Бамбук и тростник: как изучать и преподавать историю Китая
Автор: Артём Самойлов, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для HSE.Daily
Через призму веков: особый взгляд на Цинскую империю
Один из самых сложных, спорных, противоречивых и малоизученных исторических периодов в становлении Китая — история Цинской империи, подчеркивает доктор исторических наук и профессор кафедры истории России, мировых и региональных цивилизаций Сибирского федерального университета Владимир Дацышен. Свой доклад он посвятил тому, как изучать этот период в высшей школе, отметив, что в университетском образовании историю Китая иногда преподают начиная с Цинского периода.
Владимир Дацышен
Империя Цин — это эпоха XVII–XIX веков, когда маньчжуры захватили Пекин и основали Цинскую империю. Это было время создания «государства пяти национальностей» (ханьцы, маньчжуры, монгольские народы, китайские мусульмане и тибетцы) и противостояния различных этнокультурных групп. Этот период ознаменовался множеством антиманьчжурских восстаний — например, восстание тайпинов (крестьянская война в Китае против маньчжурской империи Цин и иностранных колонизаторов, 1850–1864 гг. — Ред.) и восстание мусульман (Дунганское восстание различных китайских мусульманских этнических групп в Цинхае и Ганьсу против династии Цин, 1895–1896 гг. — Ред.). Именно в Цинский период Китай потерпел поражение в Опиумных войнах с Британией и Францией (1840–1842 и 1856–1860 гг.). Несмотря на это, Китай сохранил целостность и сформировался как евразийская империя. Период заканчивается появлением Китайской республики в начале ХХ века.
По словам Владимира Дацышена, Цинский период важен для изучения по нескольким причинам. «Цинский период — период, когда Россия познакомилась с Китаем», — напоминает он.
Кроме того, это эпоха разрушения феодального общества. «Куча всяких неполноправных групп стали полноправны. Феодальный механизм патроната разрушился в этот период», — отмечает докладчик. «Мы должны на этот период истории Китая обратить особое внимание», — подчеркивает он.
Заменить хронологию на проблемные блоки
История цинского Китая очень сложна и противоречива. Владимир Дацышен считает, что необходимо акцентировать на этом внимание студентов. И вместе с тем всю эту противоречивость надо рассматривать в целостности. Этот период наполнен тяжелыми эпизодами, поэтому часто эксперты задаются вопросами: что было плохого в цинском Китае? почему он был слаб? почему происходили кризисы? почему Китай терпел поражения?
«Я думаю, мы можем по-другому смотреть на это», — считает ученый. Он предлагает более оптимистичный подход: что позволило Китаю сохраниться? что позволило ему пережить это время? По его словам, это позволяет понять, какие качества помогают проходить историческую трансформацию и преодолевать столкновения.
В целом Дацышен рекомендует для преподавания не представлять исторические события в хронологическом порядке, а разбивать их на проблемные блоки. Когда семинарские занятия делятся по смыслу, студенты лучше усваивают информацию, отмечает он.
«Преподавая, конечно, нужно разбивать историю на проблемы и преподавать именно по проблемным блокам, а не в хронологической последовательности, где эти блоки теряются», — считает профессор. «И побольше давать проблемы образования, культуры, искусства как отражения социально-экономических изменений», — добавляет он.
Обратиться к визуальному искусству
«Читая историю Китая, мы используем приемы, чтобы компактно донести информацию до студентов, когда мы ограничены во времени», — делится опытом кандидат исторических наук и доцент Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ Елизавета Волчкова. Один из приемов — объяснять события и явления через древнюю живопись.
В качестве наглядного примера она предложила рассмотреть картину «Сороки и заяц», которую написал художник Цуй Бай (XI век). На ней изображены дерево, трава и бамбук, сидящий заяц и две раскрывшие клюв сороки, одна из которых сидит на ветке, другая парит в небе.
