Важно найти интересную задачу и свою нишу
Елена Вакуленко закончила с отличием бакалавриат (2008 год) и магистратуру (2010 год) факультета экономических наук НИУ ВШЭ. Менее чем за десять лет Елена вошла в число самых активных, а среди активных - в число самых успешных исследователей Высшей школы экономики. Ольга Ушакова, студентка бакалаврской программы Экономика, узнает у Елены секреты ее успеха в науке.
Вы в прошлом выпускница Вышки. Как она изменилась за эти годы?
Вышка очень сильно изменилась. Я закончила бакалавриат в 2008, в 2010 магистратуру, в 2013 аспирантуру. Когда я только поступала, сам процесс поступления в университет был другим. Я сдавала вступительные экзамены и писала олимпиады. В процессе обучения было больше аудиторной нагрузки, больше разнообразных курсов, сейчас они объединяются под одной шапкой.
Например, раньше было множество различных курсов по эконометрике, а сейчас это все объединено в один курс. Раньше мы проводили больше времени внутри вуза, у нас была нагрузка по 5-6 пар в день, мы постоянно ходили в библиотеку, потому что не было доступа к электронным ресурсам. На лекциях не было презентаций, преподаватели никогда не высылали готовых материалов. Запомнилось то, как по курсу социально-экономической статистики мы должны были сделать проектную работу, для которой были необходимы статистические данные. Мы сбрасывались всем курсом и покупали их в Росстате, а сейчас все данные есть в открытом доступе.
Почему Вы поступили на эконом?
Меня на самом деле всегда больше интересовали математические предметы. Я поступала не только в Вышку, но и во многие технические вузы по направлению «Прикладная математика». Но мои родители всегда очень хотели, чтобы я училась именно на экономическом факультете. В то время считалось, что экономисты могут хорошо зарабатывать. Я хотела быть учителем, собиралась поступать в педагогический вуз. Вышка была родительским выбором. И я не пожалела, что прислушалась к мнению родителей. Мне всегда очень нравилось, что у нас был большой выбор курсов, и по ходу обучения я выбирала предметы, где было много математики.
Ваши работы посвящены темам бедности, миграции. Как это связано с Вашим интересом к математике?
Во всех моих работах применяется прикладная эконометрика, везде есть модели. Я анализирую статистические данные с помощью математических методов. Меня интересуют исследования рынка труда и миграции, а бедность непосредственно с этим связана. Я изучаю, как связано благосостояние людей с их возможностью переезда в другие регионы.
Направление моей работы сформировалось в магистратуре. Началось все с идеи моего научного руководителя К.К. Фурманова. Я начала с ним работать на 3 курсе бакалавриата, а затем писала с ним курсовые, ВКР, магистерскую диссертацию. Сначала мы исследовали рынок труда, а потом он вдруг предложил мне заняться миграцией. Я начала изучать, какие работы с построением моделей в этом направлении уже сделаны. Оказалось, что этой проблемой в России в основном занимаются демографы, а они работают с этими данными как с описательной статистикой. К тому моменту была только одна серьезная эконометрическая работа по этой теме. Я подумала, что эта область подходит мне, ведь ею никто не занимается. Я начала изучать эту тему и поняла, что официальные данные очень скудны. Я искала людей, работающих в этом направлении с другой стороны – демографов, географов. Так я вышла на своего второго научного руководителя Н.В. Мкртчяна. На нашем курсе я была единственной, у кого было 2 научных руководителя в магистратуре: один со стороны методов, другой со стороны именно содержательной части вопроса исследования. Мой руководитель сообщил мне, что на самом деле данные по миграции есть, просто они недоступны широкому кругу, их нужно получать через официальные запросы. Так у меня появились работы, рассматривающие эту проблему под разными углами, на разных уровнях агрегации, с разными моделями.
Важно найти интересную задачу и свою нишу.
