• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Как я не стала экономистом»

Софья Хегай, выпускница совместного бакалавриата НИУ ВШЭ и РЭШ 2019, рассказывает о своем успешном опыте самореализации в новой профессиональной области. Универсальное образование, полученное на Совместном бакалавриате, широкий выбор разных курсов позволяет студентам и выпускникам заметить и успешно реализовать в себе таланты и квалификацию в многих, в том числе и творческих специализациях, не только в корпоративном мире. В своем очень личном рассказе Софья подает знак всем, кто занимается нелюбимым делом

«Как я не стала экономистом»

Из личного архива

Меня зовут Соня, и я продюсер в команде FMT.JETLAG. Мы делаем креативные проекты по всему миру. Проекты, в которые мы верим всей душой. Проекты, которые несут в себе ценность вне времени.

Я не стала экономистом, чего от меня ожидали все вокруг. Я не светило науки и не работаю в инвестиционном фонде. Или любом другом фонде. Я продюсер. Но гораздо важнее здесь то, какой путь с большим количеством “не” привел меня к этому. Об этом вы сможете прочитать ниже.

Хочу сказать спасибо огромное за все моей учебной программе.  Многие мои стремления были бы безуспешны без Совбака.

Я выросла в классической семье отличника. Родители всегда хотели, чтобы я никогда не проигрывала, имела лучшее техническое образование. Мечтали, чтобы я стала финансистом или аналитиком. Конечно же, невероятно богатым. Отсюда мой бэкграунд: детство среди спортсменов-олимпийцев, жесткое физико-математическое образование, бесконечная череда олимпиад, турниры на Урале — родине Колмогорова, одного из главных советских математиков.

Но все это, незримо для них (и меня самой, честно говоря), сопровождалось внутренним творческим бунтарством, которое с ранних лет выливалось в разных стезях. Все детство и подростковый возраст я твердила себе: немного поучусь, но потом обязательно попробую что-то более креативное. В качестве альтернативы хардкорной математике я выбрала экономическое образование. Тогда родители меня не поддержали, но старший брат академическое бунтарство одобрил и в тайне от всех отправил готовиться к главной экономической олимпиаде страны. Несмотря на большое количество неудач и сомнений в пути, острое желание покинуть математику привело меня к победе в этом соревновании — Всероссийской олимпиаде по экономике. И я выдохнула.

На выбранном мной и братом экономическом факультете была гибкая система образования. Несмотря на множество обязательных технических дисциплин, у меня была возможность прикоснуться к искусству, истории, философии, нейронаукам и многому другому. Казалось, что я наконец-то близка к тому, чтобы пересечь рубеж математической специальности и покинуть ее, и что я вот-вот окажусь в том самом творческом, к чему всегда стремилась. Но не тут-то было.

Из архива Совместной программы

Система образования в вузе все равно культивировала в студентах определенное мировоззрение, которое во многом оставляло тот самый снобизм “технарей” к тем, кто занимался более гуманитарными дисциплинами, или, еще хуже, вместо науки выбирал профессии в индустриях, отличных от консалтинга, финансов и менеджмента. Я снова оказалась в той же самой ловушке, которая просто звучала более статусно и модно: вместо математики и физики — имена компаний. McKinsey, Goldman Sachs, или на худой конец — PWC или Google.

Мои личные терзания привели меня к тому, что я три недели после выпускного сидела над первой строчкой в резюме. Было очевидно, что заветный двойной диплом экономиста откроет двери почти в любую из вышеперечисленных компаний. Но я просто не могла себя заставить податься. Не могла больше заниматься тем, чем не хочу.

Снова дав дорогу внутреннему бунтарю, я отправилась в одиночное плавание и просидела в библиотеке музея “Гараж” две недели, поглощая разные книги про искусство и связанные с ним области. “Хочу в продакшн видео!” — подумала я, листая очередной учебник, где рассказывали про изобретения братьев Люмьер. В этот раз даже понимающий брат покачал головой, но все равно дал мне наводку на свою подругу — продюсера, которая благословила мои попытки войти в индустрию.

Пройдя через пару недель обучения в киношколе, я поняла, что этого недостаточно, чтобы влиться в процесс. Я подалась в два продакшна. В один — потому что посоветовали знакомые. В другой — потому что они были указаны в кредитсах к любимому на тот момент клипу. Мои заявки звучали приблизительно так: “Да, у меня математическое образование и двойной диплом экономиста, но я готова носить чай на площадке”. Воспринято это было неоднозначно, но на собеседования меня пригласили:))

Мои первые проекты включали в себя, в основном, рекламу шин и пенки для умывания. А мой первый “самостоятельный” проект в качестве продюсера провалился и отменился. Но я решила — раз уж идти, то до конца. Так, стечение обстоятельств вкупе с почти агрессивным желанием развиваться в креативной индустрии привело меня в Северную Осетию, на съемку уже легендарного, золотоносного клипа на трек “Yamakasi” Miyagi & Andy Panda.

Что я там делала? Сначала ничего. В основном, сидела тихо и боялась ошибиться. Но через два дня скитаний в поисках дела я поняла, что нужно брать себя в руки и учиться. Иначе зачем все это было?

Спустя еще пару дней я уже бегала в дождевике под ливнем в горах и перекрывала дорогу местным машинам, чтобы они не мешали съемке. Носила горячий чай сотням обычных ребят из массовки. Забегала в квартиры полузаброшенных домов и выпрашивала у владельцев ковры в кадр и возможность зарядить рации под свою ответственность и честное слово продюсера. Ловила осла в горах, а потом красила доски для строительства дома, который через пару часов надо было сжечь.

Через три недели я взяла первый самостоятельный коммерческий проект в качестве продюсера. А потом еще три. И еще немного. К концу года я вела около 15-20 проектов параллельно, а затем начала помогать набирать людей в команду.

Из личного архива

Сегодня я руковожу несколькими направлениями в команде FMT.JETLAG. В семье, которая меня поддерживает и помогает расти. Мы открылись в пяти странах. Создаем креатив, продакшн, NFT, строим свои метавселенные и работаем в существующих. Мы делаем образовательные проекты, делясь своей экспертизой и всем, что может быть полезно молодым и начинающим. Мы курируем масштабные коллаборации цифровых художников и делаем выставки на главных экранах городов, в которых мы работаем. И все это началось с письма о том, что я хочу носить чай на площадке.-

Вообще я хотела написать текст о том, как стать продюсером. Но мотивация за этой статьей остается:

я хочу дать знак тем, кто занимается нелюбимым делом. Кто оказался в той же ловушке образования, родителей или общества, что и я. Тем, кто боится или сомневается.

Вы можете сделать уникальные вещи в любой индустрии. Вам не нужно ждать, пока придет возможность поменять сферу деятельности или подвернется кто-то, кто поможет вам этот страх преодолеть. Действуйте сейчас. Начинайте с малого. Если вам что-то действительно нравится — вас никто не остановит.