• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мои исследовательские проекты могут научить студентов чему-то полезному»

«Мои исследовательские проекты могут научить студентов чему-то полезному»

Фото из личного архива Жан-Франсуа Жабира

Доцент Департамента статистики и анализа данных НИУ ВШЭ, cтарший научный сотрудник Международной лаборатории стохастического анализа и его приложений (ЛСА) Жан-Франсуа Жабир рассказывает о стохастическом анализе и его приложениях, о том, почему его до сих пор впечатляет уровень подготовки и целеустремленность российских студентов, и о том, как жить в Москве с ограниченными знаниями русского языка.

— Вы работали во многих странах, в том числе во Франции, Чили и Англии. Почему вы переехали в Москву?

Впервые я побывал в российской столице в декабре 2016 года. Меня пригласили принять участие в семинаре, организованном профессором Валентином Конаковым, научным руководителем лаборатории ЛСА, и прочитать мини-курс по моей специальности (стохастические процессы) в Вышке. Хотя этот визит был кратким, мне настолько понравились научная деятельность и сам город, что я спросил, открыты ли вакансии в Москве.
В следующем году я подал заявку на tenure track программу в Вышке — возобновляемую трехлетнюю должность доцента, которая впоследствии может привести к бессрочной позиции (tenure), — и именно это привело меня в Москву.
Я присоединился к московскому кампусу Вышки в 2017 году. Летом я приезжал в Москву для участия в очередной конференции, а в сентябре 2017 года я начал жить здесь.

— На чем вы специализируетесь?

Я математик. Я получил PhD по прикладной математике в Университете Ниццы Софии Антиполис (Франция). В то время я работал в центре INRIA, и исследовательская группа начала развивать новое индустриальное сотрудничество с энергетическими агентствами Франции, посвященное перспективам использования возобновляемых источников энергии, и в частности, поиску наилучшего места для строительства ветряных турбин.
На PhD я изучал физические модели с математической точки зрения. Чтобы предсказать производство энергии ветряной турбиной, нам нужно было сначала иметь возможность моделировать поведение ветра наиболее физически и численно реалистичным способом. Для этого мне нужна была очень хорошая оценка того, как физически можно спрогнозировать скорость и направление ветра на какой-то конкретной малой высоте с учетом возможной случайности в измерениях. Эта задача довольно интересна и хорошо известна в инженерии, но ее очень трудно анализировать строго. В своей диссертации я проанализировал класс стохастических процессов, которые изначально были разработаны для моделирования турбулентной реактивной гидродинамики и которые мы адаптируем для прогнозирования скорости и направления ветра на малых высотах. Первоначальная динамика, хотя и довольно хорошо известная в физике, оставалась неисследованной с математической точки зрения и требовала сложных инструментов для анализа.

Фото из личного архива Жан-Франсуа Жабира

Что такое стохастический анализ?

Стохастический процесс можно грубо описать, как хаотическую динамику, то есть систему, которая развивается во времени, а также подвергается некоторой случайности, которая делает предсказания модели  отличающимися от детерминированных моделей, в которых у вас есть четкая определенность касательно того, что система будет делать.

Сегодня случайные процессы играют важную роль во многих областях науки, а не просто являются отдельной темой для математиков. Они также имеют основополагающее значение для построения и понимания сложных физических моделей или моделирования и управления стоимостью активов в финансах.

Вы также можете найти стохастические процессы, которые помогают моделировать биологические системы. Например, они используются для предсказания эволюции и будущего популяции клеток. Кроме того, в настоящее время стохастические процессы актуальны в таких областях, как информатика и искусственный интеллект.

Ваша жизнь в Вышке началась с семинара, организованного Лабораторией стохастического анализа и его приложений (ЛСА). Вы сейчас работаете в этой лаборатории?

 Сейчас я - старший научный сотрудник лаборатории. Все мои исследования связаны не только с департаментом статистики и анализа данных, но и с лабораторией, потому что область исследований, как следует из названия, на самом деле ориентирована на стохастический анализ. Я также участвую во встречах, организованных лабораторией для отбора студентов, которые будут развивать свои исследования в лаборатории. Кроме того, когда обсуждается подача заявки на участие в национальном или международном исследовательском проекте, все мы собираем различные интересующие нас темы для создания общей исследовательской программы, которая определит наши работы на ближайшие годы.

В вашей лаборатории проводят исследования студенты бакалавриата или магистратуры?

Мы приглашаем в нашу лабораторию как студентов бакалавиата, так и магистрантов. Студенты могут присоединиться к нашей лаборатории через нашу исследовательскую группу, которая была создана три года назад.

Каждый год студенты бакалавриата и магистратуры должны записываться в проектные группы на ФЭН для написания курсовых,  бакалаврских и магистерских дипломных работ. Наша группа предлагает возможность писать дипломы в различных областях, таких как стохастическое моделирование, статистические методы, численные методы, основанные на вероятности, и управление рисками.

