных студентов, много тех, кто хочет получить не знания, а корочку. К счастью, есть хорошие студенты, которые всегда ходят на лекции, задают вопросы на переменах, многие потом приходят ко мне как учебные ассистенты или для написания дипломных работ. Ради таких студентов я и работаю, потому что я вижу, что есть те, кто хочет дальше копаться в этой теме, применять знания. Приятно, когда после ребята говорят, что мой курс был им интересен и полезен.
Как найти то, чем бы ты хотел заниматься?
Это очень сложно. Мне кажется, родители должны помочь с этим выбором. Моему ребенку сейчас 8 лет, и мы уже думаем, в каком направлении ему развиваться дальше. Ребенку самому очень сложно определиться, но родители не должны толкать, а именно смотреть по наклонностям ребенка.
Я заинтересовалась экономикой уже в 8 классе в процессе школьного курса, хотя и не представляла, что буду в финансах. Этот предмет был мне интересен, он соответствует складу моего ума, мне близки темы выбора потребителей, финансов, ценообразования.
В Вышке, например, существует много различных курсов, майнеров, можно все попробовать и понять, что тебе интересно. Однозначно, основную программу нужно изучать старательно. Оценки, рейтинг, диплом очень важны для трудоустройства, необходимо быть хорошим студентом, но, помимо этого, важно уделять внимание другим областям.
Я нашла то, что я люблю. Мне нравится заниматься наукой и делиться ее частью во время лекций.
Расскажите о Ваших хобби
У меня очень много увлечений. Я люблю спорт, мне нравится плавать, кататься на коньках, велосипеде, лыжах, играть в теннис.
Я люблю рукоделие и творчество. Сейчас у меня не остается на это времени, но мне очень нравится делать украшения из орхидей. Я покрываю живые цветы лаками по технологии, которую придумала сама. Меня увлекает создание картин из страз.
У меня дома много коллекций, которыми я увлекалась в разные периоды своей жизни (и продолжаю их пополнять сейчас): монеты, сувенирные ложечки из путешествий, магниты с изображением архитектурных сооружений разных стран, раковины моллюсков, минералы, коллекция собственных украшений из орхидей. А у сына коллекция Lego.
Я творческий человек, поэтому я не смогла работать в регламентированном бизнесе. Мне важно иметь свободу самовыражения, изучать темы, которые интересны мне.
Поделитесь секретом Вашего успеха
Самое важное – это делать то, что тебе нравится. На абсолютно любой работе можно быть успешным, если тебе это искренне нравится. Для успеха в любой профессии нужен какой-то драйв, который будет заставлять тебя много пахать, идти вперед и добиваться лучших результатов. Этот драйв возможен только тогда, когда тебе это реально интересно. Мой секрет успеха – заниматься тем, что ты любишь, тем, что приносит удовольствие, а деньги последуют.
Я даже не помню точно, откуда взялась сама идея. Видимо, она давно зрела в голове, потому что мой сын этим увлекается. Вместе с ним мы ходили на выставки, где Lego преподносится, как искусство: существуют и картины, и скульптуры. Мы покупали соответствующие книги, где из кубиков строят какие-то модели. То есть всё это рассматривается не как игрушка, не как набор, который покупают ребенку, он его собирает, разламывает, а как инструмент искусства, инструмент чего-то большего. В связи с этим у меня возникла идея о том, что этим могут пользоваться взрослые люди для бизнеса, например, коллекционеры. Также построены Леголенды, существуют кафе из Lego по всему миру. Я стала изучать эту тему, копаться в интернете. Я наткнулась на статью в Telegraph, где писали, что какие-то наборы Lego на вторичном рынке принесли какую-то огромную доходность. Тогда я подумала, что необходимо изучить этот вторичный рынок. Так и возникла идея для этой работы.
Сама я не инвестирую, потому что мой сын очень любит этот конструктор, и он просто не позволит мне откладывать эти коробки надолго. Для инвестиций выгодны дорогие наборы. Вообще по исследованию получается, что мелкие наборы приносят наибольшую доходность за счет того, что они содержат мелкие редкие детали, выпущенные ограниченным тиражом. К тому же, у них изначально цена ниже, чем у крупных наборов, и когда они вырастают в цене на 5$, получается большая доходность. Но мне кажется, что для коллекционеров и для инвестиций крупные наборы все же более привлекательны. Вообще, Lego это долгосрочная инвестиция. Есть наборы, которые выстреливают быстро, но для этого надо вращаться в этой теме и знать, что пользуется спросом у коллекционеров.
Многие зарубежные СМИ осветили моё исследование, например, Bloomberg (США), The Guardian (Великобритания), Le Capital (Франция), Visao (Португалия), Fortune (США), Vox (США), Le Point (Франция), Mental Floss (США), Il Giornale (Италия), Money Control (Индия), и это далеко не полный список.
Как Вы пришли в науку?
Уже на уровне бакалавриата мне были интересны финансы, но я никогда не думала, что буду заниматься наукой. Очень важны стажировки в летние периоды. Я была на стажировке во ВЭБ, мне не понравился тип работы там. Также я год работала в Deloitte, там был серьезный конкурс, и я думала, что буду строить карьеру в бизнесе, но позже я в этом разочаровалась. Я очень творческий человек, мне важно, чтобы у меня был простор для занятий тем, что интересно мне. В бизнесе я столкнулась с большим количеством предписаний, рутинной работой, а я так не могу. Затем я училась в магистратуре и параллельно преподавала, и тут меня зацепило. Меня обожали мои студенты, у нас был хороший контакт. Я чувствовала, что я делаю что-то полезное.
