• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мы живем в мире с несовершенной информацией. Теория сетей может помочь

Мария Тетерятникова, доцент департамента теоретической экономики факультета экономических наук, рассказывает о построении академической карьеры в экономике, европейских студентах и преподавании в Вене, роли теории сетей в разных контекстах, а также о международном рекрутинге и научной комиссии ФЭН

Мы живем в мире с несовершенной информацией. Теория сетей может помочь

Как вы пришли в экономику?

Экономика меня привлекла, поскольку мне хотелось найти приложение уже полученным математическим знаниям. Я закончила  специалитет СПбГУ по Прикладной математике и информатике, после чего я увидела в экономике возможность применить чисто теоретические знания к интересным мне экономическим вопросам.

В сферу ваших научных интересов входят Теория игр, теория сетей и многое другое. Встречались ли вы с этими экономическими дисциплинами до PhD по экономике?

Сети в математике называют графами. Пока я изучала математику в СПбГУ, у нас был предмет по теории графов, но это было довольно далеко от реальных приложений, поэтому  тип моделей, которыми я занимаюсь сейчас, я изучала уже на PhD программе. После специалитета я сразу поступила на PhD программу в институт CERGE-EI в Праге. Первые два года по сути представляли собой магистратуру, после которой я поступила на PhD программу в Европейский университет-институт во Флоренции. На втором году обучения к нам приехал профессор Yves Zenou, читавший курс по теории сетей. Мне очень понравился этот курс, и я решила заняться данной темой в рамках своей PhD.

Как продолжалась ваша карьера после PhD?

После окончания PhD я получила позицию в Университете Вены в Австрии. Как это обычно бывает, по окончании PhD выпускник подает заявки в большое число мест. Мне показалось интересным предложение от Университета Вены. Там я проработала 6 с небольшим лет, а потом еще примерно год по гранту в Венском университете экономики и бизнеса. Так что в общей сложности я прожила в Вене почти 8 лет. В Университете Вены я преподавала микроэкономику, теорию игр и теорию сетей, а также курс «стратегическое мышление на практике».

А что входит в курс «стратегическое мышление на практике»?

По сути это теория игр, но курс базировался, в основном, на примерах из жизни, на реальных ситуациях, демонстрирующих, как теория игр может использоваться на практике. Я использовали такие книги, как “Thinking Strategically: The Competitive Edge in Business, Politics, and Everyday Life” (Dixit и Nalebuff) и  “Freakonomics”  (S. Dubner и S. Levitt). Это был курс для бакалавров, у которых теории игр еще не было. Идея как раз была в том, чтобы привлечь их внимание к теории игр и показать, что у нее много интересных применений в жизни.

Вы упомянули job market. Как он устроен?

В экономике эта процедура организована очень хорошо. Где-то в конце сентября - в октябре начинается сезон job market. Есть специальные платформы в интернете, где можно выкладывать свое резюме,  мотивационные письма, свои статьи, написанные в рамках PhD. Работодатели также выкладывают объявления о позициях. Как кандидат, вы просматриваете выложенные предложения и подаете заявку. Работодатели рассматривают ваши документы, и потом вам приходит ответ. Где-то в декабре- январе проходят интервью. Они также организуются довольно централизованно. Есть интервью в Европе, есть интервью в Америке. Работодатели, которые вами заинтересовались, оценивают вас на интервью. После этого они могут пригласить вас к себе на так называемый flyout. Во время флайаута вы презентуете вашу работу более подробно и встречаетесь с вашими потенциальными будущими коллегами. По итогам встречи вам могут сделать предложение о работе.

В каком-то смысле вы были и по ту, и по другую сторону баррикад, потому что в Вышки вы занимались международным рекрутингом профессоров? Сложная ли это работа?

Да, действительно, мне удалось побывать и там, и там.

