Максимально используйте возможности, которые дает Вышка
Выпускник магистерской программы Стратегическое управление финансами фирмы Владимир Голубятников рассказывает о своей карьере, программе менторства и дает советы студентам ФЭН
Расскажите, пожалуйста, немного про Ваш опыт работы
Я в Вышке учился в магистратуре СУФФ (Стратегическое управление финансами фирмы). На тот момент я уже работал в консалтинге в Москве, и учёбу в магистратуре я совмещал с работой. После Вышки я какое-то время еще продолжал работать в российской консалтинговой компании SBS, занимался проектами достаточно широкого профиля: это были проекты организационной эффективности, разработки стратегий и инвестиционных планов, внедрения систем KPI и другие. Затем я поехал на проект в Лондон и после его завершения перешел в международный консалтинговый бутик Bryanston Resources, который фокусируется на горнодобывающей и металлургической отрасли – там я занимался в основном разработкой стратегии и оценкой инвестиционных проектов. После Bryanston я перешел в Eurasian Resources Group (ERG) – компанию, в которой я работаю сегодня. Мы тогда в роли консультантов работали с человеком, которого только что назначили CEO Казахстанского бизнеса ERG, и он пригласил меня присоединиться к новой команде в Казахстане и возглавить функцию инвестиционного планирования. Моей задачей было построить систему финансовой оценки капитальных проектов и систему принятия инвестиционных решений. Сначала я занимался этим в Казахстане, четыре года работал в региональной управляющей компании, после чего мне доверили аналогичную роль, но уже на глобальном уровне (то есть не только по Казахстанским активам, но и по международным). ERG – это компания с активами на трех континентах: основные активы расположены в Казахстане, есть также предприятия и проекты в Африке и Бразилии. Сейчас я базируюсь в европейском офисе компании в Амстердаме, отвечаю за аналогичный круг вопросов: финансовая оценка капитальных проектов, система принятия инвестиционных решений и планирование инвестиций для всех активов группы по всем регионам. Это вкратце про мой карьерный путь.
Хотелось бы спросить про менторство, что это такое, как проходит Ваш проект и каких студентов Вы ищете?
В общем значении Менторство – это система, сводящая вместе молодых перспективных сотрудников, которые ищут ответы на свои вопросы, пытаются лучше понять, как построить карьеру в конкретной компании или как в целом принимать карьерные решения; и более опытных людей, которым есть что рассказать, которые могут поделиться знаниями, опытом, подсказать в выборе пути и принятии каких-то решений. Эта система очень распространена в консалтинговых компаниях: молодые аналитики и консультанты выбирают себе менторов из числа старших коллег (руководителей проектов или партнеров), встречаются с ними с определенной периодичностью, определяют свой план развития и обсуждают прогресс. Ментор, как правило, не является их непосредственным руководителем, но видит со стороны как они проявляют себя в компании, может дать им обратную связь и подсказать на что им стоит обратить внимание, на какие навыки или знания стоит делать упор, как развиваться и как достигать своих карьерных целей. В Вышке программа наставничества работает аналогичным образом, но только здесь текущие студенты бакалавриата выбирают себе наставников из числа выпускников. Как правило, студенты ищут наставника в профессиональной области, которая их интересует; им нужен ментор с применимым опытом, которым он мог бы поделиться. То есть если человек хочет пойти в консалтинг, то он или она с большой долей вероятности выберут себе выпускника, который работал в консалтинге. Потребность студентов – услышать советы о выборе карьеры, о подводных камнях, которые их могут ждать, о том, на что им стоит обратить внимание при выборе будущей профессии, какие навыки следует развивать. Для выпускников – это возможность что-то сделать для своего университета, помочь студентам принять правильные решения в отношении своей карьеры, а для кого-то это также способ найти стажеров или сотрудников с свою компанию. У меня лично такой цели не стоит, то есть я не ищу среди студентов себе в команду людей. Но я принимаю возможность просто помочь студенческому сообществу по вопросам где я могу быть полезен, а также развить свои лидерские навыки, работая с людьми, помогая им в поиске себя, где-то им подсказывая и отвечая на их вопросы. Это тот формат взаимодействия, с которым я не сталкиваюсь в ежедневной работе, т.е. эти люди не мои непосредственные подчиненные, но я могу на них как-то повлиять и помочь. В моем случае это является основной мотивацией.
