• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Теоретическая экономика неотделима от математики

Елена Борисовна Бурмистрова, заместитель декана по работе со студентами ФЭН и заместитель руководителя департамента математики, шестикратный Лучший преподаватель, читает курс Линейная алгебра на первом курсе бакалаврских программ Экономика и Экономика и статистика. Ольга Ушакова, студентка бакалаврской программы Экономика, задает Елене Борисовне сложные вопросы и получает интересные ответы

Почему Вы пришли преподавать во ВШЭ? Как вуз изменился за эти годы?

Вышка тогда поразительно отличалась от других университетов. Здесь была та академическая среда, к которой я привыкла дома, и которой не было в большинстве ВУЗов. Здесь я чувствовала себя комфортно, и это было приятно. Тут не было такого, что руководство кафедры или факультета пыталось диктовать преподавателю, сколько можно ставить двоек и кому их ставить вообще нельзя. Студент не имел возможности заплатить, чтобы получить зачет или экзамен, хотя такая практика была распространена во многих местах. Да и студенты, пришедшие тогда в Вышку и мыслей таких не имели.

За годы моей работы университет сильно разросся. Это хорошо точки зрения развития университета, но не очень комфортно для такого человека, как я. Когда университет только зарождался, по сути, был один только экономический факультет, потом появился менеджмент, социология, потом все остальное. Мы все друг друга знали, у нас были общие праздники, это было как-то по-домашнему. Когда университет большой, есть коллеги, которых я не знаю даже в лицо.


Вы принимаете активное участие в жизни факультета. Что это Вам дает?

Отношения не бывают односторонними. Когда человек что-то делает, последнее дело – ждать за это благодарности. Все, что делает человек, он делает для себя, потому что у него есть в этом потребность.

Я с удовольствием общаюсь с выпускниками прошлых лет, из каждого выпуска есть пара человек, с которыми мы регулярно встречаемся. У меня в школе была такая учительница, может быть поэтому для меня это нормально. В июне ей будет 83, мы по традиции соберемся снова, я привыкла к тому, что это нормально, и так должно быть.


Как Вы относитесь к мнению о том, что Вышка либеральный вуз?

Когда Вышка начиналась, ректор открыто говорил, что мы вне политики. Сейчас, конечно, это удается хуже, особенно с появлением факультетов, у которых политика – это профессия.

Излишний либерализм тоже чреват – студентам с молодых ногтей рассказывают про их права, но как-то забывают упомянуть об обязанностях. Либеральность заключается не в том, чтобы по каждому поводу устраивать митинг, как было, например, в прошлом году по поводу принятия нового положения об учебном контроле. Во-первых, надо дочитывать до конца, прежде чем идти на митинг: в положении указано, что если какой-то элемент контроля является блокирующим, то преподаватель обязан обеспечить его пересдачу. Ни один преподаватель не будет в ущерб делу устраивать блокировки, ведь необходимо предоставить возможность пересдачи для всего потока, а это сложно. Для меня несомненен тот факт, что экзамен должен быть блокирующим, по крайней мере, -  в математических дисциплинах.

Любой вопрос можно решить, используя разумные аргументы и диалог, я не приемлю позицию неприятия  нового без каких-то разумных аргументов и без желания это новое обсуждать. Когда студенты начинают вмешиваться в процесс обучения, хочется задать вопрос: «Почему я вас учу, если вы так хорошо всё знаете?». Один уважаемый человек сравнил тот митинг с ситуацией, когда пациенты учат главврача, как их лечить, а этого быть не должно.

Университет отвечает за качество образования, и если вуз заключает контракт с преподавателем, то он считает, что квалификация преподавателя является достаточной для того, чтобы передавать знания. Если студент не в состоянии перенять знания, то это проблема студента. Хороших, прилежных студентов не волнует введение блокировочных пунктов, это беспокоит только тех, кто находится на грани между 3 и 4 (двойка по пятибалльной системе оценок).


Как Вы относитесь к стажировкам в учебное время?

Все приходят в вуз с разным заделом: у кого-то в школе была создана такая база, что он с легкостью учится дальше. Если стажировки не вредят учебе, я ничего не имею против. Но если после возвращения со стажировки оказывается, что многое упущено, и вместо отличных оценок появляются плохие, то я – против. Зачем получать диплом Вышки с удовлетворительными оценками?


Какими математическими знаниями должен обладать хороший экономист?

Если человек выбирает для себя академический путь, то есть науку, важно понимать, что теоретическая экономика неотделима от математики. Все курсы, которые мы читаем сейчас, необходимо знать в полном объеме и желательно знать кое-что еще. У нового декана в планах уже есть выделение ИП не во втором полугодии, а после первой недели сентября. Это позволит по всем предметам предложить более углубленную программу.

Ломоносов говорил, что математику затем уже следует изучать, что она ум в порядок приводит, а я всегда добавляю, что необходимым условием для этого является наличие ума.  Те студенты, которые этому необходимому условию не удовлетворяют, надолго в Вышке не задерживаются. В корпоративном секторе организованная голова тоже никогда и никому не мешала. Вы изучаете математику, и даже если потом не идете в науку и не применяете на деле никакие математические методы, то все равно уже начинаете мыслить по-другому, Вы учитесь думать.

Я убеждена, что знания не бывают лишними. Даже если у Вас есть предметы, которые, как вам сегодня кажется, Вам не нужны, все равно наступит момент, когда что-нибудь да понадобится. Если учиться легко, значит, тебя ничему не учат. Человек лучше всего учится в юности и молодости. Все, что будет упущено в студенческие годы, очень тяжело наверстать. Если у студента нет базы, ему будет нелегко работать, он будет неспособен к самообучению. Наши курсы не перегружены, это необходимый минимум, но этот минимум – обязателен.

В свое время, давно, когда только появились Золотые книги России, в которых был приведен рейтинг самых успешных людей – экономистов среди них почти не было. Эти люди все были директорами банков, у них у всех были процветающие фирмы, но образование они получали на мехмате, в физтехе, в МИФИ и хороших технических ВУЗах.  С тех пор прошло много лет, ситуация изменилась, и я твердо уверена в том, что наши выпускники занимают в подобных рейтингах самые высокие места.

Я формулирую это для себя так: есть науки, а есть занятия. От фундаментальной науки  (это, к примеру, - физика, математика, химия, медицина, биология) не ждут денег, но без нее не будет и прикладных исследований, поэтому чем лучше студент постигает основы этих фундаментальных наук, тем успешнее будет его дальнейшее продвижение в любой профессии.


Вы много лет подряд побеждали в номинации «Лучший преподаватель». Как думаете, почему?

Не знаю, это для меня большой вопрос. Голосование очень субъективно, его правила мне не совсем понятны. За многих достойных преподавателей, не побеждавших в этих голосованиях, искренне обидно, ведь если у кого и учиться, то в первую очередь - у них.


Расскажите о Ваших хобби

Хобби с течением времени у всех меняются. В юношестве я серьезно  занималась художественной гимнастикой, любила автомобильные гонки, походы в горы. Но в какой-то момент я поняла, что у меня есть близкие, у которых я одна, и отказалась от рискованных  увлечений.

Литература и классическая музыка всегда были в моей жизни, так было принято у нас в семье.

Сейчас меня увлек французский язык, учу его с удовольствием, и на вопрос «зачем?» ответить не могу, мне это просто нравится. Ну и, конечно, выставки, театры и прочие удовольствия никто не отменял.