Олег Баранов: Придумывать аукционы крайне интересно
Про аукционы, учебу на PhD и международный рекрутинг рассказывает Олег Валерьевич Баранов, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ и глава комитета по международному рекрутингу на ФЭН в 2022-23 академическом году.
Пока готовилось интервью, Олег Баранов успешно прошел tenure review и получил бессрочную позицию (tenure). В сентябре 2023 он начнет читать курс Микроэкономика 2 на Совместной программе по экономике ВШЭ и РЭШ
Как вы начали заниматься аукционами?
Аукционами я начал заниматься еще в специалитете МГУ, где учился по специальности «Прикладная математика и информатика». В магистратуре РЭШ я отвлекся от аукционов, но потом, поступая на PhD, я указывал, что ранее занимался аукционами, поэтому на PhD в Университете штата Мэриленд меня приписали к профессорам, специализирующимся на аукционах. В то время в Мэриленде была очень сильная группа по аукционам. С ними было интересно работать. Было много и обучения, и практики. Тема аукционов крайне интересная. Хотя я развиваю и другие темы, пока я занимаюсь, в основном, аукционами. По крайней мере, публикуюсь я только по теме аукционов.
Расскажите про ваши исследования?
Расскажу про статью, которую я только вчера послал в журнал. Статья рассматривает двухступенчатые аукционы. Бизнес-кейсом для данной статьи стал телекоммуникационный аукцион. Часто такие аукционы разделяют на два этапа: у государства (продавца) есть лицензии, которые достаточно гомогенны, т.е. они несильно отличаются друг от друга. Лицензии все-таки разные, но очень похожие. Чтобы не усложнять аукцион, на первом этапе люди покупают обезличенные лицензии. Цель - просто определиться с количеством лицензий, которое достанется каждому игроку. На втором этапе проводится еще один аукцион, и уже исключительно между победителями предыдущего аукциона, которые соревнуются за конкретные частоты. Частоты в силу своих физических свойств организованы в полосы спектра, например, кому-то достанутся 10 МГц от 750 до 760 МГц, а кто-то другой выиграет тоже 10 МГц, но в диапазоне 760- 770 МГц. Аукционы частот проводят в два этапа, чтобы не дать участникам испортить друг другу выигрыш.
В чём потенциальная испорченность? Если игрок получает несколько лицензий, то он хотел бы, чтобы все его частоты располагались рядом в спектре. Например, если он выиграл 30 МГц (т.е. 3 лицензии по 10 МГц), то он хочет, чтобы они были рядом. Страшно невыгодна для игрока ситуация, когда он получает 10 МГц, потом идут чужие 10 МГц, а потом снова его 10 МГц, т.к. телефоны не работают с такими частотами. Двухступенчатый процесс проведения аукциона исключает возникновение шахматного порядка (checker board), т.е. ситуации, когда все частоты прерывисто распределены между разными владельцами, потому что, как только организатор аукциона выяснил, какой участник сколько лицензий выиграл, на втором этапе разыгрываются только такие лоты, при которых каждый игрок получит непрерывные частоты. Без двухшажного процесса устранить появление шахматной доски очень сложно, поэтому двухступенчатые аукционы на сегодняшний день очень распространены.
В нашей статье мы смотрим на аукцион второго шага, где уже выигравшие на первом шаге участники соревнуются за распределение (assignment), т.е. за то, что они конкретно получат. В статье мы показываем, что требование непрерывности выигрышей вносит новые нюансы. На этом втором этапе могут использоваться разные форматы аукционов, например, аукцион первой цены, аукцион второй цены (он же аукцион Викри) и т.д. У аукциона второй цены есть серьезные патологии, про которые, казалось бы, мы уже всё знали. Если написать специфичные примеры, то при аукционе второй цены возможна ситуация, при которой игроки делают серьезные ставки, далее кто-то выигрывает, кто-то проигрывает, а в результате выясняется, что никто ничего не должен заплатить, и все платят по нулям. При таком результате продавец недоволен, т.к. он продал нечто ценное, но не получил за это денег. Некоторые участники недовольны, т.к. они что-то не выиграли, а значит, кто-то должен за это заплатить, но в данной ситуации не заплатил никто. Единственный, кто доволен, - это участник, выигравший нечто ценное, но ничего не заплативший. Так вот казалось, что данные патологии аукциона Викри не должны сильно влиять на двухступенчатые аукционы. Однако в нашей статье мы показываем, что ограничение о том, что все выигранные участником частоты должны располагаться вместе, создает у аукциона Викри еще больше патологий. Таким образом, мы должны быть готовы в будущем к таким несуразным результатам, когда многомиллионные ставки делаются, вроде конкуренция есть, а участники платят по нулям или очень мало, поскольку двухшажный подход плюс ограничение, что выигрыши должны быть непрерывны создают очень питательную среду для вот этих патологий.
Почему в статье вы рассматриваете пример аукциона именно частот?
