«Опережать, а не догонять»: бизнес-инсайты и личный опыт топ-менеджеров «Яндекса»
Автор: София Махайкова, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для HSE.Daily
Замысел лектория в том, чтобы погрузить студентов Вышки и других университетов в культуру «Яндекса» и показать, что «яндексоиды» — это хороший баланс хард- и софт-скилов, а также сильные горизонтальные связи, отмечает директор «Яндекс Образования» Дарья Козлова. «И “яндексоиды”, конечно же, движутся со скоростью света, потому что важно опережать, а не догонять», — подчеркивает она.
О том, как организованы основные процессы в «Яндексе» и как реализуются креативные проекты, в лектории «Яндекса» можно узнать из первых уст: руководители различных сервисов компании делятся опытом и отвечают на вопросы.
«Его величество пользователь»
Первым своим опытом поделился Андрей Кармацкий, СРО (руководитель команды разработчиков продукта) «Яндекс Учебника». Более 13 лет Андрей занимается созданием пользовательских сервисов в «Яндексе», а первым его проектом стали «Яндекс Карты».
В 2007 году сервис еще требовал доработки и был далек от того, каким мы знаем его сегодня. «Очень быстро стало понятно, что главный в процессе создания сервиса — пользователь. Погружение в “Карты” означало погружение в потребности пользователей, которые на этот сервис приходят», — поделился Андрей Кармацкий. Цифровые карты были новым способом взаимодействия с информацией, поэтому понадобилось множество различных экспериментов и исследований, чтобы выяснить, как адаптировать продукт к потребностям пользователей.
Еще один пример взаимодействия с потребителями Кармацкий привел, рассказывая о разработке тренажера для подготовки к ЕГЭ по информатике. В этом продукте новым вызовом стало внедрение нейросети в образовательный процесс. Задача была в том, чтобы наладить между искусственным интеллектом и школьником так называемый сократический диалог, когда, не давая прямых ответов, нейросеть подталкивает пользователя к правильному решению. Наблюдение за взаимодействием пользователей с сервисом идут прямо сейчас, и во многом это подсказывает, какой должна быть технология в будущем, отметил спикер.
Разработка новых сервисов в «Яндексе» ведется постоянно, и ни один из них не возможен без внимания к пользовательскому опыту. «Его величество пользователь, он всегда должен быть в центре. Если мы говорим про пользовательские сервисы, то всегда технологии и решения должны подтягиваться под потребности пользователей. Без пользователя ничего не получится, какими бы технологии ни были, например, через 10 или 15 лет, так или иначе, константа — это пользователь», — заключил Андрей Кармацкий.
Адаптация, стратегия и ошибка выжившего
Директор по развитию бизнеса компании «Яндекс.Вертикали» Александр Зверев поделился своим видением ключевых аспектов развития корпоративного бизнеса и важности адаптации. Его выступление было посвящено тому, как бизнес должен эволюционировать, чтобы не только выживать, но и процветать в быстро меняющемся мире. Приведя пример со Стивом Балмером, бывшим главным управляющим директором Microsoft, который в 2007 году недооценил потенциал iPhone, Зверев подчеркнул, что понимание и приятие инноваций критически важны для долгосрочного успеха.
Он также затронул тему ошибок и неудач, подчеркивая их значимость в процессе обучения и профессионального развития. Александр Зверев отметил, что важно принимать неудачи как возможность для роста и самосовершенствования, вместо того чтобы воспринимать их как полный провал. И признался, что самому ему ошибки помогли в итоге стать более эффективным в бизнесе. Не стоит совершать ошибку выжившего, когда успешные истории воспринимаются как единственно верные пути к успеху: пути могут быть разные, а ошибки — не всегда свидетельство провала, иногда это просто шанс сделать иначе.
Касаясь темы стратегии в «Яндексе», Александр Зверев рассказал о важности стратегического партнерства и внутренней культуры компании. Так, «Яндекс» использует стратегические альянсы для усиления собственных позиций на рынке. В пример он привел партнерство с Microsoft, который вставлял в свой поиск «Яндекс» как браузер по умолчанию. «Microsoft заработал на тех рынках, где у него не было Bing, их собственного поисковика. “Яндекс” получал дистрибуцию и боролся на как бы чужеродном рынке браузеров. И в целом — win-win», — добавил он.
Факультет компьютерных наук в 2014 году был основан «Яндексом» совместно с НИУ ВШЭ. За 10 лет он стал одним из ведущих образовательных и научных центров в области компьютерных наук в России. На факультете существует 6 программ бакалавриата и 11 программ магистратуры, а также аспирантская школа и научные лаборатории. В 2021 году на базе факультета компьютерных наук был создан Исследовательский центр в сфере искусственного интеллекта НИУ ВШЭ.