Группа, в которую вхожу я и другие профессора из ЛСА, стабильно и успешно приглашает студентов магистратуры в течение трех лет, и количество студентов бакалавриата, присоединяющихся к нашей группе, увеличивается с каждым годом.

Видите ли вы какие-то отличия между студентами в России и других странах, где вы работали?

 Да. Когда я начал преподавать в Москве, меня впечатлили студенты НИУ ВШЭ, потому что они были действительно преданы учебе, и у них есть запрос на хорошее образование. Например, меня очень удивило количество студентов, приходивших на консультации.
Когда я работал в других странах, я не видел так много студентов во время консультаций, ведь обычно это часы, когда студенты могут освежить свое понимание курса или даже обсудить дополнительный материал. Однако в России студенты полностью занимали время моих консультаций.
Первый год был особенно насыщенным, потому что мы со студентами обсуждали больше материала, чем было включено в курс, и я получал больше вопросов, чем за границей. Меня очень впечатлило то внимание, которое российские студенты уделяют своему образованию, и я до сих пор впечатлен.

Занимались ли вы исследованиями вместе со студентами?

Да, больше в плане бакалаврских и магистерских диссертаций, для которых я веду исследования вместе со студентами. Темы, над которыми я часто работаю со студентами, в основном связаны с применением стохастических процессов в финансах или информатике. В среднем я курирую четыре-пять ВКР в год. Я работаю со студентами факультета экономических наук, поэтому большинство студентов имеют экономическое образование. Однако многие решают писать ВКР со мной после прослушивания моих курсов по теории вероятностей или стохастическим дифференциальным уравнениям. По окончании этих курсов многие студенты выражают желание выполнить исследовательский проект, который позволит им глубже погрузиться в эти области.
Я часто стараюсь сбалансировать проекты с моими исследовательскими интересами и адаптировать их к опыту студентов и собственным интересам. Поскольку темы исследований, которые я предлагаю, часто связаны с определенной долей математики, поначалу они непросты. К счастью, в среднем студенты наших программ все-таки имеют хорошие знания по математике, позволяющие сделать релевантный проект, и довольно быстро учатся.
Я стремлюсь предлагать исследовательские проекты, которые могут научить студентов чему-то полезному.

Являются ли курсы, о которых вы упомянули, обязательными?

 Курс по теории вероятностей и математической статистики состоит из двух частей — я преподаю только первую часть. В настоящее время это обязательный курс нашей магистерской программы «Стохастическое моделирование в экономике и финансах».
Курс под названием «Введение в стохастические дифференциальные уравнения и числовую вероятность» является курсом по выбору. Оба курса теперь доступны для первокурсников магистратуры.

Что вас удивило в России по сравнению с Европой или Чили?

 Я бы сказал, первая зима. В 2016 году зима была не очень холодной. Когда я приехал в Москву, город был так красиво покрыт снегом, а я гулял по Красной площади и другим местам в центре. Один из профессоров Вышки вызвался быть моим гидом по городу, и у меня была возможность посетить несколько красивых мест.

Меня очень впечатлила красота города, особенно ночью, когда все подсвечивается.

Даже за пределами Вышки я нахожу людей в Москве дружелюбными. Например, я хорошо помню случайных прохожих, которые помогли мне на улицах в то утро, когда я впервые приехал в Москву, и даже проводили меня до нужного места.

Вы говорите на французском, английском и испанском. Учите ли вы русски?

Я до сих пор плохо говорю по-русски. Или, по крайней мере, моих знаний слишком мало, чтобы притворяться, что  я говорю хорошо. Изучение русского языка требует времени.

В Москве можно заниматься многими повседневными делами, например, ходить в магазины, рестораны или другие места с минимальным знанием русского языка.

Я просто подготавливаю то, что должен сказать, прежде чем идти, проверяю, какое слово правильное, и все. Однако мне нужна поддержка Международного офиса ВШЭ или сотрудников лаборатории по важным административным вопросам, в этом мое ограничение. Сотрудники Вышки всегда готовы помочь, и я очень им за это благодарен. Однако , в ежедневных делах, язык (верней его отсутствие) не создает мне проблем.

Как вы проводите свободное время в Москве?

Когда у меня есть немного свободного времени, а на улице хорошая погода, я люблю ходить в парки. Парк Горького — мой любимый парк в Москве. Я также люблю ходить в кино и музеи. К счастью, есть много кинотеатров, где показывают фильмы с оригинальными диалогами — на английском или французском языке — и субтитрами на русском языке.

Интервью, текст и перевод: Ольга Крылова, стажер международного отдела ФЭН, студентка третьего курса Совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ, специально для сайта факультета экономических наук