Кем я буду работать?
Выпускники ФЭН в академическом треке
Ваши основные обязанности:
Работа в стенах университета предполагает множество должностных обязанностей. Ты одновременно преподаватель, ученый и при этом выполняешь административную работу. В моем случае - это преподавание эконометрики, проведение научных исследований по применению инструментальных методов в экономике, социологии, демографии; руководство научными работами студентов, руководство научными группами, руководство магистерской программой.
Что Вам нравится в профессии больше всего?
Больше всего нравится решать исследовательские задачи, ответ на которые может быть совсем нетривиальный. Настоящий восторг - это когда долго пытаешься решить задачу и наконец находишь ее решение.
Задачи для научных исследований можно выбирать, исходя из своих интересов. Что больше нравится, тем и занимаешься. Приходится много читать, все время учиться, чтобы быть в курсе современных методов анализа данных. Очень нравится работать с мотивированными студентами и вместе с ними находить ответы на исследовательские вопросы. Интересно участвовать в междисциплинарных исследованиях, где у каждого члена команды свой взгляд на поставленную задачу.
Какие сложности есть в вашей профессии?
Ненормированный график, непредсказуемость результатов, зависимость отчетности от публикационного цикла научных журналов, поиск данных для анализа.
Какие hard skills нужны в вашей работе?
Знания профессиональных дисциплин (математика, эконометрика, теория вероятностей и математическая статистика, экономика), умение программировать.
Так ли важны soft skills и какие из них самые нужные?
Нужны и soft-skils: умение работать в команде, настраивать работу команды, распределять работу внутри команды, контролировать выполнение результатов, умение договариваться с коллегами, вести переговоры, навыки публичных выступлений.
Я давно работаю в области исследований и аналитики. В разные моменты профессиональной жизни я занималась более прикладными или более академическими задачами. Уже больше двух лет я научный сотрудник в Институте статистических исследований и экономики знаний. Я занимаюсь и прикладными консалтинговыми исследованиями, которые выполняются по заказу компаний и государственных органов, и фундаментальными научными исследованиями.
Есть исследователи-«дайверы», которые долго занимаются одной темой и развивают ее вширь. Я в команде «сканеров», которые периодически меняют области работы. В аспирантуру меня привела работа в ЛИСОМО РЭШ в области экспериментального исследования социальных норм. Моя диссертация попала в междисциплинарную область – поведенческой экономики, социальной психологии и социологии. С помощью лабораторных экспериментов я изучала, как субъективный социальный статус влияет на стратегии поведения, а именно, опирается ли индивид при принятии решения больше на собственное мнение или на информацию, полученную от другого человека. Сейчас я исследую поведение предприятий, а не индивидов, и работаю с данными опросов, а не экспериментов. Но не исключаю, что смогу совместить обе области.
Сейчас у меня много разнообразных задач: анализ данных обследования инновационного поведения предприятий, подготовка текста статьи для публикации в международном журнале, работа над задачей прикладного консалтингового исследования, взаимодействие со студентами ФЭН в рамках проектной работы, а позже добавится и преподавание. Также я выделяю время на отслеживание новых исследований, выступление с промежуточными результатами исследования и на рецензирование рукописей, поданных в международные журналы.
Я люблю сам процесс исследования: формулировку идеи, сбор информации, размышления над данными, которые продолжаются, даже когда уходишь домой. Радость, когда что-то получается, мало с чем можно сравнить. Этап, когда нужно тщательно и методично, не откладывая, дорабатывать текст статьи, я люблю меньше, но без этого не обойтись.
Основной продукт исследователя, по которому его оценивают, – публикации в международных рецензируемых изданиях. Ты практически превращаешься в предпринимателя, который ведет собственное дело. Это непросто и подходит не для всех. Результата в виде публикации часто приходится ждать долго, иногда годами, и важно не потерять мотивацию.
Если есть интерес к исследовательской работе, важно выбрать область, которая интересна, а внутри этой области – интересные вопросы. Часто работа идет очень тяжело, и на одном «надо» можно выгореть. Я не советую идти в науку, если это не интересно. Надо быть готовым тяжело и рутинно работать. Очень важно попробовать работать и в компании, и в научной области, чтобы осознанно выбирать.
Очень важно быть готовым постоянно учиться. Это нужно почти в любой профессии, но в академической сфере особенно. Необходимо владеть продвинутыми инструментами анализа, хорошо писать аналитические и научные тексты. Не обойтись и без отличного знания английского языка, так как это язык международной науки. Что касается «мягких навыков», то исследователь часто работает самостоятельно, из-за чего очень важно уметь управлять собственным временем и правильно расставлять приоритеты. Хорошие навыки презентации нужны для того, чтобы доступно и увлекательно рассказывать о собственном исследовании слушателям с разным бэкграундом – от школьников до ученых из смежных областей. Важны навыки коммуникации с коллегами и другими исследователями. Например, международные конференции – очень хорошее место для поиска потенциальных соавторов.
Какие основные моменты или события в вашей жизни повлияли на решение выбрать академическую карьеру?
