От творца к юристу: ключевые аспекты создания объектов интеллектуальной собственности
Автор: Алексей Скворцов, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для HSE.Daily
«Создание интеллектуальной собственности — это процесс, который требует тщательного подхода и учета множества аспектов, особенно если речь идет об объектах авторского права», — подчеркивает Наталья Удалова. Регулирование в этой сфере может кому-то показаться простым, но понимание его особенностей крайне важно для правовой защиты созданных объектов, добавила она.
Гражданский кодекс определяет интеллектуальную собственность как «результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана». Лектор выделила три основных подхода к созданию объектов авторского права: самостоятельное создание (физическими лицами), создание на основании гражданско-правового договора и создание в связи с выполнением трудовых функций.
Создание объектов интеллектуальной собственности физическими лицами
Одной из ключевых тем дискуссии стало обсуждение авторства, при котором физическое лицо, создавшее объект авторского права, признается его автором без необходимости осуществления специальных процедур. Это положение закреплено в Гражданском кодексе РФ. Основное правило здесь гласит: автором признается то лицо, творческим трудом которого создан такой результат, иными словами, тот, кто самостоятельно разработал объект интеллектуальной собственности.
При этом также важно понимать, что не каждый человек может быть признан автором. В том числе авторами объекта интеллектуальной собственности не могут стать лица, которые принимали участие в создании объекта, но осуществляли не творческую функцию, а только техническую или консультационную. Немало вопросов возникает по поводу руководителей, особенно в отношении патентных объектов. «Достаточно много споров возникает по поводу того, кто именно был автором, и такие дела часто решаются в суде», — добавляет Наталья Удалова.
Наталья Удалова
Также к юридическим спорам может привести создание объектов интеллектуальной собственности в соавторстве. Чтобы этого избежать, нужно заранее урегулировать взаимоотношения между участниками процесса. «Нередко возникают вопросы по поводу того, является ли объект написанным в соавторстве. Например, далеко не каждая песня считается созданной совместно, хотя это часто подразумевается», — отметила она.
Также спикер обозначила, что не все результаты интеллектуальной деятельности признаются объектами интеллектуальной собственности, а только те, которым предоставляется правовая охрана. В некоторых случаях это происходит автоматически с момента создания, как, например, в случае с объектами авторского права. Однако нередко вопрос возможности охраны объектов авторского права возникает в судебных спорах, когда устанавливается, является ли произведение результатом творческого труда. В других же случаях требуется обязательная регистрация. Например, это актуально для объектов патентных прав.
Создание объектов ИС на основании гражданско-правового договора
Объекты интеллектуальной собственности также могут быть созданы на основании гражданско-правового договора. На практике именно такие договоры определяют порядок и условия создания объектов интеллектуальной собственности, а также распределение исключительного права между сторонами.
Одним из таких договоров является договор авторского заказа. По словам Натальи Удаловой, авторский заказ относится к числу специфических договоров, которые применяются исключительно для объектов авторского права. Основной особенностью таких договоров является то, что одна из сторон обязана быть физическим лицом — автором произведения. Именно физическое лицо, творческим трудом которого создан результат, по закону является автором объекта.
«В практике есть примеры того, когда пытаются договор авторского заказа заключить между двумя юрлицами. Суд на это, естественно, указывает, потому что так быть не может», — отмечает Наталья Удалова.
Она также обратила внимание на то, что предмет договора авторского заказа должен быть четко и детализированно прописан. Для того чтобы заказчик смог предъявить претензии в случае несоответствия результата ожиданиям, в договоре необходимо зафиксировать все ключевые моменты: форму произведения, способ представления, объем и другие параметры, которые имеют значение для заказчика. «В отношении предмета договора важно описать его так, чтобы было понятно не только заказчику, но и исполнителю, чего именно от него ожидают», — пояснила спикер.
Также Наталья Удалова отметила, что заказчику следует детализировать процесс приемки результатов, чтобы избежать недоразумений на этапе сдачи произведения. Она рекомендовала включать в договоры подробные условия о том, как объект будет проверяться и приниматься, а также порядок внесения замечаний и сроки их устранения. «Если в договоре не описан порядок приемки, это может привести к судебным разбирательствам», — подчеркнула Наталья Удалова.
Спикер привела пример с фотографиями, когда в договоре не было четко прописано, кому принадлежат исключительные права на произведение. Несмотря на то что заказчик получил материальный носитель, автор сохранил за собой исключительные права на сами фотографии, что привело к конфликту.
«Они заказали съемку, оплатили ее, получили фотографии, но не смогли ими полноценно воспользоваться, так как права на использование не были переданы», — пояснила Наталья Удалова.
Кроме авторского заказа, Наталья Удалова рассмотрела и другие виды договоров, на основании которых могут создаваться объекты интеллектуальной собственности, такие как, например, договоры заказа, договоры подряда и договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР).
Специфика служебных объектов
Отдельный момент — создание служебных объектов интеллектуальной собственности, то есть объектов, которые производит работник в связи с выполнением своих трудовых обязанностей. Специфика таких объектов заключается в том, что исключительные права на них, как правило, принадлежат работодателю, однако с этим связан ряд нюансов, которые часто становятся причиной споров.
Спикер подчеркнула, что служебные объекты ИС — это не только объекты авторского права, но и изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем и даже секреты производства. Специфика правового регулирования каждого из этих объектов различается, что требует особого внимания со стороны юристов и работодателей.
«Несмотря на то что все эти объекты объединяются под общим понятием “служебные”, их регулирование различается, и нюансы есть у каждого объекта», — подчеркивает Наталья Удалова.
В то же время даже использование материалов и оборудования работодателя не всегда делает объект служебным. Определяющим фактором является выполнение сотрудником трудовых обязанностей. «Использование материалов работодателя не является основанием для того, чтобы однозначно говорить, что созданное автором произведение является служебным», — подчеркнула она.
Наталья Удалова также обратила внимание на важность правильного определения, входит ли создание объекта в круг трудовых обязанностей сотрудника. Если служебный характер произведения не подтверждается, то исключительное право на него принадлежит автору, а использование его работодателем возможно только на основании отдельного соглашения.
Также спикер отметила, что работодателю следует в течение трех лет начать использовать служебное произведение, передать исключительное право на него другому лицу или сообщить автору о том, что произведение будет храниться в тайне. В противном случае по истечении трех лет исключительное право возвращается к автору. «Срок три года может показаться большим, но это установленная норма», — поясняет Наталья Удалова.
Самое главное при взаимодействии по созданию объектов авторских прав — четкое понимание того, что должно быть создано, и надлежащее оформление всех необходимых документов.