Это было очень интересно, на самом деле. Конечно, было много работы, и это занимало немало времени. Но, к счастью, я была не одна. Все коллеги с факультета помогали. Мы распределяли заявки, и в частности, статьи кандидатов по областям. Я и еще несколько коллег читали статьи по экономической теории. Кто-то читал статьи по финансам и т.д. В конце мы собирали все мнения и решали, кого пригласить на интервью. Таким образом, это никогда не было моей личной заботой и ответственностью. Я этот процесс координировала и, конечно, много им занималась, но все же это была совместная работа на факультете. Кроме того, это всегда было чрезвычайно интересно. Ты встречаешь много интересных молодых людей, умных, окончивших хорошие университеты. А также много узнаешь, пока читаешь их статьи и слушаешь их презентации. Благодаря международному рекрутингу, я получила очень интересный и богатый опыт в экономике.

Во время учебы на PhD, студент выбирает свою специализацию в экономике. Влияет ли выбор специализации на то, будут ли у выпускника PhD возможности трудоустройства ВНЕ академии?

В некоторой степени, конечно, влияет. Если вы выбираете чистую микроэкономическую теорию, то, наверное, больше шансов найти что-то именно в академии. ВНЕ академии можно устроиться, например, в консалтинговые компании. Им тоже нужны микроэкономисты-теоретики. Но если вы хотите искать работу ВНЕ академии, то лучше выбирать темы исследований с эмпирическим уклоном в области финансов, макроэкономики и т.п., потому что здесь появляется больше возможностей для работы в банках, финансовых и международных организациях. Таким образом, да, в какой-то степени специализация влияет, но даже если вы выбрали микроэкономическую теорию, как сделала я, всё равно есть путь вне академии. Часто компаниям просто нужны хорошие экономисты. Им нужно знать, что вы получили PhD, у вас солидная база знаний, полученная в хорошем университете, и им не столь важно в какой именно теме вы специализировались.

Пришлось ли вам учить итальянский или немецкий для учебы во Флоренции и работы в Австрии?

Нет, всё было на английском. Я немного учила и итальянский, и немецкий, но по работе нужен был только английский. На нем общались и коллеги, и студенты.

Мария Тетерятникова, доцент департамента теоретической экономики факультета экономических наук
Замечали ли вы какие-то различия между русскими и европейскими студентами?

Мне кажется, основное различие в том, что в Европе у самих студентов более негативное отношение к списыванию и нечестности. У нас, к сожалению, считается почти нормальным, что студенты списывают, что на экзаменах используются шпаргалки и т.п., а в Европе это не так. Списывание и там есть, конечно, но это распространено далеко не в такой мере, как здесь. 

В целом же, студенты везде одинаковые, мне кажется. Везде есть и хорошие, и плохие. У нас в Высшей школе экономики в основном очень хорошие ребята. Может быть, математически даже более подкованные, чем студенты на Западе. Хотя мой личный опыт в Университете Вены был тоже очень положительным. Там тоже было много сильных студентов, которые потом оставались на PhD.

В Вышке для получения степени бакалавра или магистра студенты пишут дипломную работу. В Европе такая же система?

Да, там то же самое. Пишут либо курсовую работу, либо диплом. Всё также.

Вы работали научным руководителем дипломных работ в Европе?

Да, работала, и сейчас в Высшей школе экономики я продолжаю работать научным руководителем со студентами. Насколько я помню, на моей позиции в Вене мне разрешалось быть руководителем только бакалаврских работ. В принципе же, руководство устроено также. Я периодически встречалась со студентом и обсуждала прогресс в его или ее работе. В конце студент сдавал работу, а я читала и оценивала.

Не могли бы вы рассказать о своих исследованиях?

