• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Людей привлекла сама идея, что можно очень маленькими деньгами решать очень большие проблемы»

«Людей привлекла сама идея, что можно очень маленькими деньгами решать очень большие проблемы»

Мариам Маргарян. Фото из личного архива

В  благотворительность люди приходят по-разному. Кто-то начинает помогать окружающим после того, как сам столкнулся с трудностями, иные переполнены энергией и испытывают потребность делиться ею с окружающими. Выпускница программы Экономика и статистика факультета экономических наук НИУ ВШЭ, преподаватель Вышки и директор по фандрайзингу фонда «Друзья» Мариам Маргарян свой путь осознала еще не до конца.

Мультифункциональный солдат

«Для себя я обозначила, что оказалась в благотворительности совершенно случайно. Как студент ФЭН я видела свою карьеру совсем другой — в консалтинге, в «Большой четверке» (имеются в виду крупнейшие международные компании, занимающиеся аудитом и консалтингом, — Ernst & Young, KPMG, Deloitte и PricewaterhouseCoopers – Ред.). Но на третьем курсе я нашла вакансию финансового менеджера на портале «Такие дела» (медиа фонда «Нужна помощь» — Ред.), работу можно было совмещать с учебой. Через какое-то время я поняла, насколько мне близки эти ценности, поняла, насколько могу быть полезной на самом деле», — рассказывает Мариам Маргарян

Изначально она считала, что строить карьеру сразу в благотворительности не стоит: лучше набраться опыта в другом месте, а потом вернуться. Но Анна Семенова, бывший руководитель фонда «Нужна помощь», подсказала, что можно многому научиться, сразу работая в НКО, ведь любой сотрудник благотворительного фонда — мультифункциональный солдат. «Будучи ограниченным в ресурсах, такой человек может делать очень много вещей», — отмечает Мариам Маргарян. Тогда она решила, что готова остаться и строить карьеру в фонде «Нужна помощь».

На самом деле свой выбор бывшая студентка Вышки сделала намного раньше. Просто не отдавала себе в этом отчет. «Кажется, что во всех школьных сочинениях, когда тему можно было выбрать, я писала про благотворительность. Все мои курсы по выбору были так или иначе связаны с социальной экономикой и тем, как в принципе работает «социалка». Моя дипломная работа ровно на эту тему», – признается она. В Вышке Мариам была членом Армянского клуба, организовывала благотворительные акции: например, проводила «День донора» совместно с крупнейшей в Москве станцией по переливанию крови.

Мариам Маргарян в бодрой компании на Welcome Day Армянского клуба для первокурсников, 2021 г.
Фото из личного архива

Были у нее также примеры  поддержки социальных инициатив в самой Армении: так, Маргарян делала публикации в социальных сетях и помогала вовлечь больше людей в фандрайзинг для проекта «Zartnir» (в пер. с армянского «пробудись» — Ред.).  Цель проекта — повышение общего уровня образования в школах Армении с фокусом на регионы. «Здесь, находясь в России, мы помогаем этим проектам существовать финансово, силами комьюнити, а экспертно и медийно — силами той аудитории, которая у нас есть», — пояснила она.

«Важна не сумма,  а количество людей»

Благотворительностью, уверена Мариам Маргарян, может заниматься каждый. Лично для нее подтверждением стала акция «Рубль в день» (масштабная благотворительная акция фонда «Нужна помощь», в рамках которой люди, включая известные медийные личности, размещали в соцсетях видео с хештегом #рубльвдень и призывом жертвовать рубль в день в один или несколько фондов – Ред.). Выпускница Вышки участвовала в запуске и проведении акции в 2018 году: тогда только за первую неделю удалось привлечь более 10 млн рублей. «Но важна не сумма, а количество людей, которые подписались — это десятки тысяч человек. Их привлекла сама идея того, что можно очень маленькими деньгами решать очень большие проблемы», — подчеркивает Маргарян.

По ее словам, «все еще существует миф, что благотворительность — для богатых людей». «Мы же говорили, что любые деньги – это деньги, если ты готов помогать», — подчеркивает она. И это сработало. 

