Быть с собой честным и стараться отдавать всего себя тому, что тебе интересно
Константин Богатырев, выпускник магистерской программы «Стратегическое управление финансами фирмы» и программы двойных дипломов с Берлинским университетом имени Гумбольдта, аспирант Университета Боккони (Милан) поделился впечатлениями от учебы в магистратуре, стажировки в Бундестаге и аспирантуры в Италии. Традиционный совет будущим студентам ФЭН в конце материала
В бакалавриате я учился достаточно успешно и окончил экономический факультет МГУ с красным дипломом. Поэтому я ощущал в себе силы и интерес продолжать свое образование, а магистратура выглядела логичным продолжением этого пути. Конечно, с дипломом бакалавра можно строить карьеру во многих отраслях. Но успех в т.н. knowledge intensive секторах экономики требует дополнительных фундаментальных знаний и более высокого уровня подготовки. Я хотел заниматься такими вещами, поэтому пошел в магистратуру.
Магистратура была логичным продолжением образования для работы, требующей глубоких знаний
Финансы были для меня одним из тех предметов, который недостаточно раскрылся в бакалавриате, и мне было интересно изучить его более углубленно. Это тот раздел экономической науки, в котором много разных подразделов, много моделей, много связей с практикой. И, возможно, финансы — это одна из тех отраслей, где после бакалавриата далеко не на каждую работу тебя возьмут. Далеко не каждый сможет найти работу, например, в инвестиционном банке или в венчурном капитале. Известно, что финансовые компании очень часто проводят достаточно жесткие интервью, проверяют образование в области финансов, некоторые даже требуют профессиональный квалификационный сертификат. Это то, что так или иначе пришлось бы освоить, если бы я стал работать в области финансов. Тогда я еще не планировал идти в аспирантуру, мои планы на жизнь изменились потом.
Я понимал, что я хочу финансы. Дальше нужно было найти такую магистратуру, где финансы хорошо даются. Я изучал сайт Вышки, посещал Дни открытых дверей, я был на Зимней школе для поступающих в магистратуру и решил, что программа «Стратегическое управление финансами фирмы» наилучшим образом отвечает моим интересам и может дать качественный уровень подготовки. Среди финансовых программ я мог выбирать между корпоративными финансами и финансовыми рынками, но мне больше интересны были корпоративные финансы. Мы изучали, каким образом решения фирм об инвестировании и привлечении финансирования отражаются на ее рыночной стоимости. Корпоративные финансы — это не только про происходящее в фирме и на рынках, но и про связь между двумя мирами.
Для меня было важно, что Вышка дает возможность расширить свое образование
Магистратура СУФФ Вышки существенно отличалась от того, что я учил в бакалавриате, тех методов, подходов к образованию, которые я знал с бакалавриата. Во-первых, мы делали много групповых проектов, очень много разного рода командной работы и задания большого объема, которые требовали объединения студентов в команды. Часто просто невозможно было перелопатить самостоятельно за неделю задание. Второе, что тоже связано с первым — это общий уровень нагрузки. Нам задавали постоянно какую-то целую область литературы перелопатить, или построить финансовую модель, связанную с какой-то компанией. Третье отличие магистратуры — образование стало намного более научно ориентированным. Мы начали гораздо больше работать с научной литературой, с научными статьями. Для Вышки важно, что она называется исследовательским университетом. Поэтому многие вещи, которые преподаются в магистратуре, связаны с научными исследованиями.
Одним из самых важных курсов был наш научный семинар. На других курсах мы тоже занимались обзорами литературы, обсуждением научных статей, написанием собственных работ — это для меня было важно. Но были и курсы, более близкие к практике, но не менее интересные, такие как Оценка стоимости компании или Финансовое моделирование.
Наличие программ двойных дипломов у Вышки было для меня одним из факторов поступления. Для меня было важно, что Вышка дает возможность свое образование расширить, поехать учиться на семестр или на ПДД. Чтобы магистратура дала дополнительный весомый вклад в мое образование, чтобы это было не только углубление, но и расширение перспектив. Для расширения горизонтов очень важно посмотреть на вещи с другой стороны, другой точки зрения, попробовать разные подходы. Учеба за рубежом — один из способов это сделать. Мои друзья в бакалавриате учились по обмену, и все они остались довольны. Поэтому я не очень сомневался на тему того, хочу я или нет. Я знал, что хочу. Все зависело от того, возьмут меня на эту программу или нет. Я еще летом начал готовиться и сдавать экзамены IELTS по английскому и GRE, чтобы потом не отвлекаться на это.