Областью моих интересов являются теория игр и теория сетей, -- в основном я смотрю на вопросы с теоретической точки зрения. Сети или графы, как их называют в математике, - это геометрические фигуры, состоящие из точек и соединяющих их линий. Точки называются вершинами сети, а линии – ребрами или связями. В экономике сети представляют отношения между экономическими агентами, например, людьми, фирмами, странами и т.п. Ребро между агентами указывает на наличие отношений между ними. Например, с помощью сетей моделируются дружеские отношения между людьми, распространение вирусов, торговля и политические  отношения между странами, обмен научными разработками между фирмами или кредитно-заемные отношения между банками. Сети влияют на то, как люди принимают решения, -- например, работать или нет, становиться преступником или нет, какое образование получать, сколько усилий прикладывать в той или иной деятельности и т.д. В данный момент, одна из статей, над которыми я работаю, посвящена разработке концепции стабильности сетей, когда у людей нет совершенной информации друг о друге. Меня интересует, какая структура будет стабильной в таких условиях, т.е. какую структуру мы ожидаем чаще всего увидеть.  Это важно, потому что структура сети оказывает серьезное влияние на то, как агенты взаимодействуют друг с другом. В то же время, в литературе о концепциях стабильности есть серьезные пробелы. В частности, пока нет концепции для ситуации, когда у игроков, т.е. у агентов, связанных сетью, нет информации друг о друге. Мне кажется, что это серьезное упущение, поскольку мы живем в мире с очень несовершенной информацией. Даже создавая дружеские отношения, я изначально не знаю, кто человек, с которым я пытаюсь построить отношения: хороший он или плохой, будет ли мне дружба с ним в радость или нет.

Еще одна статья, которую я пишу в соавторстве с Анастасией Анцыгиной, моей коллегой с факультета экономики, называется support networks in contests - сети поддержки в турнирах. Мы все в течение жизни сталкиваемся с разными конкурентными ситуациями, где нам нужно бороться за некий приз. Если речь идет об академической карьере, то в начале своего пути мы боремся за место в престижной PhD программе, затем ищем работу и подаем документы на позицию в университетах, позже подаем заявки на гранты и пр. Всё это примеры конкурентных ситуаций. При этом люди часто прибегают к помощи третьих лиц, напрямую не вовлеченных в конкурентную борьбу, но с кем у них есть устойчивая дружеская или иная связь.  Обычно такие связи формируются до того, как возникает конкурентная ситуация, т.е. даже до того, как мы узнаем, кто наш конкурент, а кто окажет поддержку. И в нашей работе мы пытаемся ответить на вопрос, какая структура связей будет наблюдаться в подобных условиях и какой эффект она окажет на характер последующего конкурентного взаимодействия. Оказывается, что в зависимости от того, какую именно роль играют связи – приносят ли они только прямые или также непрямые выгоды, зависит структура стабильной сети. Если это только прямая поддержка, которая пригождается, когда нужно конкурировать, то сети получаются одной структуры. Если роль связей между людьми еще и в том, что люди, не конкурируя сами, получают положительную полезность, когда в турнире побеждает друг, то структура сети другая.

Какую выгоду я могу получить, если я ни с кем не конкурирую, а в турнире побеждает мой друг?

Например, просто психологические выгоды. Если у меня есть коллега, и он получил грант с моей помощью, то я радуюсь за него. А может быть, я ожидаю, что человек, которому сегодня помог я, в будущем чем-то поможет мне. Все это непрямые выгоды от связей.  

Вы член научной комиссии Департамента Теоретической Экономики с 2020 года. Что это означает?

Это такая административная обязанность. Например, если коллеги с нашего факультета хотят поехать куда-то на конференцию или на воркшоп, то они подают заявку, чтобы им выделили средства на эту поездку. Комиссия должна оценить, обоснована ли трата средств на эту поездку. Мы рассматриваем заявки и одобряем их или нет. Помимо того, бывает соискательство на мега надбавки. Есть коллеги, которые хорошо публиковались, и нужно такие публикации поощрять. В рамках научной комиссии мы решаем, кто достоин такой  мега надбавки.

Расскажите про вашу статью о раскрытии информации в турнирах, написанную в соавторстве с вашей коллегой из Высшей школы экономики, Анастасией Анцыгиной.