В 2020 году я закончил бакалавриат по профилю “Мировая экономика” во Всероссийской академии внешней торговли, после чего решил сфокусироваться на изучении финансового рынка. Магистерская программа “Финансовый инжиниринг” НИУ ВШЭ в полной мере позволила реализовать мою задачу. Уровень образования ВШЭ высоко ценится на финансовом рынке не только РФ, но и на мировой арене. Благодаря обретённым знаниям я получил возможность сначала пройти стажировку, а потом поработать в качестве портфельного управляющего в крупной швейцарской финансовой компании. Для меня стало очевидным, что дальнейшее карьерное продвижение потребует более высокого уровня компетенции. Думаю, именно это и повлияло на моё решение вернуться в ВШЭ и поступить в аспирантуру.
Учитывая Ваш опыт работы в финансовой отрасли и текущее преподавание, собираетесь ли Вы возвращаться в коммерческий сектор после получения ученой степени?
Получив опыт работы по академическому треку, у меня сложилось убеждение, что коммерческий сектор – “зеркало науки”. Образовательная программа может быть успешна при предоставлении актуальных практико-ориентированных знаний и навыков, которые формируются в партнёрстве с коммерческими организациями. Ярким примером такого партнёрства можно назвать коллаборацию НИУ ВШЭ и Сбера в работе над разработкой искусственного интеллекта GigaChat (https://www.hse.ru/news/edu/874939166.html). Такая модель сотрудничества придаёт академическому миру прикладной характер и напрямую связывает с текущими трендами и потребностями рынка.
Какие методы и подходы вы используете для поддержания интереса студентов к учебному материалу и обеспечения их активного участия в учебном процессе?
Корпоративная культура НИУ ВШЭ ценит открытость в дискуссиях, которая проявляется как во взаимодействии между преподавателями и студентами, так и среди самого преподавательского состава. Это создаёт уникальную образовательную среду, где знания постоянно обновляются и дополняются. Не редко мои студенты становятся источником новых идей и концепций, указывая на свежие тренды и технологии, которые ещё не получили широкого распространения в академических кругах. Такой подход позволяет мне включать в учебный процесс актуальные темы и идеи, что, безусловно, способствует повышению интереса и вовлечённости студентов. Кроме того, внутри нашего преподавательского сообщества регулярно проводятся обсуждения, где каждый может поделиться своим опытом и знаниями. Это обогащает всех нас, так как многие преподаватели Базовой кафедры инфраструктуры финансовых рынков (https://economics.hse.ru/fmi/) тесно сотрудничают с компаниями финансового рынка и приносят в академическую среду свежие идеи прямо из практики.
Можете привести примеры результатов интересных дискуссий, в которых вы участвовали в рамках вашей академической деятельности? Как вы видите своё дальнейшее развитие в академической карьере?
Одним из самых запоминающихся моментов в моей академической карьере была активная дискуссия с моим научным руководителем, профессором Берзоном Николаем Иосифовичем. В ходе этих обсуждений появилась идея создания авторского Индекса БРИКС100+, который был успешно представлен на Чтениях по экономике и финансам памяти Е.Г. Ясина. (https://conf.hse.ru/2024/) На конференции данная инициатива вызвала живой интерес, и в ходе обсуждения было подтверждено, что направление исследований по развитию этого индекса имеет большие перспективы. Были также определены конкретные направления для его дальнейшего развития. (https://nikita.lysenok.com/2024/04/23/brics100/)
В контексте моей дальнейшей деятельности в академической сфере я вижу большой потенциал в продолжении сотрудничества с коммерческими организациями. Работа в НИУ ВШЭ позволяет активно взаимодействовать с бизнесом финансового рынка, что открывает возможности для реализации множества совместных проектов в рамках научных лабораторий, образовательных программ и других инициатив. Синергия академической науки и практического применения знаний способствует генерации новых идей и подходов, которые могут оказать значимое влияние на развитие экономических наук и практики.
Выпускники ФЭН в бизнес треке
Я работаю в банке риск-аналитиком в отделе рыночных рисков. В мои обязанности входят мониторинг состава фондов, выпущенных управляющей компаний, наблюдение за тем, чтобы активы, покупающиеся клиентам, соответствовали их уровню риска, сбор рыночных данных. Все это я выполняю с использованию языка программирования Python, что на данный момент является необходимым hard skill’ом в сфере аналитики.
Ежедневно я встречаюсь с коллегами из моей команды, чтобы обсудить повестку дня, и итоги предыдущего дня, например, на данный момент я работаю над тем, чтобы данные по фондам из двух источников были идентичными.
В профессии мне нравится то, что здесь нужны знания математической статистики и финансов, на их основе принимаются решения, которые напрямую влияют на прибыль банка. Сейчас я даже сожалею о том, что во время учебы в качестве курсов по выбору я не брал случайные процессы и дифференциальные уравнения, поскольку тогда мне эти курсы казались чрезмерно сложными, однако сейчас я понимаю, что от них было бы очень много пользы, даже если бы мне удалось закрыть эти предметы только на зачёт.