По двум причинам. Во-первых, наша статья теоретическая, но у нее есть одна секция, где мы смотрим на данные, и эти данные взяты из телекоммуникационного аукциона. Этот аукцион был очень важным, там было много частот, был двухшажный процесс, и использовался именно аукцион Викри для второй ступени, и мы там можем наблюдать все эти патологии в данных.
Вторая причина в том, что в спектре частот важна непрерывность выигрыша. В большинстве индустрий этого физического ограничения нет вообще. Например, если продаются простые вещи, не связанные между собой, такие как автомобили разных марок, то не о какой непрерывности речи нет. Хотя, можно найти и другие индустрии, кроме телекоммуникационной, где непрерывность важна. Обычно это непрерывность по времени. Часто проводятся аукционы по электричеству. Если вы генерирующий электроэнергию завод, то вам хочется, чтоб вас назначили поставлять электроэнергию в какие-то часы, которые расположены рядом. Назначение на часы в шахматном порядке вам невыгодно, поскольку придется постоянно менять уровень производства электроэнергии, а такие манипуляции очень дорогие. Каждый завод любит выйти на мощность и оставаться на ней продолжительное время. Например, генерировать с часа до двух, с трех до четырех и с семи до восьми гораздо дороже, чем с двух до пяти. Короче говоря, существуют индустрии, где физика процесса такая, что если игрок что-то выигрывает, он хочет, чтоб выигрыши были рядом. Да, это штука нишевая, т.е. не всякая индустрия имеет подобные ограничения, но в то же время индустрии с ограничением на непрерывность выигрыша есть, и они достаточно важны, поэтому мы и написали данную статью, доказывающую, что патологии аукциона Викри всплывают гораздо чаще, если он применяется в двухступенчатых аукционах с ограничением о непрерывности выигрышей.
Вы работали только в академии?
Когда я работал в Университете Колорадо, я консультировал участников аукционов или государства, которые проводили аукционы, т.е. помогал им продумывать элементы дизайна их аукционов. Это в чем-то академическая деятельность, но в чем-то простой консалтинг, поскольку мне нужно было писать реальные правила для реальных аукционов. Аукционы могут по три- четыре года планировать, обсуждать, что и как будет продаваться.
Что вы преподавали в Университете Колорадо?
У меня там был стандартный набор курсов. Я там проработал 11 лет. Я преподавал микроэкономику для PhD студентов. Это был стандартный курс первого года, и на данном курсе рассказывались базовые вещи, которые каждый студент должен знать, даже если он потом не пойдет в микроэкономику. Кстати большинство обычно идут не в микру. Темы этого курса включали теорию игр, аукционы, разные концепции равновесия.
Кроме того, я преподавал бакалаврам. Сначала я читал для них какие-то стандартные курсы, а где-то в 2016 создал свой класс – market design =дизайн рынков. Этот курс стал очень популярен. Только я его предлагал. Я преподавал этот курс все время, т.к. каждый семестр у меня был полный набор на этот класс. Сейчас я принес этот класс в Вышку, и он называется Applied market design. Я прочитал его в Вышке уже один раз, и, кажется, что всё прошло хорошо. Я собираюсь немного изменить и адаптировать этот курс для Вышки, и надеюсь, что спрос на мой курс здесь тоже будет.
Вы - глава комитета по международному рекрутингу на ФЭН в 2022-23 академическом году. Расскажите про эту работу
Я первый год этим занимался. Это интересная административная работа. В этом году мне было проще работать, т.к. соискателей было намного меньше обычного. Но в списке кандидатов были люди, которых мы бы интервьюировали и приглашали в Вышку, даже если бы список соискателей был гораздо длиннее. У нас было 3 позиции, и мы все их заполнили, наняв трех человек. Один профессор по финансам и эконометрике приедет из Австралии в Петербург. Специалист по микротеории приезжает в Москву из Тегерана. Он занимается близкими мне вещами, хотя моя специализация – это аукционы, а его – мэтчинги. Оба эти профессора, приезжающие в Питер и Москву, - это люди уже с опытом. Третий – это студент, только что закончивший PhD в Индии и занимающийся экспериментальной экономикой (field experiments), т.е. экспериментами не в лаборатории, а на реальных людях.
В какой области экономики он использует эти эксперименты?
С помощью экспериментов он оценивает результаты реформ. В частности, он занимается исследованиями, связанными с правами женщин, и фокусируется на Индии. Он показывал нам исследование, в котором экспериментаторы рассказывали молодым женщинам о том, какое поведение женщин считается подобающим, а какое неподобающим, с точки зрения мужчин. Потом этих женщин обучали самообороне. Результаты оказались несколько неожиданными, в частности, у этих женщин улучшились оценки по математике.
Отбор иностранных соискателей на преподавательские должности в Вышке – это интересный и достаточно затратный процесс. Нужно поговорить со всеми кандидатами и посмотреть их статьи. Факультету всегда нужно двигаться вперед, потому что жизнь динамична, обстоятельства меняются, люди приходят и уходят. Мы, конечно, сейчас в ситуации, когда мы хотели бы нанимать и нанимать. То, что мы наняли трех, - это хороший результат, потому что мы заполнили все позиции исследователями достаточно высокого класса, так что мы не потеряем в качестве.