Почему я выбрал Университет Гумбольдта: деньги были фактором. Я не из богатой семьи, и для меня было важно, что за учебу не надо было дополнительно платить. Несколько моих однокурсников поехали в Амстердам, и они брали образовательные кредиты. Это тоже был выбор, им казалось, что программа в Амстердаме им больше подходит. В Сорбонне, например, делают упор на макро, а я занимался больше экономикой фирмы, корпоративными финансами.
В Гумбольдте, например, читается курс по теории контрактов. А моя магистерская диссертация посвящена вознаграждению топ-менеджмента компании, и каким образом оно связано с показателями рыночной эффективности компаний. Это одна из тех сфер, где как раз важны теория контрактов, экономика информации. Гумбольдт, в том числе этими курсами позволил мне расширить свое понимание того, о чем я пишу. Также, мне показалось, что среда для меня будет более дружелюбной, так как я говорю по-немецки. Я изучал его несколько лет. Программа не требует говорить по-немецки, все курсы на английском, но владение языком страны пребывания позволяет лучше интегрироваться в университетскую среду, говорить с людьми в городе, посещать мероприятия на немецком. Мне это очень помогло.
Как отличаются МГУ, НИУ ВШЭ и Гумбольдт
Первое существенное разграничение проходит по национальным границам, по странам. Есть российская система образования и германская система образования. В германской системе человек намного более самостоятелен. На тебя падает огромное количество ответственности: ты планируешь свой учебный план, будешь ли ты ходить на курсы, каким образом ты освоишь материал, прочитаешь необходимую литературу, прорешаешь необходимые примеры, и в конце концов, сдашь экзамен. В Германии занятия намного менее индивидуальны. Даже практическое занятие, где вы решаете задачи, проходит в достаточно большой группе. Поэтому уровень индивидуального внимания к тебе намного меньше. Если ты уже достаточно взрослый — в моем случае это был второй курс магистратуры, — то, возможно, это не такой большой минус, если ты способен себя организовать. Это непривычно для людей из России, мы привыкли к другому.
Вышка дает максимум индивидуального внимания в магистратуре. На СУФФ учились несколько десятков человек, они еще разбиваются на семинарах на подгруппы, преподаватели знают, как зовут всех. Очень много индивидуального фидбэка, обратной связи. Ты делаешь большое количество заданий, которые оценивают, большое количество презентаций — это то, что мне запомнилось в Вышке.
Что касается экономфака МГУ, где я учился в бакалавриате, то там, как и в Вышке, много индивидуального внимания по сравнению с Гумбольдтом. МГУ также дал мне много с точки зрения университетской среды. Я учил немецкий в МГУ. Было много возможностей для развития личности, даже спортивного развития было много, и это здорово.
В Гумбольдте очень живая студенческая жизнь и среда. В университете развитое студенческое самоуправление и есть много групп, которые занимаются разного рода активизмом, например, в области экологии, политики, феминизма и т.д. Я участвовал в группе по правам человека и в походном клубе. Также, в Гумбольдте очень сильная интернационализация. Университет включен в международную повестку намного больше, чем российские университеты. Там встречаешь большое количество студентов из разных стран, преподаватели тоже из разных стран. Общаясь с ними, ты впитываешь большое количество разных опытов, разных точек зрения.
Стажировка в Бундестаге
Сразу после окончания магистратуры я попал на стажировку в Бундестаг, парламент Германии. Эта программа называется Международная парламентская стипендия. Она принимает примерно 100 человек 50 стран каждый год на стажировку в парламенте на срок 5 месяцев. Из них 3 месяца стажер проводит на самой практике, а два остальных — это образовательные мероприятия, лекции, и разного рода повышение квалификации. На программу могут попасть россияне, которые говорят по-немецки на очень высоком уровне. Должно быть законченное высшее образование, также, успешные кандидаты должны быть социально активны.
Например, я во время учебы в Берлине организовывал мероприятия по правам человека и занимался волонтерством. Такого рода социальная активность засчитывается в плюс. Если ты человек, заинтересованный не только в учебной, но и в общественной жизни, то ты подходишь по профилю, чтобы стажироваться в парламенте Германии.
