• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

“Вот сейчас хорошее время, чтобы исполнить свою давнюю мечту”

Варвара Суханова, выпускница бакалавриата и магистратуры ФЭН, программы двойного диплома с университетом Эразмус (Нидерланды), сейчас — учитель математики в средней школе г. Обнинска по программе “Учитель для России”. Варвара рассказывает о поступлении в Вышку, учебе в бакалавриате и научной работе, что ее больше всего поразило в Вышке и за рубежом, а также почему она выбрала необычную карьеру и работу учителем математики.

“Вот сейчас хорошее время, чтобы исполнить свою давнюю мечту”

— Расскажите, пожалуйста, коротко о себе, о своей семье, кто ваши родители?

/Смеется./ Я не ожидала такой вопрос. Я расскажу о себе... Вообще я из Москвы, училась в московской достаточно хорошей школе. И после нее поступила в Высшую школу экономики на факультет экономики. После этого я поступила в магистратуру “Прикладная экономика” и поехала по программе двойных дипломов в магистратуру университета Эразмус в Роттердаме. После этого я вернулась в Россию и сейчас работаю учителем в школе в Обнинске. Но об этом я еще потом расскажу подробно. Кто мои родители. Собственно, почему я стала экономистом — мама у меня работала начальником отдела в Росстате, то есть она была экономистом. У нее даже почетный значок — “Отличник статистики”, который, сейчас мы проверяли на сайте, очень мало у кого есть. А папа у меня работает в образовании. У него свой учебный центр, который готовит к международным экзаменам.

— У вас, получается, фактически династия — когда и родители и дети работают в одной сфере. А скажите, пожалуйста, в раннем детстве дети мечтают быть — кто космонавтом, кто микробы изучать, кто-то стать балериной... А вы кем мечтали быть?

— Это очень больной для меня вопрос, потому что я никем не мечтала быть. Я не знаю, как это. Все говорили, что они кем-то хотят быть, я себя не видела вообще никем. Мне было сложно себя представить в будущем. Я очень долго по этому поводу переживала. Меня все время спрашивали родители: вот кем ты хочешь быть? И у меня принципе ничего такого не было до, наверное, 9 класса. И в 9 классе я услышала обсуждение, кто куда хочет поступать, потому что у нас в общем-то школа была такая, что все нацелено на лучшие вузы заранее. Готовится 9 класс уже вовсю. И одна моя одноклассница сказала, что она хочет быть учителем математики. А мне очень нравилась математика, я задумалась, и как-то все в голове перевернулось. Быть учителем никогда не возникало идеи. Папа — директор образовательного центра, мама — экономист, у нас в России, к сожалению, статус и престиж профессии учителя очень низкие. Я об этом не задумывалась, но, когда я услышала мысль о том, что вообще из физико-математического класса можно пойти и стать учителем математики, у меня эта идея засела. Я ей загорелась, и какое-то время говорила, что хочу быть учителем. Родители тактично намекнули, что учитель — это неблагодарная работа, тяжелая, в сложном коллективе с одними женщинами. В общем, очень много таких типичных фраз.

— А как вы в итоге приняли решение, куда поступать?

— Меня родители отправили на курсы ФДП в Вышку с девятого класса, и там была математика, русский и экономика. Я скажу честно, экономика мне не нравилась вообще, мне казалось, что я самая глупая в этой группе. На математике я быстрее всех решала, и мне нравилось. На экономике мне было очень тяжело. Но мне очень понравилось всё, что было на курсах. Какой был коллектив ребят, как они общаются. Несмотря на то что у меня была очень хорошая школа, на курсах был какой-то совершенно другой уровень, и мне было интересно. Мы обсуждали какие-то другие темы, что они читают, куда они ездят, и мне понравилось это сообщество. И поскольку я уже шла по этому пути, готовила обществознание, английский, математику, русский и занималась с репетитором по экономике, мне стало легче сдавать экзамены к одиннадцатому классу.  В общем, олимпиаду по экономике я написала, каким-то волшебным образом. Повезло, хорошие были задачи, которые я понимала, как решать. Так что у меня было поступление без вступительных испытаний — подала документы и обнаружила себя в списках. Я подавала только в Вышку, когда стало известно, что олимпиада дает поступление без экзаменов.