На работе есть сложности связанные с взаимодействием с другими отделами банка, например, моя работа зависит от работы нескольких людей из других отделов, и если они некачественно выполняют свою работу, то мою работу я также не могу сделать качественно. Из-за этого приходиться очень много общаться с людьми и добиваться своего, поскольку у большинства есть свои задачи, от которых не хочется отвлекаться. Это в свою очередь говорит о том, что необходимо развивать навык коммуникации с другими людьми, и на самом деле работодатель бывает заинтересован в этих качествах сильнее, нежели чем в технических.
Стоит отметить, что 75% рабочего времени аналитика занимает сверка данных, поскольку без этого вся сделанная работа будет напрасна.
Существует профессия, которая позволяет человеку постоянно ошибаться и не бояться, что его за это уволят - макроэкономист.
Я работаю макроэкономистом и занимаюсь рыночными исследованиями на стыке экономики и рынка недвижимости.
Работа предполагает разные задачи: работа с данными и построение математических моделей, прогнозирование основных экономических показателей (валюта, инфляция, ставки и т.д.), написание аналитических обзоров, комментарии СМИ, встречи с клиентами и выступления на различных конференциях.
Каждый день приходится работать с данными, взаимодействовать с коллегами из других подразделений, читать много аналитических материалов.
Больше всего в профессии мне нравится разностороннее развитие и микс совершенно разных задач - от программирования и работы с данными до публичных выступлений. Кроме того, работа экономистом помогает понимать происходящие вокруг события, о которых каждый день говорят в СМИ. Наконец, всегда приятно знать, как ответить на вопросы родителей о том, "почему цены всегда растут", "что происходит с рублем" и "что там с дефицитом бюджета".
Лучшие макроэкономисты, которых я знаю, - это люди-оркестры, у которых хорошо развиты как hard, так и soft скиллы. Развитые хард скиллы (анализ данных, программирование и т.д.) позволяют детально погрузиться в данные, найти интересные закономерности и сделать качественный прогноз.
Хорошие soft скиллы (умение выступать на публике, взаимодействовать с клиентами, рассказывать историю) позволяют донести свои мысли и идеи до широкой аудитории. Сочетать эти совершенно разные навыки - одно из самых трудных в нашей профессии, на мой взгляд.
В нашей профессии мы много времени уделяем научным исследованиям – они помогают лучше разобраться в том, как работает экономика. Поэтому параллельно с работой я сейчас учусь в аспирантуре и стараюсь поддерживать баланс между теоретической и прикладной работой.
Я работаю на Срочном рынке Московской биржи в качестве менеджера по группе продуктов. На Московской бирже представлено много различных продуктов - финансовых инструментов и сервисов. С моими коллегами мы развиваем производные финансовые инструменты - фьючерсы и опционы.
Я несу ответственность за развитие нескольких групп продуктов, то есть за увеличение их ликвидности и количества клиентов, которые ими торгуют. Эта комплексная задача включает в себя регулярный анализ торговой активности, разработку стратегии развития, ведение бэклога задач, составление бизнес-требований по задачам и организация их разработки.
Каждый день отличается и зависит от того, что в текущий момент происходит с продуктом: находится он в разработке или уже готов. Однако, в целом, рабочие задачи включают анализ данных, чаще с помощью Excel, иногда Python; создание внутренних и внешних материалов для клиентов в виде презентаций; проведение встреч со смежными подразделениями и клиентами.
Мне нравится, что наша работа направлена на развитие финансового рынка. Это включает в себя амбициозные и интересные задачи. В процессе мы взаимодействуем с участниками торгов, регулятором, коллегами из других подразделений, обмениваемся мнениями и общими усилиями развиваем рынок.
Работа менеджера продукта одновременно задействует технические знания, системное мышление с креативностью и решением нестандартных задач и требует большой отдачи. Если это вам по душе, то сложности не заметны.
В моей работе, безусловно, нужно знать основы финансового рынка, а также понимать, как устроен и работает рынок производных финансовых инструментов.
Знания языков программирования тоже весьма востребованы. Умение работать с пакетом MS Office, как и в других финансовых сферах, обязательно.
Гибкие навыки также важны. Я бы выделила следующие: 1) деловая коммуникация, 2) работа в команде, 3) управление проектами.
Без мягких навыков невозможна реализация ни одного проекта, так как каждый продукт требует включения нескольких подразделений, с каждым из которых необходимо договориться о задачах.
Что входит в Ваши основные обязанности?
Оценка кредитоспособности заемщика, кредитный скоринг, автоматизация процессов.
Чем Вы занимаете на работе каждый день?
Оцениваю заявки юридических лиц на кредит, анализирую финансовую отчетность, анализирую данные о компании в Excel и Python, принимаю решение о выдаче кредита.
Что Вам нравится в профессии больше всего?