Рабочая часть стажировки выглядит так: тебя определяют в офис одного из депутатов, ты можешь при отборе указать свои предпочтения. Я указал финансы и попал в офис депутата, которая состояла в комитете по финансам. В мои обязанности входило много небольшой исследовательской работы — поиска и синтеза информации, наведения справок. Например, депутата интересовало, стоит ли Германии помогать Греции, как это скажется на Германии, на Еврозоне. У депутата не хватает времени, чтобы этим заниматься, и мне нужно было подготовить краткое содержание литературы, что говорят экономисты об этом. Также мне приходилось читать и рассказывать депутату про европейский банковский союз и интеграцию рынков капитала. Не всегда это было личное общение, в зависимости от ее расписания и пожеланий, но всегда я писал summary.
Я понял, что рано остановил свой академический путь
Для меня аспирантура не была чем то, к чему я стремился изначально, не была целью, которую я осознавал в магистратуре. Я это осознал позднее. После Берлина я вернулся в Москву и начал работать в финансовом отделе компании МТС: я занимался планированием, бюджетированием и прогнозированием бизнес- показателей компании, а помимо этого, я начал преподавать курс по финансам в МГУ. Преподавание дает большую личную отдачу и мне нравится. Преподавая, я продолжаю учить новые вещи, которые мне интересны.
Хотя преподавание не было моей основной работой, и, даже, способом заработка, я увидел, что продолжаю ходить на какие-то лекции, конференции, ездить на зимние школы, и до меня начало доходить, что я рано остановил свой академический научно-образовательный путь на магистратуре, и, наверное, стоило бы продолжить. Тогда я всерьез задумался над тем, чтобы построить академическую карьеру.
Моя аспирантура в Университете Боккони называется Public Policy and Administration, на русском это можно называть государственное управление», иногда говорят «публичная политика». Программа междисциплинарная: много экономики, но есть и политология, демография, социология, и это для меня было ключевым фактором при выборе места, где я хотел бы учиться в аспирантуре. Сейчас общественные науки развиваются во многом междисциплинарно, на стыке разных областей. Например, на стыке экономики и политологии возникла такая область, как политическая экономика: экономисты много пишут о политических вопросах, а политологи много заимствуют из экономического аппарата. В политологических научных журналах встретить такие вопросы, которые многим экономистам кажутся экономическими, и наоборот.
При поступлении в аспирантуру я выбирал университеты, в которых есть программы по Public Policy. Их меньше, чем чисто экономических или чисто политологических, но тоже немало, прежде всего в США. В первую очередь, мне было важно, чтобы это была структурированная программа аспирантуры, в которую входят определенный набор курсов, есть некоторый срок интенсивного обучения и время познакомиться с профессорско-преподавательским составом, а потом наступает период написания диссертации. Такая модель аспирантуры отличается от классической, распространенной в России.
Боккони — очень богатый университет
Университет Боккони существенно отличается от Вышки, МГУ или Гумбольдта. Во-первых, он частный, и поэтому более автономен в своих решениях. Но основная разница, на мой взгляд, связана не с тем, что это негосударственный университет, а с тем, что это университет очень богатый и обеспеченный. Нельзя сказать по умолчанию, что государственные вузы всегда плохо финансируются. Если бы государства больше давали денег своим университетам, то разница была бы меньше. Но сейчас ситуация такова. Университет Боккони частный, в нем дорогое обучение, и высокую долю доходов он получает от платы за образование от студентов бакалавриата и магистратуры. В аспирантуре практически никто не платит.
В Боккони очень хорошо поставлены разные процессы, которые, может быть, в силу, в том числе, недофинансирования, нехватки ресурсов, наверное, больше стагнируют в других вузах. Хороший пример — реакция на кризисы, переход в онлайн. Весной 2020 г. я уже учился на первом курсе аспирантуры, у нас было достаточно много курсов. На полноценный переход на онлайн-образование всей системы обучения у Боккони ушло всего четыре дня. И это несмотря на то, что Италия первой в Европе оказалась под ударом коронавируса, и у университета не было времени смотреть на других и готовиться. Всё сразу перешло в онлайн, у Боккони уже были соответствующие системы, соответствующие подписки, место для хранения файлов и так далее. В этом смысле я смотрю на Боккони как на образцовый вуз, как должны быть организованы процессы. Это не значит, что образцовый вуз должен быть частным, но это, вероятно, значит, что чтобы процесс организовать таким образом, нужно большое количество финансов.