На первый взгляд картина радостная: сорока — символ благополучия и любви, поэтому картина должна символизировать счастливый брак. «Но если мы начнем ее разбирать, то увидим, что это достаточно злой политический памфлет, который касался скандала, произошедшего с принцессой Янь Гуо, дочерью императора Жэнь-цзуна (красавица принцесса нелюбимому мужу стала предпочитать общество евнуха, интригуя против супруга; семейный конфликт получил широкую огласку и порицание общественности. — Ред.)», — рассказывает Елизавета Волчкова.
«Этот конфликт показывает отношения престола и высшей бюрократии, когда чиновники оказываются в состоянии выражать свою позицию и даже выносить дискуссию в публичную плоскость — так, что она даже доходит до художественных изображений», — продолжает преподаватель.
Другие символы на картине — бамбук и тростник. Бамбук стоит ровными стеблями, а тростник сгибается к земле внизу картины. Так художник показал чиновников: одни из них высказывали свою позицию в ситуации скандала, а другие промолчали.
За 10-минутное выступление Елизавета Волчкова успевает подобным образом разобрать четыре картины, касающиеся разных периодов китайской истории. При обычном методе преподавания эти исторические эпизоды не объяснить так быстро.
«На преподавание политической истории уходит большая часть времени занятий, а на вопросы развития экономики, общества, повседневной жизни людей времени иногда не остается», — отмечает она. Использование визуального ряда решает эту проблему.
Использовать рефлексию
Старший преподаватель кафедры истории Китая Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова Анастасия Маленкова рассказала о применении рефлексии для осознания выпускниками своих компетенций. «Есть проблема: выпускник не осознает связь между знаниями, навыками, которые мы даем, и практическими задачами, которые он будет решать в процессе работы», — пояснила она.
Студент — это знания и навыки, выпускник — компетенции, а начинающий работник — практический опыт. Чтобы из знаний студента сформировать компетенцию выпускника, нужно использовать рефлексию.
«Рефлексия в современной педагогике — самоанализ деятельности и ее результатов», — отмечает Анастасия Маленкова. Она также поделилась способами проведения рефлексии для студентов. Например, преподаватель в начале курса выдает студентам опросники, в которых они должны указать, какие навыки у них есть. Затем в конце курса они отмечают, какие из навыков улучшились за время его прохождения.
«Согласно таксономии Роберта Марцано (классификация образовательных целей и задач, позволяющая легче учиться. — Ред.), когда обучающийся понимает, как он учится, что он делает для достижения целей и какой результат он получает, это позволяет значительно улучшить результат образовательного процесса», — говорит преподаватель.
Подсматривать за местными экспертами
Также при изучении китайской истории важно смотреть, как учат и преподносят ее сами китайские историки, уверены эксперты.
«Изучая историю Китая, надо читать китайских историков», — подчеркивает кандидат исторических наук, доцент Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики Михаил Карпов. Он считает, что это позволит углубить преподавание китайской истории.
«Я согласна, мы не всегда знаем, что обсуждают там, в Китае», — поддерживает замруководителя Школы востоковедения и доцент факультета мировой экономики и мировой политики Александра Сизова.
Шире применять методологический инструментарий
Сама Александра Сизова посвятила выступление разбору китайских учебников по китайскому языку для иностранцев.
Александра Сизова
Она выделила несколько особенностей составления таких пособий: отбор информации с учетом идеологической повестки, нарратив исключительности китайской культуры, исторические параллели в контексте возрождения китайской нации и освещение истории модернизации с акцентом на особый путь Китая.
В целом Александра Сизова оценивает освещение истории в китайских учебниках положительно. «Авторы стараются находить гармоничные подходы к преподаванию дисциплины», — отмечает она. При этом составители учебников применяют широкий методологический инструментарий, что стоит делать и в процессе преподавания, добавляет Сизова.
Например, продолжает она, можно активнее применять цивилизационную теорию Арнольда Джозефа Тойнби (предлагает делить мир на территориальные сообщества с собственной религией. — Ред.). Другой вариант — обратить особое внимание на культурологический подход.
Стажер-исследователь Лаборатории экономической журналистики специально для HSE.Daily
Все новости автора