Нравится, во-первых, то, что у нас в компании есть дух стартапа - мы быстро растем и развиваемся, вклад каждого очень заметен и можно попробовать себя в разных областях. За полгода работы в компании я занимался анализом кредитных заявок, анализом данных в Excel и Python, общался с клиентами на звонках и даже помогал нанимать разработчиков. Во-вторых, меня радует высокая денежная компенсация, которая привязана к успеху моего портфеля и успеху компании в целом, что сближает мои интересы с интересами бизнеса. Это мотивирует работать с полной отдачей, так как я работаю и на свое будущее. В-третьих, мне нравится окружение - в основном это выпускники топовых экономических и естественнонаучных факультетов, ребята с опытом работы в западных инвестбанках - у них есть, чему поучиться.
Какие есть сложности?
Первая сложность - график. Мы работаем 10-12 часов в сутки при том, что нельзя отойти или отвлечься, так как в любой момент может прилететь новая заявка с высоким уровнем приоритета. Вторая - надо быстро развивать новые навыки, для меня было не просто освоить VBA на хорошем уровне, так как не сталкивался с этим языком ранее. Третья - непросто бывает проводить звонки, так как с одной стороны, мы челленджим клиентов и задаем неудобные вопросы о финансовых результатах и подозрительных операциях, с другой - надо постараться остаться в хороших отношениях и продать продукт, подходящий под потребности компании.
Какие hard skills нужны?
Очень хорошая ориентация в финансовой отчетности компании, умение делать логические выводы и интерпретировать хозяйственные операции. Хорошее владение Excel, включая VBA, навыки анализа данных в Python - но это уже можно развивать на месте. Плюсом будет знание основных алгоритмов машинного обучения, так как мы используем его для кредитного скоринга.
Так ли важный soft skills и какие из них самые нужные?
Да, soft skills важны для того, чтобы проводить звонки с клиентами. Пожалуй, важен эмоциональный интеллект для того, чтобы понимать запрос компании, специфику бизнеса и выстраивать коммуникацию с клиентом.
Я работаю руководителем проектов в отделе управления риском ликвидности Казначейства.
В мои обязанности входит анализ показателей физической ликвидности банка, а также создание и расчёт показателей триггер-лимитной системы для нормативов физической ликвидности (последнее --- совместно с коллегами из риск-подразделения). Имею большой опыт по руководству командой IT-разработки, которая создаёт внутренние для Казначейства IT-продукты (например, системы хранения, обработки и прогноза балансовых данных). В течение своей профессиональной деятельности около 5 лет занималась, среди прочего, построением прогнозных макрофинансовых эконометрических моделей (на языке MATLAB) и моделей машинного обучения для прогноза отдельных статей баланса коммерческого банка (на языке Python).
Ежедневно на работе я решаю как рутинные, так и нестандартные аналитические задачи: от простого обновления аналитического материала для руководства до создания методики расчёта внутренних для банка показателей риска ликвидности. Много общаюсь с коллегами из разных подразделений банка, чтобы предложить руководству компромиссные с разных точек зрения меры повышения дохода и снижения рисков банка. Ежедневный "вызов" для мозгов --- одна из самых интересных и поэтому любимых составляющих моей работы. В то же время, работа довольно динамичная, с ненормированным рабочим днём, ведь ликвидность банка меняется каждую минуту, поэтому оперативный анализ может потребоваться в любой момент и в самые кратчайшие сроки.
Для подобной работы требуется иметь и постоянно развивать в себе множество навыков. Среди основных hard-skills следует назвать детальные знания банковских финансов и, как минимум, основ риск-менеджмента, умение программировать на языке Python, умение работать с базами данных с помощью языка SQL, знание математической статистики, теории вероятностей и совершенное владение профессиональным английским языком. Не менее важны и soft-skills, без постоянного развития которых будет крайне сложно придумывать новые методики и показатели, а также находить компромиссные решения с другими подразделениями банка. Так, наиболее важными я бы назвала умение критически мыслить, умение вести переговоры даже с коллегами с противоположными интересами, способность быстро изучать что-то новое (технологии в банке постоянно меняются и совершенствуются), умение организовывать командную работу и быть успешным лидером (в частности, для руководства командой IT-разработки почти из 10-ти человек).
После окончания ВУЗа – ГУ ВШЭ (экономика, госфинансы) я начала работать в Минэкономразвития России, за 6 лет я продвинулась с позиции специалиста первой категории до заместителя директора департамента. В 2013 году перешла на работу в Департамент экономики и финансов Аппарата Правительства Российской Федерации на позицию начальника отдела. С 2018 года работаю в государственной корпорации развития ВЭБ.РФ директором направления.
На всем протяжении моей профессиональной деятельности обязанности изменялись.
Основные сферы деятельности – разработка плана развития госсектора экономики, корпоративное управление, управление имуществом (движимым, недвижимым), реализация мероприятий в целях повышения позиции России в международном рейтинге Doing Business по направлению регистрации недвижимости и кадастровый учет, оценочная деятельность, закупочная деятельность, антимонопольный комплаенс.
Хард скилы – достаточные знания в области информационных технологий, работа с данными, высокий уровень грамотности, управленческий и финансовый учет, знание правовой базы, аналитические навыки, навыки методологической работы.