Но изначально я занималась макрофинансами, монетарной политикой. А потом меня стали больше интересовать финансовые рынки, ценообразование финансовых активов. Так я уехала на PhD по финансам, потому что у нас в Вышке тогда еще почти не было академиков, занимающихся научными исследованиями в этой сфере. Именно там окончательно оформилась эта моя идея, и я пошла в эмпирическое ценообразование финансовых активов. Уже потом мне стали интересны различные инвестиционные стратегии, меня увлекли альтернативные инвестиции, например, Lego. Сейчас я ищу другие идеи для исследований.
Как Вы считаете, в университете должно быть большее теоретических или практических предметов?
Студентам кажется, что теория представляет собой оторванные от жизни модели. Раньше, будучи студенткой, я тоже так думала, но сейчас я с этим не согласна. Все эти теоретические модели закладывают базу и помогают научить студентов думать. Практика же меняется из года в год, и к тому времени, когда вы пойдете на работу, в мире все изменится. Практику в момент можно изучить на работе, как только вы окунетесь в среду, а теория дает глубинное понимание механизмов, которые стоят за практическими моделями. Модели нужны для того, чтобы научиться думать, научиться рассуждать, хотя они и абсолютно теоретические.
Существует мнение, что женщины более предрасположены к гуманитарным наукам. Сталкивались ли Вы с этим в своей карьере?
Да, такая проблема действительно существует, и я часто с этим сталкивалась, особенно в молодости. Каких-то ярких случаев не было, потому что я всегда веду себя аккуратно с коллегами-мужчинами. Были случаи, когда, как мне кажется, на мой счет было предвзятое мнение или ненаучный интерес, но это было аккуратно, сглажено и ни во что не вылилось.
Вообще в финансах больше мужчин. Участники конференций, коллеги, рецензенты в журналах в основном мужчины.
Иногда это мешало. Например, на PhD-программе и с научным руководителем возникали сложности. Однако в Вышке, мне кажется, таких проблем нет. Наш факультет нанимает очень много девушек, вообще нет предвзятого мнения относительно того, что финансы – это мужская сфера. Мне нравится, что на факультете абсолютное равноправие полов.
Как Вы понимаете, что лекция прошла успешно?
Я вижу интерес в глазах, вижу, что студенты не отвлекаются, внимательно слушают, задают умные вопросы. В конце лекций студенты аплодируют, и даже если это чистая формальность, преподавателю всегда приятно, кажется, что ты что-то полезное сказал. Но вообще я не считаю себя преподавателям, которого массово любят все студенты, и не стараюсь им быть. Ведь те, кому интересен курс, возьмут эти знания, а остальных нет смысла принуждать.
Со всей аудиторией контакт никогда не происходит, у всех разная мотивация. К сожалению, очень много незаинтересованных студентов, много тех, кто хочет получить не знания, а корочку. К счастью, есть хорошие студенты, которые всегда ходят на лекции, задают вопросы на переменах, многие потом приходят ко мне как учебные ассистенты или для написания дипломных работ. Ради таких студентов я и работаю, потому что я вижу, что есть те, кто хочет дальше копаться в этой теме, применять знания. Приятно, когда после ребята говорят, что мой курс был им интересен и полезен.
Как найти то, чем бы ты хотел заниматься?
Это очень сложно. Мне кажется, родители должны помочь с этим выбором. Моему ребенку сейчас 8 лет, и мы уже думаем, в каком направлении ему развиваться дальше. Ребенку самому очень сложно определиться, но родители не должны толкать, а именно смотреть по наклонностям ребенка.
Я заинтересовалась экономикой уже в 8 классе в процессе школьного курса, хотя и не представляла, что буду в финансах. Этот предмет был мне интересен, он соответствует складу моего ума, мне близки темы выбора потребителей, финансов, ценообразования.
В Вышке, например, существует много различных курсов, майнеров, можно все попробовать и понять, что тебе интересно. Однозначно, основную программу нужно изучать старательно. Оценки, рейтинг, диплом очень важны для трудоустройства, необходимо быть хорошим студентом, но, помимо этого, важно уделять внимание другим областям.
Я нашла то, что я люблю. Мне нравится заниматься наукой и делиться ее частью во время лекций.
Расскажите о Ваших хобби.
У меня очень много увлечений. Я люблю спорт, мне нравится плавать, кататься на коньках, велосипеде, лыжах, играть в теннис.
Я люблю рукоделие и творчество. Сейчас у меня не остается на это времени, но мне очень нравится делать украшения из орхидей. Я покрываю живые цветы лаками по технологии, которую придумала сама. Меня увлекает создание картин из страз.
У меня дома много коллекций, которыми я увлекалась в разные периоды своей жизни (и продолжаю их пополнять сейчас): монеты, сувенирные ложечки из путешествий, магниты с изображением архитектурных сооружений разных стран, раковины моллюсков, минералы, коллекция собственных украшений из орхидей. А у сына коллекция Lego.
Я творческий человек, поэтому я не смогла работать в регламентированном бизнесе. Мне важно иметь свободу самовыражения, изучать темы, которые интересны мне.
Поделитесь секретом Вашего успеха.
Самое важное – это делать то, что тебе нравится. На абсолютно любой работе можно быть успешным, если тебе это искренне нравится. Для успеха в любой профессии нужен какой-то драйв, который будет заставлять тебя много пахать, идти вперед и добиваться лучших результатов. Этот драйв возможен только тогда, когда тебе это реально интересно. Мой секрет успеха – заниматься тем, что ты любишь, тем, что приносит удовольствие, а деньги последуют.