Интервью с профессором Пьером Коппом о магистерской программе "Прикладная экономика" в университете Париж 1, Пантеон-Сорбонна
26 мая на Факультете экономических наук состоялось выступление профессора Пьера Коппа из Университета Париж 1, Пантеон-Сорбонна, на тему: “Law and Economics. The Fight Against Money Laundering: Which System is Better?”
Сорбонна - один из первых партнерских Университетов Высшей школы экономики, договор о сотрудничестве с которым был заключен еще в ранние 90-ые ХХ века.
Профессор Копп давно сотрудничает с ФЭН: в течение многих лет он читал лекции студентам факультета, оказывал научную и экспертную поддержку сотрудникам ФЭН (в т.ч. в ходе работы над «Статегией-2020»). Сегодня профессор Копп возглавляет в Сорбонне магистерскую программу «Прикладная экономика», которая пользуется популярностью среди студентов ФЭН, обучающихся по программе двойных дипломов.
В этот раз Пьер Копп приехал во ВШЭ, чтобы выступить перед преподавателями, аспирантами и студентами с научным докладом на тему «Экономика и право. Борьба с отмыванием денег: какая система лучше?», которую могли послушать как сотрудники, так и студенты Вышки. Мы воспользовались возможностью поговорить с профессором Коппом и задать ему несколько вопросов о магистерской программе «Прикладная экономика», находящейся под его руководством:
ЛЗ: Какие студенты учатся на магистерской программе университета Париж1, Пантеон-Сорбонна «Прикладная экономика»? Откуда они приезжают?
ПК: На нашей программе обучаются студенты с разным опытом и из разных стран. В этом году абитуриенты поступали к нам буквально со всего мира. Большинство (около 70%), конечно же, французы. Остальные приезжают из Латинской Америки, Китая, Камеруна, Кот Д‘ивуара, Украины, Азербайджана, России и других стран.
ЛЗ: Как происходит отбор на Вашу программу, особенно среди иностранных студентов, приезжающих из разных стран и из университетов с разным уровнем подготовки?
ПК: Я изучаю присланные студентами портфолио, которые включают в себя мотивационное письмо, дипломы, сертификаты, рекомендации. Особенно важны последние. Конечно, сложно сравнивать студентов из разных университетов. Ведь из плохого университета может приехать и сильный студент, в то время как другой будет из хорошего университета, но со средними результатами. Обычно я все же полагаюсь на уровень университета, потому что едва ли студенты из плохих университетов могут быть лучше своих профессоров.
ЛЗ: Как вы можете охарактеризовать Ваших студентов? Какие они? И куда обычно устраиваются на работу после получения магистерской степени?
ПК: Большинство работают в административной сфере, исследовательских центрах, региональных органах управления, некоторые – в Центральном Банке, регулирующих органах и профсоюзах. В основном трудоустраиваются в государственный сектор. Но во Франции государственный сектор – понятие широкое. К примеру, Национальное Телевидение тоже является частью государственного сектора. Иностранные студенты чаще всего возвращаются в свои страны, если не остаются продолжить образование.
ЛЗ: Многие студенты ВШЭ, подающие заявки на поступление по программам двойных дипломов, интересуются, насколько сложно после окончания программы двойных дипломов попасть в аспирантуру Сорбонны?
ПК: Ну, существует два пути получения степени PhD после окончания магистратуры. Первый – это когда ты получаешь стипендию от университета для обучения на PhD программе. Для этого студент должен входить в число 3-5 лучших студентов на магистерской программе. Для участия в конкурсе необходимо подготовить: а) проект своего предполагаемого исследования и б) найти профессора, который захочет курировать твою работу. Обычно в июне, как только заканчиваются защиты магистерских диссертаций, собирается жюри (комиссия примерно из 20 профессоров экономического факультета, в которую не могут входить руководители магистерских программ), оценивающие кандидатов на программу PhD. Кандидаты выступают с 10-минутными презентациями, отвечают на вопросы, и комиссия выносит решение. Обычно, на PhD программу берут 1-2 человек с каждой магистерской программы. Хотя я не могу сказать, что конкурс очень большой. Видите ли, в начале академического года порядка 80% всех моих студентов мечтают о получении PhD. Но к концу, как правило, большинство из них понимает, что они или просто не потянут учебу, или что им это вообще не надо, поэтому даже не подают документы. В итоге на конкурс в аспирантуру обычно подают документы человек 5 от каждой магистерской программы.
ЛЗ: А комиссия оценивает только проект исследования или также оценки, полученные во время учебы?
ПК: И то, и другое. Комиссия смотрит и на оценки, поэтому успеваемость должна быть на высоком уровне, но не обязательно отличной по всем предметам. Комиссия, прежде всего, оценивает способность кандидата провести исследование на уровне PhD. Вот почему подготовка проекта очень важна. Я советую готовить его на основании магистерской работы, т.к. после защиты магистерской диссертации времени на подготовку дается совсем немного.
ЛЗ: А что если студент не попал в число стипендиатов программы PhD, но все равно хочет учиться в аспирантуре? К примеру, если родители могут оплатить обучение?
ПК: Это и есть второй путь. Да, студент может поступить на PhD и без финансирования со стороны университета, но он все также должен найти профессора, который согласится его курировать. В этом случае комиссия не будет рассматривать презентацию его проекта, но студент, конечно же, должен быть сильным.
Я также хотел бы подчеркнуть, что можно условно выделить два вида диссертации на соискание степени PhD. Один вид – это сугубо академическая работа, позволяющая в будущем строить академическую карьеру. Второй вид – это «профессиональная» диссертация. В некоторых сферах людям необходима степень PhD для карьерного роста (например, в консалтинге, министерствах, Всемирном Банке и т.д.), но при этом им не нужна академическая карьера. Поэтому они работают над более практическими темами в своей диссертации. Если же человек хочет делать академическую курьеру, его диссертация должна быть аттестована не только университетской комиссией, но и Национальным Комитетом. Центральный Национальный Комитет рассматривает работу и на ее основании решает, может ли соискатель претендовать на позицию преподавателя вуза. Несмотря на различия, оба типа диссертации требуют аналитических навыков, поэтому студенты должны быть способны использовать свой интеллектуальный багаж в полной мере.
ЛЗ: Спасибо за интересное интервью, профессор.
С профессором Пьером Коппом разговаривала Людмила Засимова, фото – Дарья Бахарева.
Дата
28 мая
2016
Рубрики
В статье упомянуты