Софт – способность к эффективным коммуникациям, навыки командной работы, умение разрешать конфликтные ситуации, ораторское искусство, стратегическое планирование, управление изменениями, способность осваивать новые знания, умение управлять собой, клиентоцентричность.
Какая у Вас профессия?
Я госслужащий, работаю консультантом отдела бюджетной политики Департамента бюджетной политики и стратегического планирования Минфина России.
Что входит в Ваши основные обязанности?
- Работа над составлением фдереального бюджета на очередной год
- Участим в прогнозировании социально-экономических показателей и разработке стратегических документов
- Оценка эффективности льгот в нефтегазовой сфере
Чем Вы занимаете на работе каждый день?
Большую часть времени работы любого госслужащего занимает написание различных текстов и работа с нормативными документами (законами, постановлениями, приказами). Помимо этого, часть времени посвящена работе с данными: сбор, анализ, оформление результатов. Ну и без бюрократии, конечно, не обходится — каждый день мы сталкиваемся с согласованием различных документов, работой в специальных электронных сервисах.
Что Вам нравится в профессии больше всего?
Два самых больших преимущества госслужбы — работа над большими социально значимыми задачами, которые зачастую влияют на всё общество, и стабильность, которая гарантируется в таких организациях.
Какие есть сложности?
Если вы абсолютно нетерпимы к бюрократии, то такая профессия вам не подойдет. Помимо работы с кучей нормативных документов, любая работа должна согласовываться с несколькими начальниками, а зачастую еще и с разными подразделениями и ведомствами, всё это происходит в форме официальных писем.
Какая у Вас профессия?
Я госслужащий, работаю консультантом отдела бюджетной политики Департамента бюджетной политики и стратегического планирования Минфина России.
Что входит в Ваши основные обязанности?
- Работа над составлением фдереального бюджета на очередной год
- Участим в прогнозировании социально-экономических показателей и разработке стратегических документов
- Оценка эффективности льгот в нефтегазовой сфере
Чем Вы занимаете на работе каждый день?
Большую часть времени работы любого госслужащего занимает написание различных текстов и работа с нормативными документами (законами, постановлениями, приказами). Помимо этого, часть времени посвящена работе с данными: сбор, анализ, оформление результатов. Ну и без бюрократии, конечно, не обходится — каждый день мы сталкиваемся с согласованием различных документов, работой в специальных электронных сервисах.
Что Вам нравится в профессии больше всего?
Два самых больших преимущества госслужбы — работа над большими социально значимыми задачами, которые зачастую влияют на всё общество, и стабильность, которая гарантируется в таких организациях.
Какие есть сложности?
Если вы абсолютно нетерпимы к бюрократии, то такая профессия вам не подойдет. Помимо работы с кучей нормативных документов, любая работа должна согласовываться с несколькими начальниками, а зачастую еще и с разными подразделениями и ведомствами, всё это происходит в форме официальных писем.
Какие hard skills нужны?
- Аналитические навыки, работа с данными на уровне формул в экселе и сводных таблиц
- Умение работать с официальными документами и нормативкой
Так ли важный soft skills и какие из них самые нужные?
Софт скилз это самая необходимая на госслужбе вещь. Наибольшую роль играют коммуникативные наывки, потому что каждый день приходится взаимодействовать с коллегами, руководством, другими ведомствами, очень много общаться по телефону (на госслужбе это основной канал общения). Помимо этого, важно уметь поддерживать самодисциплину, так как сроки выполнения многих задач находятся под строгим контролем.
Какая у Вас профессия?
Я работаю младшим менеджером в компании Kept (ex -KPMG). Направление – консультирование в области стратегий и операционной эффективности. Преимущественно я работаю с крупными холдингами или органами государственной власти.
Что входит в Ваши основные обязанности?
В зависимости от проекта у меня одна из двух ролей:
1. Разработать с командой такую стратегию компании, которая помогла бы им поддержать конкурентные позиции или стать лидером отрасли: условно, что нужно компании начать делать сейчас и делать в течение 3-5 лет, чтобы не устареть и делать актуальные для рынка продукты. Например, компания Kodak вовремя не распознала тренд на цифровые камеры, а потом и тренд на смартфоны с камерами, и продолжала делать высокую ставку на пленочные фотоаппараты, что привело к сильному отставанию в технологиях от Nikon, Canon и последующему банкротству.
2. Продиагностировать управление компанией в целом или в рамках конкретных функций (закупки, продажи, HR и др.), найти «уязвимые места» и предложить решения. В рамках данного направления мы часто рисуем новую организационную структуру компании, делаем матрицы RACI, дорожные карты и очень-очень-очень много проводим бенчмаркинга.
Чем Вы занимаете на работе каждый день?
Основная моя роль – быть правой рукой менеджера проекта и верифицировать все материалы, что попадают в руки менеджера от стажеров/консультантов/старших консультантов. Если кратко – я делаю всё: от общения с клиентом и запроса информации до проведения стратегических сессий, расчетов эффектов и проработки дорожных карт. Каждый день я придумываю подход к оценке того или иного процесса, координирую работу команды и затем вычитываю и докручиваю то, что получилось у младших коллег.