Почему Вы выбрали Стратегическое управление финансами фирмы?
У меня была конкретная цель – расширить знания в области финансов, чтобы прогрессировать в карьере. Мое первое образование – бакалавр менеджмента в Новосибирском государственном университете. Я из Новосибирска, там закончил бакалавриат и затем переехал в Москву для работы. Начав работать в консалтинге, я достаточно быстро понял, что мне не хватает знаний в финансовой области и стал рассматривать продолжение образования, а Вышка была самым первым и приоритетным выбором. Стратегическое управление финансами фирмы, на мой взгляд, - лучшая программа в Вышке, дающая прикладные финансовые знания. Эти знания применимы в профессиональной деятельности, я могу это подтвердить на собственном примере.
Каким образом знания, полученные в магистратуре, пригождаются Вам в работе или проектах?
Моя основная область ответственности – финансовая оценка капитальных инвестиций – это непосредственно то, что мы проходили на магистратуре на курсах оценки бизнеса и корпоративных финансов. Дисконтированные денежные потоки, стоимость и структура капитала – все эти темы непосредственно применимы в моей работе.
Какие знания и навыки, на Ваш взгляд, важны для успешной карьеры?
На начальном этапе важны больше знания в предметной области, где Вы работаете, к примеру, в консалтинге важен достаточно широкий набор базовых знаний о бизнесе в целом. Но чем дальше Вы продвигаетесь по карьерной лестнице, чем выше позиция, чем больше приходится выполнять функции руководителя, обеспечивать достижение целей бизнеса за счет организации работы других людей, тем более высокое значение приобретают soft skills, навыки, которым обычно не учат в университете или даже если учат, то сложно сразу понять их ценность, т.е. это навыки коммуникации, воздействия, работы в команде, создания культуры и так далее.
Какой совет Вы бы дали студентам Вышки?
Несколько советов: во-первых – максимально использовать возможности, которые Вышка дает не только в части обучения, но и в части смежных активностей, будь то программа менторства, карьерные ярмарки, стажировки, спортивные клубы. Мне кажется, что это очень важная часть студенческой жизни, которая может принести как новых друзей, так и хорошие знакомства в бизнесе, которые можно будет потом использовать. Те же кейс-чемпионаты, которые активно проводятся среди студентов, дают хорошую возможность познакомиться и расширить сеть контактов, которая потом может быть полезной при трудоустройстве или развитии карьеры.
Как Вы считаете, с какого момента лучше стажироваться и работать?
Мне кажется, в данном вопросе каждый должен определять баланс для себя. Если есть возможность начинать это раньше, то думаю, стоит это делать. Если студент чувствует в себе силы пойти стажироваться и тратить свое время эффективно, чтобы успевать учиться и получать опыт, то это будет значительным преимуществом. Каждый из моих подопечных по программе наставничества (их у меня сейчас двое) уже активно проходит стажировки, и хоть они на 3 и 4 курсе, узнают достаточно много нового. Сам я пошел работать после четвертого курса. Когда я учился на 4 курсе в Новосибирске, я не стажировался, но зато когда я учился в магистратуре, я уже работал полный день, и мне приходилось достаточно тяжело в плане совмещения учебы с работой, так как на работе у меня был полный объем загрузки, да и магистратура Вышки - это не самое простое упражнение.
Во-первых, стажировки дают возможность быстрее начать карьеру: студенты могут получить применимый опыт, понять, что им нужно.
Во-вторых, стажировки – это безусловный плюс для резюме, который можно выгодно, условно говоря, продать будущему работодателю.
В-третьих, это учит студентов правильно распоряжаться временем, что очень важно в дальнейшей работе и построении карьеры, потому что помещая себя в такую ситуацию, когда с одной стороны есть обязательства по учебе (к примеру, нужно дипломную работу писать), а с другой стороны на стажировке работодатель тоже требует выполнения каких-то задач, это заставляет учиться приоритизировать и эффективно использовать свое время, а это очень важный навык.