Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

"Люди, которые могут объяснить мир": как журналисты строят работу с экспертами

Обществу мало знать, что произошло, люди стремятся понять: а что это значит. И здесь на помощь фактам приходит аналитика, а точнее - профессионалы, которые способны в происходящих событиях уловить тенденцию и показать закономерности. Кто такие эксперты, где журналисту их искать и как с ними работать стажерам Лаборатории экономической журналистики рассказала редактор отдела “Бизнес и финансы” издания Газета.Ru Наталия Еремина.

Наталия Еремина

Наталия Еремина
Фото из личного архива

Эксперты — это “люди, которые могут объяснить нам мир”, подчеркнула Наталия Еремина. Именно в этом их основная ценность для журналиста: человек, обладающий экспертизой в той или иной области, не просто больше знает о том, что и как происходит, он может улавливать в событиях тренды, находить аналогии, просто объяснять сложные вещи и направить внимание рядового читателя на неочевидные аспекты какого-либо события.

Кто они, эксперты? Это могут быть ученые, исследователи, аналитики, профильные специалисты - например, врачи или юристы, готовые прокомментировать законопроект или ситуацию с поставками лекарств. Экспертом может выступать представитель отрасли, сотрудник консалтинговой компании, политолог, депутат и т.д. Главное требование к грамотному специалисту - он должен быть хорошо информированным и компетентным в своей области. Человек, готовый публично комментировать все подряд ради цитируемости, привлечения внимания и славы, едва ли придаст тексту высокую добавленную стоимость. Скорее всего, обращение к такому “комментатору” поставит под сомнение компетентность самого журналиста, предупреждает Еремина.

Чтобы найти эксперта, способного дать по нужной теме качественный комментарий, можно обратиться в пресс-службу профильной организации (например, направить запрос в Дирекцию по связям с общественностью Вышки, если нужен специалист по макроэкономике) или провести зондирование отраслевого рынка самостоятельно: промониторить публикации других СМИ по теме, оценить уровни разных комментаторов, выявить наиболее компетентного. Можно обратиться за рекомендациями к коллегам-журналистам. Долгосрочный, но перспективный путь расширения собственной экспертной базы - это посещение профильных мероприятий, круглых столов и презентаций: после официальной части, как правило, всегда есть возможность подойти к понравившемуся спикеру, познакомиться и попросить контакты, чтобы иметь возможность обращаться к нему в будущем. Чаще всего увлеченные исследователи или главы отраслевых ассоциаций идут на такие контакты с журналистами охотно: они также заинтересованы в донесении своей точки зрения и результатов работы до общества. 

Эксперты нужны на разных стадиях работы со статьей, обращает внимание Наталия Еремина. В первую очередь, они могут помочь со сбором фактуры, указать на релевантные источники, иногда даже дать полезные контакты или раскрыть дополнительные сведения. Здесь речь идет о тех экспертах, с которыми журналист работает на регулярной основе: звонит, чтобы спросить мнение по тому или иному событию, или уточнить, чем сейчас занят сам эксперт (возможно новым интересным исследованием) и т.п.

К экспертам могут обратиться и в середине работы для прояснения деталей или разбора неоднозначных вопросов. На заключительном этапе эксперт может придать статусность статье, увеличивая ее добавленную стоимость или помогая с тиражом. “Эксперт может помочь расставить акценты”, - добавляет Наталия Еремина.

Подготовка к общению с экспертом тоже является важной частью журналистской работы. Здесь сначала журналисту следует самому внимательно ознакомиться с темой, с профилем эксперта и его точкой зрения (это можно сделать, изучив предыдущие комментарии в СМИ или соцсетях). Затем составить вопросы для более предметной дискуссии, проверить исправность диктофона. А еще стоит всегда носить с собой ручку и блокнот - на случай отказа эксперта говорить под запись.

“Как лучше общаться: лично или по телефону?”, - спросили спикера. Наталия Еремина считает, что по возможности, особенно для большого комментария и в первый раз, лучше назначить личную встречу. “Именно при живом общении происходит химия”, - говорит она. При этом Еремина признает, что для регулярного общения и небольших комментариев достаточно созвониться по телефону или организовать онлайн-общение.

При обращении к эксперту следует изначально оговорить с ним условия и порядок работы: зачем нужен комментарий и где будет опубликован, сроки, количество знаков, порядок согласования цитат, формат общения. Не рекомендуется удалять диктофонную запись, если она велась, а также выбрасывать листок с заметками: это все подтверждающие документы на случай, если вдруг спикер решит отказаться от своих слов. 

При любых сомнениях в отношении представленной экспертом фактуры, лучше перепроверить и уточнить у спикера ссылку на источник.

“Успешный тандем эксперта и журналиста - залог написания интересной статьи”, - подчеркивает Наталия Еремина. Но чтобы он сложился, безусловно, нужно приложить усилия.