— Какая книга на вас оказала наибольшее влияние?

— “Ненасильственное общение” Маршалла Розенберга

— Вы поступали в бакалавриат, потом магистратуру и на двойной диплом, скажите, куда сложнее всего было поступать?

— Сложнее, конечно, бакалавриат. Вот так кажется, вроде ничего я не делала, но на самом деле для того уровня школьницы у меня было очень много курсов, репетитор по экономике, репетитор по математике, в субботу в 10 утра ехать куда-то — это вообще кошмар, все эти задания. Я вспоминаю, как я засыпала ночью над тетрадками прямо на кровати. При этом у меня была сильная школа, в ней было нормой учиться много, и это не казалось сложным. Но когда началась дополнительная подготовка, и почти каждый день после школы надо было куда-то ехать — это было очень тяжело. Мне очень жалко всегда школьников. Им сложнее всего. Это потом уже вся ответственность в твоих руках — ну поступлю в магистратуру или не поступлю, но не страшно.

— Расскажите, пожалуйста, о своих дипломных работах: какие у вас были темы и почему вы именно их выбрали?

— Я про те, которые я осознанно выбирала, буду рассказывать, это 3-й и 4 курс. Меня интересовало здоровое питание. Почему люди выбирают нездоровое питание. Сначала мы с ребятами в группе проводили опрос, который я потом смогла использовать в своей дипломной работе. Он был про то, как люди выбирают, что они едят:  фаст-фуд или здоровую еду, какие факторы на это влияют. Мне это было интересно. На четвертом курсе у меня была руководитель Марина Григорьевна Колосницына с этой темой, а в магистратуре она мне предложила тему с алкоголем. Потребление алкоголя в России, факторы, которые влияют, — на первом курсе магистратуры это была достаточно общая тема, такой анализ всех тенденций. Потом в Нидерландах у меня была программа "Policy Economics", я оценивала эластичность потребления водки и алкоголя в зависимости от акциза на водку, на крепкие напитки — то, что можно исследовать на данных RLMS. Эти панельные данные формируются годами, опрашиваются одни и те же семьи, их спрашивают про потребление алкоголя, в частности, про конкретные виды — водка, вино, самогон, домашнее производство вина... Конечно, остается проблема, насколько люди честно отвечают. Это огромная тема, и она очень важна с точки зрения социальной политики любого государства.

— Что нужно для счастья?

— Быть свободным!

— Вы подробно рассказали про свои ощущения, когда вы оказались на курсах подготовки к поступлению. А какие у вас были ощущения, когда вы учились на бакалаврской программе?

— Первое, что меня поразило, — как много людей не из Москвы. Я жила в своем московском мире, и вдруг все эти люди. Мне почему-то казалось, что в регионах, наверное, не очень хорошее образование. Там сложно выбиться, но у нас были такие люди! Просто на голову выше, чем из столицы. И меня поражало, как они могли совмещать и обучение, и отдых, и поездку в общежитие, когда нужно полтора-два часа добираться туда и обратно. У меня это вызывало восторг. Мне казалось, что это просто какие-то герои. Это в плане людей первое ощущение. Что касается общения, то оно было на каком-то другом уровне: разговоры про книжки, фильмы, про события, которые в мире происходят. Это, конечно, в том числе было благодаря программе — на первом курсе у нас был научно-исследовательский семинар, где нас наталкивали на рассуждения на разные темы, связанные с экономикой. Мне кажется, это во многом учило мыслить. Благодаря базе, которую я получила на ФДП, мне было не слишком сложно на экономических курсах. С математическими курсами вообще вначале не было проблем. Было challenging. Мы все вместе учились,  собирались после пар и вместе пытались решить домашки, дополнительные задания. Когда я открываю наши переписки на первых курсах — там одни фотографии решений, и мы с толком все это обсуждаем. Это было очень интересно.

— Чем различается учеба в России и за границей? Что для вас было самым неожиданным?

