• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Олимпиадная экономика дала нам лучших друзей, с которыми мы вместе реализовали много проектов, а сейчас учимся на одном факультете»

«Олимпиадная экономика дала нам лучших друзей, с которыми мы вместе реализовали много проектов, а сейчас учимся на одном факультете»

Четверо студентов первого курса факультета экономических наук еще до поступления в НИУ ВШЭ, успешно выступили на международной олимпиаде для старшеклассников WEC (World Economics Cup). Ребята заработали в командном зачете четвертое место, а в индивидуальном зачете − золотую и три серебряных медали. Подробнее об олимпиаде, как стать участником, о поступлении в Вышку и впечатлениях первокурсников узнаем у призеров

Борис Иванчиков, студент первого курса, ОП Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ, золотая медаль WEC

Борис Иванчиков, студент первого курса, ОП Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ, золотая медаль WEC

Я закончил Физико-математический лицей № 31 г. Челябинска. Олимпиадной экономикой занимаюсь с 8 класса (тогда же первый раз поехал на всерос), но уже с 5 класса ездил летом в экономический лагерь от нашей школы. Поступил в Вышку я по всеросу.   

Про олимпиаду нам сказали во время подготовки к межнару (IEO). Эта олимпиада немного похожа на IEO, но там два тура экономики и один тур — экономический кейс. В турах по экономике был тест на 100 вопросов на примерно час, поэтому необходимо было четко знать теорию и английский, второй тест был на меньше вопросов, но они были сложнее. В части кейса также нужно было проявить свое знание экономической теории, предложив решение проблемы и обосновав его с помощью экономических моделей (например, нам нужно было улучшить модель финансирования для Олимпийского комитета).

Я бы посоветовал другим старшеклассником участвовать в этой олимпиаде. Для этого нужно хорошо знать английский и экономическую теорию

Совместный бакалавриат я выбрал потому, что здесь много разных курсов по выбору, а я ещё не знал, чем именно я хочу заниматься в будущем. Пока что учиться не сложно, и курсы по выбору интересные. 

Матвей Решетнев, студент первого курса, ОП Экономика, серебряная медаль WEC

Матвей Решетнев, студент первого курса, ОП Экономика, серебряная медаль WEC

В Лицее НИУ ВШЭ я встретил много ребят, которые очень хотели побеждать в олимпиадах по экономике, что придало мне мотивации не отставать от них и тоже добиться успехов на этом поприще. Я учился в продвинутой группе А.Н. Челеховского, которому невероятно благодарен за интересные лекции и постоянную поддержку, он стал моим главным школьным преподавателем. Также я участвовал в выездных школах от ВЭШ и Олмат, где обрел своих лучших друзей, с которыми мы вместе реализовали много проектов, работали, а сейчас учимся на одном факультете Вышки. Для меня олимпиадная экономика стала не только главным интересом, но и источником новых крепких социальных связей, которые сделали меня тем, кем я являюсь.

До конца 9 класса я жил в городе Канске, Красноярский край, там же и учился в местной Гимназии №1. К сожалению, программа обучения в ней была построена так, что точным наукам уделялось намного меньше внимания, поэтому тогда я и представить не мог, что свяжу свою жизнь с экономикой. Тем не менее, после своего 8 класса я поучаствовал в Красноярской Летней Школе, где ради интереса изучал вводный курс по макроэкономике. Уже тогда я понял, что понимание экономики очень важно для жизни в современном мире. Через пару недель после КЛШ я оказался в Летней Экономической Школе на базовом направлении, где по-настоящему влюбился в эту науку. В первую очередь меня привлекло то, что предпочтения людей, как оказалось, можно описать математически, до этого я совсем не мог этого представить. Вернувшись домой, я понял, что хочу и дальше заниматься экономикой, а также математикой, поэтому без раздумий взял онлайн-курс от школы Олимп. Получилось так, что уже зимой я стал призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике и прошел на заключительный этап, который был отменен из-за пандемии коронавируса.

Красноярский край
Alexander Dobry at unsplash

Тогда же я понял, что моя мотивация заниматься экономикой начала ослабевать, потому что вокруг меня не было никого, кто был бы в ней заинтересован, поэтому я решил поступить в 10 экономико-математический класс Лицея НИУ ВШЭ. К концу учебного года я узнал, что действительно туда поступил, а значит нужно было переезжать в Москву. В итоге, я решился на переезд и два года жил в столице без родителей.

Как можно догадаться, поступать в университет я хотел с помощью льгот от школьных олимпиад по экономике. Я стал призером и победителем множества перечневых олимпиад, но победить на Заключительном этапе ВсОШ мне так и не удалось, хотя я выходил на него целых три раза. Однако за некоторое время до своего последнего Всероса я узнал, что стал призером Высшей Пробы по экономике, это достижение дало мне право поступить на ОП Экономика Факультета экономических наук НИУ ВШЭ без вступительных испытаний. Тогда же я решил, что вне зависимости от результатов на Всеросе я буду поступать на эту программу. Так и получилось. 

ОП Экономика я выбрал, сравнивая отзывы своих знакомых, обучающихся на разных программах ФЭН Вышки. Мне показалось, что эта программа наиболее оптимальна для меня, а наличие Первого Потока, как отдельной группы повышенной академической нагрузки, заставляет не расслабляться и стремиться к новым учебным достижениям. Пока программа оправдывает мои ожидания, а опыт учебы в Лицее Вышки позволил быстро перестроиться на темп учебы в университете.

О WEC

О WEC знал совсем немного, только видел, что ребята из России уже имели на ней успехи. Летом 2021 года я решил поучаствовать в международной олимпиаде по экономике IEO Open Track вне сборной России, которую отбирают по итогам результатов на Заключительном этапе ВсОШ. Неожиданно для самого себя, я получил статус Best in economics - первое место по решению теста и задач по экономике. Заметив это, в августе мне предложили поучаствовать в WEC в составе сборной России. Это предложение давало мне шанс поучаствовать в новом для себя формате и представить свою страну на международном конкурсе, поэтому я легко согласился.

Эта олимпиада состоит из нескольких туров: тест с вопросами по экономической теории, работа с текстами про экономические модели и командный бизнес-кейс. Всего участвовало 265 человек из 38 стран мира. Сложнее всего мне показалась работа над решением кейса, наша команда потратила на него достаточно много сил и времени, к тому же представлять свое решение требовалось на английском языке. Этот тур дал понять, что есть еще много навыков, над которыми мне стоит работать.

По итогам олимпиады я получил серебряную медаль по сумме всех туров, а наша команда заняла четвертое место. Я также занял 22 место в конкурсе по работе с текстом. Это действительно было самым интересным заданием: за короткое время я узнал много моделей, о которых раньше не слышал, но вспоминаю до сих пор. Одну из них я даже использовал в Лицее для написания эссе на тему «Связь биологии и экономики». Эта модель называется Economics of fisheries, она описывает, как стремление различных фирм получить прибыль может уничтожать целые экосистемы и как этого избежать.

О будущем

Я планирую продолжать учиться и преподавать олимпиадную экономику для школьников - я уже преподавал в Олимпиадой школе Лицея 1547, а со своими друзьями уже второй раз организовал летний онлайн-курс, где передавал свои знания школьникам, олимпиады достижения которых еще впереди. Вполне возможно, что после окончания обучения я свяжу жизнь с преподаванием, но мне также интересна и работа в индустрии, так что ближайшие 4 года я буду стараться понять, что мне нравится больше. Благо, Вышка дает для этого все возможности

Презентация проекта команды
из личного архива студентов