Евгений Савелëнок: «К нам приходят разные люди, но наша цель — сделать всех великими»
Автор: стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ Анастасия Шестова специально для HSE.Daily
«К нам приходят разные люди, но наша цель — сделать всех великими», — подчеркивает Евгений Савелёнок. Предпринимательству, по его словам, сегодня учат везде, начиная с раннего возраста, ведь оно неразрывно связано с инициативностью, осуществлением смелых, важных, трудных и уникальных проектов. Однако обучиться новаторству могут немногие, а стать настоящими предпринимателями — единицы. Часто великие предприниматели получаются из тех, кого никто не учит специально, а они просто понимают, как это работает изнутри.
Разбираемся в понятийном аппарате
Стартап — это проект, направленный на решение практической проблемы (задачи) с целью получения бизнес-результата. «Студент должен прежде всего сам определить, что у него стартап и он готов его делать», — подчеркивает эксперт. Автор сам должен понять, в чем будет проявляться практическая польза интеллектуального продукта.
Тема работы может быть абсолютно любого типа — от технологических стартапов до социальных предпринимательских инициатив, от мобильных приложений до двигателей, поэтому можно смело развивать идею и не бояться не попасть в пул академических тем. Здесь ценится креатив и новаторство.
Разработка стартапа в университете предоставляет свободу не только в выборе темы, но и в выборе сроков создания (от двух лет до менее месяца), стадий развития, сфер реализации и даже количества человек, которые будут непосредственно участвовать в реализации проекта.
В начале пути превращения идеи в продукт стоит все же выяснить тип стартапа. Во-первых, это может быть «инновация для инноваций», то есть стартап, направленный на разработку и/или коммерциализацию высокотехнологической разработки. Во-вторых, «не инновация для инноваций» — стартап, направленный на реализацию (продажу) существующих инновационных продуктов и/или услуг. В-третьих, «инновация для не инноваций» — стартап, направленный на разработку инновационного способа (механизма, платформы и т.д.) по извлечению прибыли из уже существующих продуктов или услуг. Наконец, «инновации в креативных индустриях» предполагают реализацию стартапа, основанного на использовании инновационных технологий с целью создания продукта/услуги с высокой степенью креативной составляющей.
Разбираемся в содержании работы
Выбрав тему и определившись с типом стартапа, студент переходит к основной части работы над «дипломом». Она состоит из двух частей. Во-первых, это теоретическая часть, или предпроектное исследование, которое предполагает обзор альтернативных проектов (решений), выбор и обоснование проектной идеи, сбор и анализ информации для обоснования параметров проекта, анализ затрат и рисков реализации проекта.
Во-вторых, это практическая часть, или результаты практической реализации стартапа. Здесь речь идет о теоретическом и практическом обосновании предполагаемого решения задачи, предоставлении плана-графика проекта, ресурсов (финансовых, кадровых и т.п.), итогов реализации проекта (описание достигнутых результатов), а также оценки эффективности реализации проекта.
Таким образом, студент не может защищать идею или концепцию без каких-либо результатов или только на уровне теории. Начинающий предприниматель должен показать пользу проекта, представить пилот и конкретные цифры. Так как проект «стартап как диплом» — это в первую очередь академическая история, необходимо понимать, что студент должен написать качественный текст, а не просто предоставить несколько графиков и финансово-экономическую модель. Это не выступление перед инвесторами, а защита своей способности и готовности делать бизнес.
Разбираемся в условиях выхода на защиту
Часто студенты боятся выбирать защиту в формате «стартап как диплом» из-за бытующих вокруг этой тематики мифов. Например, студенты почему-то считают, что обязательно нужно основать свою компанию, выиграть миллионный грант, делать ежемесячную выручку, окупающую затраты, чтобы выйти на защиту своего стартапа.
Однако мифы остаются мифами.
Существует три обязательных условия выхода на защиту проекта «стартап как диплом»:
● определить тип стартапа;
● создать стартап в период обучения на программе (то есть нельзя, например, пять лет назад запустить проект и показать на защите результаты своего стартапа пятилетней давности);
● предоставить практические (необязательно итоговые) результаты.
Специальных критериев по оценке стартапа как диплома нет. Но к обычным критериям оценки ВКР добавляются некоторые предпочтения: например, в отношении проектов, направленных на решение прикладных задач для конкретных заказчиков на базе высокотехнологических разработок.
«Перефразируя мысль, высказанную как-то Эдгаром Шейном по поводу культуры управления, в области стартапа как диплома мы находимся не на той стадии, когда мы можем ставить и проверять жесткие гипотезы… В этой области пока идет наработка статистически значимого материала: каждый проект может быть не похож на другие, и попытки здесь что-то жестко формализовать могут отсечь те или иные проекты, не говоря уже о том, что неумеренная формализация может отбить всякую охоту делать стартап как диплом», — подчеркивает эксперт.
Евгений Савелёнок отмечает, что «это самый тяжелый формат: и в плане подготовки, и в плане защиты», однако именно он приносит максимальную практическую пользу для студента. «Ничего не бойтесь, в университете все можно. Творите, разрушайте и снова творите, и все у вас получится», — напутствовал он.
Стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической лаборатории специально для HSE.Daily
Все новости автора
Савелёнок Евгений Алексеевич
Доцент кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