Что Вам нравится в профессии больше всего?
Больше всего мне нравится то, что я получаю разносторонний опыт и быстро прокачиваюсь до позиций топ-менеджмента. Изучаю как и разные отрасли (вчера я изучала работу электрических станций, завтра изучаю устройство деревообрабатывающего завода), так и разные области (в одном проекте нужно посмотреть на управление в целом, в другом просят досконально изучить функцию закупок и предложить решения).
Какие есть сложности?
Сложности связанны с загрузкой – в консалтинге есть переработки. На проектной работе, где важным фактором является время, приходится балансировать между качеством, глубиной и скоростью работы, а также между работой и личной жизнью в целом. Важно уметь взаимодействовать с клиентом: нередко у заказчика меняется взгляд в ходе проекта, появляются новые вводные.
Какие hard skills нужны?
Хороший стажер/консультант обязательно должен идеально владеть Excel – всё что связано с графиками, фильтрацией, сводными таблицами и Power Query – макросы не требуются. Идеально владеть Power Point – мастер-слайд, выравнивания, горячие клавиши. Хорошо разбираться в корпоративных финансах и основах МСФО (EBITDA, маржа, NPV, OCF и др.) и знать основы сторителинга презентаций. Стажеру/консультанту именно в области стратегий и операционной эффективности рекомендую знать различные фреймфорки (матрицы RACI и McKinsey, SWOT- и PESTEL-анализы и др.) и устройство компаний: какие типовые подразделения есть в каждой компании, чем они занимаются, какими системами пользуются и др.
Так ли важный soft skills и какие из них самые нужные?
Soft skill важны. Лучше быть неуверенным в себе консультантом, который соблюдает субординацию, сильно старается и использует критическое мышление, чем консультантом с низкими навыками общения и без критического мышления, но хорошими hard skill. Я всегда предпочитаю набирать в свою команду первых ребят. Из важных я бы назвала: критическое мышление (всегда смотреть критически: всё ли логично, не упустили ли мы «слона»), креативность в решениях (как можно посчитать тот или иной эффект), командная работа (одному проект по стратегии не вытянуть), этикет переписки и общения (никто не хочет работать с теми, кто не умеет вежливо общаться).
Что Вы хотите рекомендовать и пожелать студентам?
Консалтинг очень крутая и интересная область, которая вдобавок поможет вам всего за 5-7 лет выбиться в топ-менеджеры. Вы можете выбрать для себя один из треков: начать со стартовых позиций в ex-«Большой четверке» или со специалиста внутренней стратегии в компании, а затем прийти в «Четверку». У вас все получится!
Я – Партнер в консалтинговой фирме. Мы занимаемся управленческим консультированием. Каждый день мы решаем сложные задачи, возникающие в крупных российских компаниях. Если у них есть проблема или вызов, с которыми им сложно справиться самим, то они обращаются к нам. Иногда это может быть вопрос «как развиваться дальше», иногда «как нам стать лидерами рынка», иногда «как зарабатывать больше денег» и многое-многое другое. Вопросы бывают разные, но каждая задача интересна и увлекательна по-своему. Для ее решения мы используем на максимум наши способности, знания и опыт.
Я как Партнер обеспечиваю высокое качество наших решений для клиентов, контролирую портфель проектов: как текущих, так и новых. Моя важнейшая задача – быть уверенным, что наше предложение – это лучшее или наиболее подходящее решение задачи клиента. Кроме этого, я встречаюсь с топ-менеджерами и собственниками компаний, чтобы поговорить о проблемах, тенденциях и будущем российской экономики и их организаций. Это позволяет мне держать руку на пульсе и быть всегда в курсе происходящего. В рамках этих встреч иногда мы обсуждаем более конкретные задачи и из этого рождаются наши консалтинговые проекты. В начале и середине своей карьеры, на позициях консультанта и менеджера, я был более сконцентирован на конкретном своем проекте, теперь же я отвечаю за все проекты, которые реализует моя фирма.
Что же оставалось неизменным на протяжении всей карьеры, так это то, что мне категорически нравится моя работа. Это одна из немногих работ на свете, где ты развиваешь экономику страны и благосостояние людей, и при этом все время занимаешься интересными задачами. Конечно, немаловажно, что при этом ты быстро растешь по карьере и в доходах. Ведь самое классное – это когда ты получаешь деньги за то, что приносит тебе удовольствие.
Важно сказать, что консалтинг – занятие не для всех. Он требует значительного и постоянного умственного напряжения, высокого уровня ответственности и самомотивации, так как задачи сложны. В нашей работе, при всем этом, важно уметь качественно коммуницировать в команде и с клиентом. В результате консалтинг – это одна из лучших школ жизни в начале карьеры и люди, имеющие опыт работы в консалтинге, очень ценятся на рынке труда
Что касается набора конкретных навыков, то это не так важно, если это один из топовых вузов. У нас работает много выпускников экономических факультет, естественных наук и гуманитариев. Важнее, чтобы вы разбирались в том, что изучали в университете. Нет ничего грустнее выпускника экономического факультета, которые не может поддержать разговор про экономику.