Расскажите про Ваш опыт работы со Всемирным Банком
У меня было 3 проекта. В самый первый проект меня пригласили по рекомендации моих коллег. Я тогда писала диссертацию по смежной теме. В двух последующих проектах ко мне обращались уже как к эксперту в этой области. В первый раз это были рынки труда, а во второй я занималась оценками пространственной и межотраслевой мобильности. Я рассматривала, меняют люди отрасль занятости или нет, так как наличие такой мобильности влияет на все равновесия, складывающиеся на рынке. Оценить это довольно затруднительно, без использования микроданных. Но основная сложность заключается в том, что по полученной оценке нельзя определить, много это или мало, так как нет эталонных показателей для сравнения. Когда мы начинаем сравнивать российские показатели с другими странами, мы понимаем, что у нас разная статистика, по-разному определяются отрасли, другая институциональная среда. Грубые сравнения показывают, что масштабы межсекторной мобильности в России выше, чем межтерриториальной. Если доля сменивших отрасль к численности всех занятых равна около 4,5-5% по оценкам на данных РМЭЗ – НИУ ВШЭ за последние годы, то доля, сменивших регион проживания по отношению к численности населения – 1,4% (после смены методологии учета в 2010 году). Внутри частного сектора гораздо больше переходов, ну и не из каждой отрасли можно совершить переход. Например, в торговлю можно уйти из любого сектора, там не требуется каких-то особых знаний, а вот прийти из торговли в специфическую сферу сложно.
Над чем Вы работаете сейчас?
У меня всегда получается так, что я работаю по нескольким направлениям. В моих работах в основном всегда есть соавторы, потому что я люблю обсуждать свои идеи. В споре рождается истина. Никто не будет болеть за твою работу так, как еще один ее автор. Важно смотреть на проблему с разн все мои соавторы имеют другие взгляды: я, например, экономист-математик, а они демографы, географы, физики, экономисты-теоретики. Различие во взглядах и позволяет сделать интересную работу, создать многогранный продукт. Сейчас мы снова работаем с Н.В. Мкртчяном. Мы хотим построить модель миграции для всех муниципальных образований в России, проверить те гипотезы, которые мы проверяли на уровне регионов, а главное – посмотреть пространственные взаимосвязи. Регионы все же очень крупные территориальные единицы, которые слишком разнородны внутри, поэтому необходимо брать что-то поменьше.
Расскажите о Ваших хобби
До поступления в Вышку у меня была масса увлечений. Я училась в музыкальной школе по классу баяна, играла в оркестре. Меня интересовало народное творчество и народные промыслы: роспись по дереву, по глине. Также я занималась флористикой.
Сейчас мне не хватает времени на мои хобби. Но после рождения сына его увлечения стали моими – мы что-то лепим, рисуем. У меня возникла идея создать кружок математики для малышей. То, как размышляют дети и доходят до понимания математических вещей, очень интересно. Я думаю, это может стать моим новым хобби.
Мы вместе с семьей активно проводим выходные (катаемся на лыжах, коньках, велосипедах, самокатах, играем в футбол, хоккей и т.д.). Каждый выходной мы выбираем какое-то совместное культурное мероприятие (поход в музей, театр, кино, на концерт, в зоопарк).
Ваш совет нынешним студентам
Занимайтесь тем, что вам нравится и обязательно все получится! Если ты идешь по той дороге, которая тебе интересна, не сворачивая с нее, то непременно достигнешь успеха. Когда мне предлагали гранты и финансирование, я отказывалась от тех предложений, которые были мне неинтересны. Я никогда не стремилась добиться каких-то высот, я просто делала свое дело. Первое время я бралась за все, что было мне интересно: работала бесплатно, но получала ценный опыт.
Также важен отдых. Выходные я провожу с семьей и стараюсь не работать в эти дни, зато в будни моя производительность сильно возрастает. Нужно уметь отдыхать, переключаться на что-то другое.
Вакуленко Елена Сергеевна
Департамент прикладной экономики: Доцент