Вернемся к подготовке к работе в академии. Как устроена учеба на PhD?
Первый год – это обязательные курсы. На этом этапе студент ничего особо не выбирает. Нужно прослушать макроэкономику, микроэкономику, эконометрику, статистику. Летом в конце первого года часто устраиваются дополнительные экзамены по этим дисциплинам. На втором году обязательных курсов меньше или даже совсем нет, и студенты начинают прослушивать курсы по выбору. Например, по экономической демографии, экономике здоровья и т.п. Перечень предлагаемых университетом курсов по выбору зависит от исследовательских интересов профессоров. На третьем году, наверное, еще можно брать курсы, но уже начинается более активная работа над статьями с прицелом на диссертацию. Во многих местах нужно написать две- три статьи, которые, по мнению профессуры, имеют шанс быть опубликованными и которые будут составлять диссертацию.
Должны ли эти статьи быть написаны в соавторстве или индивидуально?
Можно писать самому, можно писать в соавторстве с другими студентами. В целом, в экономике среднее количество авторов на одну статью увеличивается. Оно не такое высокое, как в физике или других науках, но большинство экономических статей – это два- три соавтора. Есть, конечно, и статьи с большим количеством авторов или статьи с одним автором, хотя таких меньше. Для PhD студента, наверное, есть ценность в написании индивидуальной работы, поскольку при приеме на работу хорошим сигналом для работодателя будет то, что у кандидата уже есть написанная лично им статья, которая находится в процессе публикации. А в остальном ничего плохого в коллаборации нет. Наоборот, писать совместно – гораздо веселее, поэтому даже у диссертации какие-то главы могут быть написаны в соавторстве.
Какими качествами полезно обладать PhD студенту?
Главное, наверное, - это самодисциплина. Во многом PhD подразумевает, что нужно вставать каждое утро и идти работать, хотя дедлайн через три года. А когда дедлайн через 3 года, то мотивировать себя работать сложно, ведь дедлайн далеко, и можно всё успеть. А на самом деле нужно каждый день работать, как раз чтобы успеть. Самодисциплина – умение сесть и работать без дедлайна – это важная штука.
Когда я учился в Мэриленде и, позднее, когда я стал преподавателем, на курсе микроэкономики были домашние задания, но никто их не проверял. Мое отношение к студентам, как преподавателя, всегда заключалось в том, что вы можете, конечно, ничего не делать, но вы здесь учитесь уже в аспирантуре, и вы пришли сюда не для меня, а для себя, и это в ваших интересах проходить все эти вещи и тренироваться, чтобы с набранными знаниями прийти на экзамен. В общем, это такое отношение к студентам, как к взрослым, а не промежуточное отношение к бакалаврам, среди которых есть люди, желающие просто получить оценку и делать поменьше. В Graduate school подобное отношение смотрелось бы странно, потому что никто по оценкам уже оценивать никого не будет. Нужно просто реально написать хорошую работу. Так что закаляйтесь сами, учитесь сами себя контролировать и напрягать. На моих курсах проверки домашек как раз не было, поскольку студенты должны сами всё делать. Но я экспериментировал с такими вещами, как тесты по домашкам. На парах я просил за 5 минут решить задачу из домашки, при этом все знали из какой домашки будет задача. Студенты говорили, что этот кнут им помогал. С годами я начал применять такие тесты по домашкам, потому что студентам тяжело себя дисциплинировать. Тем не менее никакой проверки домашних заданий на моих курсах все-таки не было. На тестах было очевидно, кто делал домашку, так как за 5 минут решить что-то новое, что студент никогда раньше не видел, невозможно. А те, кто самостоятельно прорешал домашку или хотя бы изучил выложенные для студентов верные решения, за 5 минут всё напишет.
Есть ли у вас хобби?
Мое любимое занятие, которое я открыл после переезда обратно в Россию, - это зимние виды спорта. В Колорадо не получалось ими заниматься, так как в Боулдере, где я жил, очень высоко, и теплый климат, так что снег выпадает только на несколько недель. В Колорадо есть лыжные курорты, и когда я только перебрался в Боулдер, мне казалось, что я буду много кататься. Но потом родились дети, и стало не до этого. В России я переоткрыл для себя катание на беговых лыжах в лесу. Я занимался этим еще в детстве.
Еще я люблю бегать. Вообще бег – это не совсем мой вид спорта, но если по лесу, то можно. Если по асфальту вокруг домов, то нет, поскольку слишком скучно.
Еще одно мое неспортивное хобби – это готовить на мангале, гриле, в казане. Я люблю делать сложные блюда из разных кухонь, начиная от классического плова или запекания мяса в тандыре.
Интервью и текст: Ольга Крылова, стажер международного отдела ФЭН, студентка третьего курса Совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ, специально для сайта факультета экономических наук
Фотографии из личного архива Олега Баранова