— Вышка и Эразмус показались мне во многом похожими: в том, как устроена система обучения, модули, что четыре сессии — это было не знакомо многим ребятам из других вузов Европы, с которыми я училась, так что мне было легче, чем им. Что меня поразило и что, в частности, подтолкнуло к преподаванию — это ощущение, которое у меня было во время занятий. Например, сидит 100 человек на лекции по эконометрике, и преподаватель задает вопрос. И некоторые люди поднимают руку и отвечают. И, допустим, такое бывает, что их ответ — полный бред, как бы сказали мы. Но преподаватель никогда не показывал, что ты не прав и несешь чушь, он умел так ответить, что наталкивал на другой, правильный ответ, или переходил к другому человеку. И вот это какая-то магия была, она меня, собственно, спровоцировала тоже поднимать руку, тоже заниматься, что для меня, скажу честно, было очень тяжело. Потому что я, конечно, сдала IELTS на нормальном уровне, но я в своем английском была очень не уверена. Особенно в разговорном — я не знаю правил, путаю времена, и я всегда переживаю при общении с людьми, которые лучше говорят. А европейцы лучше говорят, ведь они чаще сталкиваются с английским языком в своей жизни. Мне было очень страшно, но я смогла преодолеть: и вот в аудитории, где 100 человек, я отвечаю по-английски, и мне не страшно, и даже правильно отвечаю. Это мотивировало учиться. Я не хочу сказать, конечно, будто в Вышке нас унижали, нет! Просто эта принимающая среда, в том числе нормальная реакция студентов, — это очень помогало учиться. Я показывала удивительно хорошие результаты, намного лучше, чем я ожидала. Мне кажется, что доброжелательная атмосфера на всех предметах сыграла основную роль,  это она дает такие плоды.

— Что бы вы пожелали абитуриентам и студентам ФЭН?

— В Высшей школе экономики использовать по максимуму все возможности, которые дает университет. Участвовать во внеучебной жизни. Всё-всё-всё пробовать, как можно больше проектов!

— И плоды у вас появились в виде диплома с отличием — cum laude. Скажите, пожалуйста, а какие перспективы открывает двойной диплом и тем более двойной диплом с отличием после обучения в Нидерландах?

— В течение трех лет после окончания можно подать заявление на получение годовой рабочей визы в Нидерландах. Сейчас коронакризис, все сложнее, но иностранцу найти работу в Нидерландах реально, там много иностранцев и всё на английском. Программа “Учитель для России”, в которой я сейчас участвую, длится 2 года, поэтому, в принципе, если я еще передумаю, у меня есть еще один год, чтобы подать заявку и поехать Нидерланды.

— Как вы приняли решение пойти преподавать в школу?

— Я с первого курса была репетитором по математике, в основном я готовила к ЕГЭ, подтягивала детей по обычной школьной математике. И меня часто не устраивал их уровень знаний. Не скрою, я часто критиковала про себя учителей, я не понимала, как можно вот так учить. Меня поражало, что в московской школе полгода может не быть уроков математики, просто потому, что учитель болеет. Кажется, мы в Москве, на замену учителя можно поставить. Я слышала про “Учителя для России”, еще когда училась в бакалавриате: увидела где-то на Вышкинских ресурсах рекламу этой программы, зашла посмотрела, подумала, это что-то нереальное. Это классный социальный проект!

Расскажу кратко, что такое “Учитель для России”. Эта двухгодичная программа, для участия в которой нужно пройти отбор, и потом можно стать учителем практически любого предмета, там очень большой выбор. В течение двух лет программа предоставляет место в каком-то регионе России, в школе, что называется, со сложным социальным контекстом. Меня всегда спрашивают, что это значит. Вообще, это очень обширное понятие — это может быть школа с очень низкими образовательными результатами, это может быть сельская школа, либо, например, как в моей школе, идет работа с детьми с ОВЗ. Соответственно, на два года едем в село работать учителем, и программа предоставляет педагогическое образование. Но не полностью высшее образование, а которое непрерывно идет в течение двух лет — у нас есть методисты из лучших школ, которые нас учат, как вести уроки. Помимо этого, еще мы получаем стипендию, потому что, конечно, на зарплату учителя прожить в России, к сожалению, сложно. Вот я на втором курсе бакалавриата увидела эту гору, и галочку поставила в голове — когда-то нужно это сделать.