Коротко идея  статьи  такая. В турнире есть два конкурента и один приз, но ценность этого приза игрокам неизвестна, и она может быть разной для каждого из них. Игроки не знают точно, насколько этот приз им нужен, полезен и т.д., в то время как у дизайнера об этом информация получше. В этих условиях дизайнеру, который хочет максимизировать усилия игроков в турнире, нужно решить, предоставлять ли информацию игрокам или нет, и если предоставлять, то в каком виде. Например, можно каждому игроку отдельно сообщать, насколько ценным для него является приз, не сообщая при этом ценность приза конкурента, т.е. предоставлять информацию частным путем. А можно раскрывать информацию публично.

В статье мы строим модель, и оказывается, что самым оптимальным видом раскрытия информации является раскрытие частным путем, причем так, что сигналы для двух игроков слегка положительно коррелированы. Этот вариант оптимален, т.к. если я, как конкурент, получаю сигнал, что ценность моего приза будет высокая, и знаю, что корреляция между моим сигналом и сигналом конкурента положительна, то я предполагаю, что мой конкурент тоже получил высокий сигнал. Значит, ценность приза для нас скорее всего одинаковая. Известно, что в таком случае конкуренция в турнире наиболее сильная, т.е. игроки прикладывают больше всего усилий, а это именно то, что нужно дизайнеру. То же самое происходит, если я получаю низкий сигнал.

Не могли бы вы рассказать о зарубежных исследованиях в теории сетей, которые вам особенно нравятся?

Интересным приложением теории сетей является статья Ballester et al., 2006, опубликованная в журнале Econometrica. Это статья про ключевого игрока. Там показывается, что уровень усилий, приложенных игроком, зависит от его позиции в сети. Игроки с наиболее центральными позициями прикладывают больше всего усилий.

Позднее появились статьи, которые применяли эту модель в разных контекстах, в частности в изучении криминальных сетей (Ballester et al., 2010). В статье была построена модель, в которой предполагалось, что есть выручка от совершения преступления, и есть связанные с преступлением издержки. И выручка, и издержки растут, если преступник увеличивает уровень своих усилий. Связанные сетью преступники могут кооперироваться для совершения преступлений, но тут у них возникает trade-off. С одной стороны, если у преступника много сообщников, то ниже вероятность быть пойманным, поскольку действуя сообща, сообщники помогают друг другу избежать наказания. Таким образом, издержки от совершения преступления снижаются. С другой стороны, совершая преступление вместе, приходится делиться выручкой.

Интересный результат, полученный в данной модели, заключается в том, что усилия каждого преступника растут при увеличении его центральности в сети. Под центральностью здесь подразумевается мера того, насколько важна позиция преступника в сети, т.е. со сколькими другими он связан напрямую и опосредованно. Такой вывод означает, что если мы хотим снизить преступность в конкретной социальной группе, то, вероятно, наша цель - обезвредить самого центрального в сети преступника, поскольку он играет ключевую роль для преступной активности в целом.

Есть ли у вас хобби?

Мне очень нравится путешествовать. Раньше как только появлялась возможность, я с удовольствием ездила либо в Европу, либо на юг. Когда начинаешь путешествовать, это прямо затягивает! Кроме того, люблю готовить, особенно печь, и особенно если готовлю не только для себя, а для друзей и близких.

References

Ballester, C., Calvó‐Armengol, A., & Zenou, Y. (2006). Who's who in networks. Wanted: The key player. Econometrica, 74(5), 1403-1417.

Ballester, C., Zenou, Y., & Calvó-Armengol, A. (2010). Delinquent networks. Journal of the European Economic Association, 8(1), 34-61.

Antsygina, A., & Teteryatnikova, M. (2023). Optimal information disclosure in contests with stochastic prize valuations. Economic Theory, 75(3), 743-780.

Интервью и текст: Ольга Крылова, стажер международного отдела ФЭН, студентка третьего курса Совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ, специально для сайта факультета экономических наук