Те преимущества Боккони, которые я ощущаю на себе, связаны, в первую очередь, с инфраструктурой. У аспирантов есть офисы в университете, по несколько человек, есть свое рабочее пространство, компьютеры, подписки на научные журналы. Если тебе нужны книги, можно порекомендовать или запросить библиотеку эти книги купить, и ты сможешь ими пользоваться. Боккони платит стипендии аспирантам. У нас есть дополнительные средства, чтобы ездить на конференции, тратить их на свои исследования. Организация образования в гибридном формате, когда занятия проходят одновременно и в аудитории, и транслируются онлайн, тоже работает хорошо.
Милан — экономический центр Италии, столица бизнеса. Не могу сказать, чтобы здесь жизнь была запредельно дорогой по сравнению с другими европейскими городами: Париж, Лондон, столицы Северной Европы могут быть существенно дороже. Могу назвать цифры, это не секрет, они написаны на сайте университета. Наши стипендиальные программы встроены в аспирантуру. Первые два года, в течение которых ты полноценно посвящаешь себя учебе и не можешь дополнительно работать, преподавать и исследовать, ты получаешь стипендию в размере полутора тысяч евро в месяц. При этом стоимость жилья, если ты живешь с другими студентами, в Милане около 700 евро в месяц. Начиная с третьего года, стипендия понижается до 1100 евро в месяц, но при этом ты можешь дополнительно подрабатывать. Так как у тебя больше нет учебы, ты можешь так организовать свое время, чтобы не только успевать свои исследования, но и ассистировать в исследовательских проектах или в преподавании. Не могу сказать, что это большой заработок, но, тем не менее, я работаю ассистентом в одном из курсов в университете. Милан — это хороший, комфортный город для жизни, и для студентов, и аспирантов, в том числе.
Не всё в будущем зависит от меня
Аспирантуры в Университете Боккони, прежде всего, нацелены на академическую карьеру. Всех здесь настраивают на исследования, учат читать научную литературу и публиковаться в хороших журналах. Устраиваются люди, чаще всего, в Европе и Азии. Трудоустройства в США тоже случаются, но это скорее исключение, чем правило, потому что американский академический рынок труда перенасыщен и, в основном, принимает, выпускников американских программ. И сами молодые исследователи, которые оканчивают аспирантуру в Европу или Америку, вероятно, не всегда ориентируются на другой континент для работы, то есть мы видим эффект самоотбора. Недавно одна из выпускниц нашей программы устроилась профессором в Yale-NUS College, это совместный проект Йеля с Национальным университетом Сингапура. В европейские университеты тоже устраиваются, - один из наших выпускников сейчас на постдоке в Оксфорде, но бывают и менее известные вузы. Некоторые выпускники работают в международных организациях, таких, как Всемирный банк. Там востребованы вещи, которые мы изучаем и исследуем: например оценка различного рода программ и политик.
Для меня приоритетный вариант моего будущего — это академическая карьера. Я понимаю, что не всё в этом смысле зависит от меня, потому что это достаточно сложный и конкурентный рынок труда, негарантированное трудоустройство, даже если ты из очень хорошего университета. Я хотел бы попробовать, поэтому я настраиваю себя на науку, на работу в университете. Это моя маленькая мечта. Если вдруг не получится, то есть запасные околоакадемические варианты: аналитические центры, международные организации. Но я надеюсь, что даже если вдруг у меня не получится устроиться в очень высококлассный университет, то по крайней мере, в хороший университет должно получиться.
Совет себе 22-летнему, поступающему на СУФФ
Я бы дал такой важный совет: изучать себя, думать о том, чем тебе нравится заниматься, а чем тебе не нравится заниматься и не обманывать себя. Например, я думал, что буду заниматься больше практикой, работой в бизнесе, в частной компании, но со временем я осознал, что мне больше нравится академическая карьера, мне больше нравится наука. Поэтому, даже если себя на какое-то время заставить заниматься тем, что тебе нравится меньше, что тебе менее интересно, в конечном счете это может тебе надоесть. Поэтому лучше быть с собой честным и стараться отдавать всего себя тому, что тебе интересно. Тогда ты будешь в этом успешен.
Личный сайт Константина Богатырева
Аспирантура университета Боккони (Милан, Италия)
Программы двойных дипломов ФЭН
Юбилейная встреча выпускников ФЭН и Гумбольдта
Все использованные фотографии из личного архива Константина Богатырева