Мариам Маргарян (в центре) на вручении ежегодной премия ProCharity, 2020 г.
Фото из личного архива

Успех акции «Рубль в день» во многом был обеспечен доступностью формата: участник заходил на одну страницу и выбирал, сколько фондов и какой направленности он хочет поддержать. Хотя команда и готовилась к тому, что акция будет масштабной, такого количества заинтересованных людей они не ожидали: заранее усиленные сервера не справлялись с нагрузкой. Однако несмотря на ажиотаж в первые дни акции, глобальной цели — удвоить число людей, делающих регулярные пожертвования в фонды, тогда достичь не удалось. Впрочем, акция не сошла на нет: прием пожертвований продолжается, а собранная фондами сумма давно превысила 10 млн рублей. 

Самым любимым своим социальным проектом Мариам Маргарян называет интерактивный фильм «Все сложно», главная героиня которого родилась с ВИЧ-положительным статусом и строит свою жизнь с учетом этого. Фильм снимали для молодой аудитории, а главной задачей стал поиск ответов на неочевидные вопросы: может ли у человека с таким статусом быть здоровый ребенок? Можно ли пить с ним из одного стакана? В процессе просмотра зрителю предлагалось выбирать ответы на эти вопросы. Если на какой-то из них он отвечал неправильно, то на экране появлялась информационная карточка с объяснением. «По отзывам мы поняли, что фильм помог подросткам разобраться в теме. Неожиданным для нас стало то, что благодаря ему ВИЧ-положительные люди поняли, как можно говорить с близкими о своем статусе», — делится Мариам.

«Сначала преподаватель ставит тебе оценки, а потом — ты ему»

Роль, которую в ее судьбе сыграла Вышка, Мариам Маргарян оценивает с безусловным знаком «+». В школьные годы принять решение о поступлении именно в НИУ ВШЭ ей помогла учительница по экономике, которая одновременно работала и в Вышке. “Она говорила о том, что если и поступать в университет, то только туда», – вспоминает Мариам. Дальше Маргарян находила друзей, которые либо уже поступили в Вышку, либо только планировали. «Послушав, как устроен университет, мне захотелось там оказаться», — признается она. 

Важным стало то, как устроен процесс обучения именно с организаторской точки зрения: «У нас ни разу не было такого, чтобы пары отменились, а ты не знал об этом заранее. Не было и устных зачетов, только письменные — если ты с чем-то не согласен, ты можешь апеллировать», — подчеркивает Мариам Маргарян. Преимуществом она считает и то, что обучение идёт в обе стороны: «Сначала преподаватель ставит тебе оценки, а потом — ты ему, уже на СОПе (студенческая оценка преподавания, осуществляется через личный кабинет студента в отношении качества преподавания и организации процесса обучения — Ред.)».

Уже запустив собственный образовательный курс в Вышке, Мариам убедилась, что результаты студенческой оценки преподавания действительно учитываются при кадровых решениях и формировании образовательных программ. Для неё первый СОП стал самым волнительным — было страшно узнать, какой ее считают студенты. Но Мариам осталась довольна полученными комментариями: они помогли сделать курс лучше. 

Мариам Маргарян. Фото из личного архива

Сейчас Мариам Маргарян ведет в Вышке курс «Управление интегрированными коммуникационными кампаниями в НКО». По ее словам, в России к таким организациям все еще есть некоторое недоверие, а лояльность людей во многом зависит от оформления сайта или, например, того, в каких СМИ упоминался проект. 

«На курсе мы рассказываем и о технических, юридических тонкостях, и о том, как вовлекать в коммуникации амбассадоров и лидеров мнений», — поделилась она. Идеальный курс, по мнению Маргарян, должен быть прежде всего интересным и в равной мере дающим теорию и практику. Свой она хотела бы еще доработать, чтобы сделать его более сбалансированным. «Сейчас сложность в том, что группа очень неравномерная: есть люди, которые уже работают по профессии, им сложно дать что-то совершенно новое. С другой стороны есть те, кто только вчера закончили бакалавриат по другой специальности, и сейчас, вероятно, не знают даже простейших аббревиатур. Вопрос в том, как сделать, чтобы для одних курс не был бесполезным, а для других был понятным», - признается Мариам.

«Преподавать только ради того, чтобы преподавать — это глупая затея. Хочется, чтобы всем было комфортно и все получали удовольствие в первую очередь», — подчеркивает она.


Автор: стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ Татьяна Вятохо 

Истории успеха выпускников ФЭН  ​​​​​      Сайт Выпускники ФЭН   ​​​​​      Вебинары с выпускниками ФЭН