Я работаю руководителем направления в одной из крупнейших страховых компаний (далее СК) России в части добровольных моторных видов страхования – ООО СК «Согласие».
Траектория попадания в эту СК у меня была довольно лаконичной и без излишков. По окончании бакалавриата мне предложили пройти собеседование в данную компанию на должность аналитика. На тот момент я планировала продолжать обучение в магистратуре, а в СК была возможность совмещать учёбу и работу. Возможность совмещения учебной деятельности с одновременным получением релевантного опыта в сфере, по которой я собственно говоря и получала специализацию, весьма сильно меня заинтересовала. В итоге у нас с Согласием случился симбиоз: они подошли мне, а я им.
Основных обязанностей у аналитиков много, начиная от мониторинга работы сервисов партнера и написания многоуровневых скриптов, заканчивая созданием и осмыслением стратегии развития компании.
На работе мы пишем запросы к хранилищу данных на языке SQL, смотрим отчёты, создаём и придумываем новые отчёты (полезные), мониторим качество работы сервисов наших внешних партнеров, так же значительная часть времени уходит на создание базовых эконометрических моделей, а с недавних пор стали обильно использовать ML.
Больше всего в профессии мне нравится, что есть какая-то измеримая конкретная цель, к которой стремится всё наше подразделение и в целом всё что я придумаю/сделаю оказывает прямое и значительное влияние на неё.
Для новичка самая большая сложность — это понять, что вообще происходит. Страхование вещь специфическая и много времени приходится на то, чтобы разобраться в определениях, понятиях, процессах и причинно-следственных связях.
В нашей сфере прежде всего конечно же важна математическая база, с которой вы приходите, умение решать стандартные и не очень задачи. Жирным плюсом будет умение писать скрипты на sql и продвинутое знание ms excel, т.к. тогда у вас меньше времени уйдёт на адаптацию, но в целом мы этому всему обучаем. Знание python приветствуется.
В аналитике софт скиллс, наверное, не настолько важны как допустим в консалтинге, мы не общаемся с заказчиками, а получаем уже по большей части чёткие и ясные задачи от нашего руководства. Однако внимание к деталям и умение реализовывать задачи в срок очень сильно вам помогут) Творческий стиль мысли так же ценится. В страховании ещё много всего что можно придумать и сделать, тем самым кардинально сменив существующие бизнес-процессы. Работа в команде тоже важна - от качества коммуникации между коллегами, весьма сильно зависит итоговый результат.
В общем, у нас интересно, не проходите мимо :-)
Я работаю в страховой компании «Согласие» андеррайтером по ДМС (добровольное медицинское страхование).
В основном работаем с анализом клиентов (компаний) с точки зрения их потенциальной убыточности. Если клиент новый – смотрим половозрастной состав коллектива, местоположение, статистику похожих компаний и многие другие факторы, которые могут повлиять на то, какой финансовый результат он нам принесет, на основе этого даем какой-то тариф. Если клиент действующий – смотрим их текущую убыточность, прогнозируем ее на следующий год и на основе этого устанавливаем стоимость.
Также иногда поступают заявки по оценке анкет физических лиц и расчёту добавления каких-то нестандартных условий договора и подобное.
Мне нравится работа тем, что практически каждый кейс – уникальный. Нет универсальных действий, которые можно было бы применить к каждому договору. Всегда нужно изучать и рассчитывать что-то новое, бесконечно анализировать, расширять свой кругозор, узнавать у более опытных коллег какую-то информацию. Одним словом – поиск чего-то нового, а следствие отсутствие однообразной рутины.
Но это вызывает и свои сложности, иногда не совсем понятно, как оценивать то или иную услугу, поскольку не хватает компетенций в медицинской сфере, и даже они достаточно быстро нарабатываются, поскольку есть интернет, коллеги из отдела с медицинским образованием и целый отдел врачей-кураторов, которые всегда готовы помочь и ответить на вопросы.
Для работы в этой сфере будут полезны навыки по финансовому моделированию, работе в Excel, понимания основ страхования, в идеале – хотя бы поверхностные медицинские знания и аналитический склад ума, без него действительно тяжело будет заниматься подобным. Остальное в целом, достаточно быстро и легко осваивается.
Софты можно бесконечно перечислять – тут и многозадачность (потому что приходят постоянно новые заявки, ты направляешь запрос по одной, и чтобы время не терять садишься за вторую, потом третью, потом снова к первой возвращаешься), тайм-менеджмент (поскольку есть регламентированные сроки ответа), коммуникабельность (поскольку приходится активно взаимодействовать со смежными подразделениями), обучаемость (постоянно необходимо изучать что-то новое) и так далее.
Моя профессия - финансист/инвестбанкир в широком смысле или трейдер по деривативам в узком смысле слова.
В мои обязанности входит выполнение годового плана по прибыли и удовлетворение клиентских запросов. Каждый день я занимаюсь прогнозированием того, куда пойдет рынок, заключением сделок на внебиржевом рынке, управлением процентным риском собственного портфеля сделок, котированием различных процентных деривативов клиентов банка, коммуникацией с отделом продаж.