И потом я была в Нидерландах, и случилось это закрытие всего из-за короны. Я сидела дома одна, и всё время мне попадались новости про дистанционное обучение, как дети страдают, учителя страдают, средний возраст учителя в России 52 года — это, конечно, очень тяжело. И я подумала: вот сейчас хорошее время, чтобы исполнить свою давнюю мечту, попробовать себя в качестве преподавателя. Я зашла на сайт, заполнила заявку — и вот я здесь, в школе в Обнинске. У нас все учатся очно, на дистант выходят на одну-две недели те классы, в которых кто-то болеет. Вот сейчас 9 класс, с которым я работаю, на дистанте: они дома, и я дома, и у нас будет урок.

— Как вам ваши ученики?

— Они хорошие. Я работаю с пятым классом, восьмым и девятым. В пятом классе я классный руководитель. Он называется классом коррекции зрения, то есть там ребята со всякими особенностями, но они не влияют никак на образовательные результаты. Класс очень маленький — 9 человек учится. Дети прекрасные, мне кажется, что мне все завидуют, потому что у меня самый хороший, добрый класс. У них была прекрасная классная руководительница в начальной школе. Дети на перемене играют в шахматы. Часть, конечно, еще в телефон, но и шахматы тоже. 8 класс тоже очень хороший, он у нас спортивный. Это что-то новое для меня, но это очень интересно. Спортивные классы часто ездят на сборы, вроде им сейчас не до математики. Но они не хотят в будущем заниматься спортом, ну практически никто. Цели — поступить в медицинский, стать программистом, кто-то хочет стать экономистом, то есть у большинства есть образовательные цели.
С девятым классом сложнее, у них из года в год менялся классный руководитель, менялись учителя, а это для детей очень тяжело, появляется ощущение брошенности и никому ненужности. Из-за этого атмосфера в классе тоже сложная. Мой первый урок у них — это жуткий шум, никто не слушал, я пыталась объяснить какие-то правила поведения, но потом просто сказала: “Так, стоп. Я понимаю, что вы здесь не хотите быть, вам кажется это не нужным, но давайте на этот год найдем для себя какую-то причину сюда приходить”. Конечно, самая главная причина — это сдать ОГЭ, вот здесь мы находим мотивацию. 

— Вы упомянули шахматы, сейчас все смотрят этот фильм — Queen’s Gambit, может быть, вы помните, там есть момент, когда у Элизабет берут первое интервью, и журналистка пытается в какие-то клише вписать феномен девочки-шахматистки. Чувствую себя на месте этой журналистки, но не могу не спросить — вам самой-то как кажется: это нормальная карьерная траектория — после блестящего окончания лучшего российского университета и зарубежной магистратуры отправиться преподавать математику в обычной школе?

— Это интересно. Мне нравится что-то для себя новое открывать, какие-то новые проекты. И мне кажется, что это очень challenging. Это более challenging, чем Вышка. Я признаюсь честно, работа учителя намного сложнее, чем учиться в университете, даже в Высшей школе экономики. Но это интересно и приятно: что-то новое открывать, находить свои точки для роста.

— Меньше чем через два года программа закончится. Какие у вас планы на дальнейшую жизнь?

— Мне сейчас кажется, что образование и преподавание для меня более приоритетный путь, по крайне мере, на ближайшее время, и скорее всего я захочу продолжить работать в школе. Но на зарплату учителя очень сложно выжить, а я привыкла к определенному уровню жизни. После программы многие, кто остаются учителями, переходят в какие-нибудь частные школы, в школы для одаренных детей, и, возможно, я рассмотрю такой вариант. Я не знаю пока, что точно, но, скорее всего, это будет связано с преподаванием, потому что я получаю огромное удовольствие. И хотя в первый месяц работы учителем я спала меньше, чем когда сдавала сессии Вышки, все равно это очень-очень приятный опыт.

Беседовала Татьяна Солюс