От рукописи до робота: как защитить хорошую идею для стартапа
Автор: стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ Анастасия Шестова специально для HSE.Daily
«Как защитить идею стартапа, если идеи не охраняются» — так сформулировал тему мастер-класса Кирилл Обедин. «В основе стартапа, у которого есть шансы на раскрутку и монетизирование, лежит идея, мысль, которая родилась в голове и с которой что-то дальше произошло», — говорит эксперт.
Будущие предприниматели должны правильно представлять идею своего стартапа и знать ряд правил и законов, чтобы идея могла увидеть свет и окупить проект. Идея должна быть уникальной и отвечать критериям новизны, оригинальности, целевой направленности и общественной пользы. Только при соответствии всем четырем критериям идея станет основой будущего бизнеса.
Хорошая идея проходит несколько этапов от цели до реализации. Развитие и доработка, адаптация к целевой ситуации, становление конструктивной идеи и конкретное решение проблемы подводят ее к возможности монетизации, рассказывает Кирилл Обедин.
В то же время при наличии «правильной» идеи, которая не нарушает права других стартапов, объясняет он, предприниматель должен задуматься о защите своей уникальной мысли. Что делать, чтобы ее не украли?
Во-первых, нужно понимать, что сама идея без вещественного дополнения — это просто слова. Из Гражданского кодекса известно, что интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. К ним относят что угодно — от картин до программы ЭВМ, главное — понимать, что охраняется форма выражения, а не смысловое содержание. Идея, авторская концепция, сюжетная линия не охраняются авторским правом, так как не обладают объективной формой. Например, если автор поделится идеей и у нее не будет объективного выражения, а кто-то другой снимет фильм на основе этой идеи, то нельзя сказать, что ее украли. Как подчеркивает Кирилл Обедин, доказать интеллектуальное воровство можно, только предоставив рукопись или файл, то есть то, что представляет собой идею в материальном, объективном выражении.
Во-вторых, при наличии формы выражения идее нужно пройти официальную регистрацию, чтобы на юридическом уровне закрепить права. Существует обязательная регистрация, например для изобретений, товарных знаков, промышленных образцов. После нее автор получает либо свидетельство, либо патент. Факультативная регистрация предусматривает регистрацию на выбор автора, это необязательная процедура. Речь идет, в частности, о сфере IT, например о программах для ЭВМ. Для исполнения музыкальных произведений, фонограмм регистрация не предусмотрена в принципе.
Кирилл Обедин подчеркнул, что один из критериев защиты авторского права — наличие автора как физического лица, гражданина. Однако в XXI веке, в эру диджитализации, когда нас окружают машины, выполняющие свои функции по определенным алгоритмам, возникает вопрос: а может ли искусственный интеллект быть автором произведений, новых технологий, и если да, то как он будет защищать свои авторские права?
Как бы нам ни хотелось видеть в суде робота, отстаивающего свои права с механической рукой на Библии, на подобные ситуации в ближайшем будущем рассчитывать не стоит, отмечает он. Код искусственного интеллекта создает программист, то есть речь идет о человеке и результатах его деятельности. Таким образом, авторское право за программистом, так как без него ничего бы не началось, констатирует Кирилл Обедин.
Продолжая тему субъекта авторского права, у которого есть идея, но нет необходимых знаний по защите прав интеллектуальной собственности, он приводит в пример известного автора картин Бэнкси. Что необычного в его кейсе? Уникальная идея, подкрепленная вещественной формой, есть, огромная аудитория есть, автор — тоже. Но кто он, этот автор? Известно, что Бэнкси — это псевдоним анонимного художника. Он предпочел не раскрывать своего имени, подал в суд на американскую компанию по производству открыток, которая использовала сюжеты его произведений, но все равно лишился из-за анонимности прав интеллектуальной собственности на шесть работ. Только раскрыв личность, Бэнкси может получить на спорные картины авторские права, защищающие их на всю жизнь и в течение 70 лет после смерти художника.
К таким правам относятся: исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения.
Предаст Бэнкси принципы во имя защиты авторских прав или останется верен своей идее — неизвестно. Пока эта история является одним из наглядных примеров, подтверждающих субъектность авторских прав, констатировал Кирилл Обедин.
Стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической лаборатории специально для HSE.Daily
Все новости автора