В моей работе мне нравится заниматься моделированием и оценкой рынка, поиском возможностей для арбитража.
Но конечно же как и в любой другой работе, здесь есть свои сложности: стресс, принятие на себя большого риска, большая зависимость бонуса от финансового результата.
Если говорить о хард навыках, требующихся в моей професси, то это знание финансовой математики, теории вероятностей, а также базовое понимание дифференциальных уравнений.
Конечно требуются и софт навыки, в особенности умение коммуницировать с людьми и стрессоустойчивость.
На сегодняшний день я работаю старшим консультантом в департаменте сопровождения сделок, а именно в отделе оценки бизнеса. Наша команда оценивает компании из различных отраслей для проведения сделок, принятия внутренних решений менеджментом и прочего.
1. Что входит в ваши основные обязанности?
В рамках своего отдела и грейда у меня есть следующие обязанности: подготовка финансовых моделей и отчетов об оценке; подготовка аналитических обзоров рынка; помощь коллегам из аудита с подготовкой финансовой отчетности (проверка моделей, проверка корректности применения оценочных стандартов и др.); обучение младших коллег.
2. Чем вы занимаетесь на работе каждый день?
В нашем отделе каждый день отличается от другого и у каждого сотрудника он зависит от проекта. Например, одна команда может заниматься построением финансовых моделей для телеком компаний, а другая – готовить отчет об оценке аграрного комплекса.
3. Что вам нравится в вашей профессии больше всего?
На мой взгляд, главный плюс моей профессии – это вариативность, а именно возможность изучить различные отрасли (от телеком сегмента до добывающих компаний) и выполнять разные задачи (построение моделей, анализ рынка, продумывание различных стратегий развития компаний). Кроме этого, постоянное развитие, т.к. компании быстро развиваются – необходимо постоянно обновляться свои знания и придумывать новые методы/подходы в своей работе.
4. Какие есть сложности в вашей работе?
Основные трудности в нашей работе – это сроки и нестандартные задачи. Достаточно часто нам приходится решать сложные задачи в сжатые сроки, при этом выполнять свою работу на высоком уровне.
5. Какие hard skills нужны?
Уверенные теоретические знания – неотъемлемая часть скиллов любого профессионала. В нашей сфере можно выделить такие ключевые навыки: знание бухгалтерского учета и финансов с углубленным знанием оценки и корпоративных финансов; уверенное владение аналитическими инструментами; уверенное пользование Excel (сводные таблицы, функции, горячие клавиши и прочие); умение визуализировать информацию с помощью графиков, схем и таблиц.
6. Так ли важны soft skills и какие из них самые нужные?
Несмотря на то, что в работе нам важны теоретические знания, умение грамотно выстраивать диалог и быть открытым к общению тоже играют важную роль, поскольку это помогает наладить контакт с клиентом и в дальнейшем быстрее и эффективнее решать задачи на проектах. Кроме этого, умение правильно планировать свое время (тайм-менеджмент) играет важную роль, потому что в работе нам часто приходится выполнять несколько задач или проектов параллельно. Поэтому необходимо правильно спланировать свою загрузку, чтобы успеть вовремя решить все задачи и при этом не забыть уделить время на личные увлечения, дела и отдых. А еще важно обладать критическим мышлением, потому что только так возможно постоянно учиться и внимательно выполнять все задачи на проектах.
1. Что входит в ваши основные обязанности?
Развивать и коммуницировать с командой – подбадривать и вместе с командой делать что-то крутое на пользу и клиенту, и нам! Еще организовывать работу на проекте, приоритизировать задачи команды, следить за качеством работы команды, взаимодействовать с клиентами (банками) и делать так, чтобы проектом были довольны все. Ну и обедать с коллегами со стороны клиента и общаться в неформальной обстановке 😊
2. Чем вы занимаетесь на работе каждый день?
Почти весь день я на звонках: с командой, банками, руководителем. Организую работу, решаю вопросы и спрашиваю у команды «как дела?» тоже, пожалуй, каждый день.
3. Что вам нравится в вашей профессии больше всего?
Личностное развитие! Профессиональное, конечно, тоже есть, без него никуда,но в такой профессии как консультант, еще и на передовой финансового сектора (мы работаем с топ-5 банками), – это постоянный личностный рост по soft skills. Мы прокачиваем ответственность, организованность, делегирование, психологическую усточивость и гибкость одновременно. Учимся совмещать много задач и развивать коммуникативные навыки – договариваться, слушать и слышать, искать подходы к людям и многое другое. Для меня консалтинг – это учиться жизни, оставаться собой, быть человеком, причем радостным и счастливым!. Думаю, это залог успеха во всех сферах жизни.
4. Какие есть сложности в вашей работе?
Все, перечисленное выше 😊 Многозадачность и интеллектуальная нагрузка, при которых нужно трезво мыслить, заботиться о команде и о себе (чтобы были силы заботиться о команде) и организовывать жизнь и работу так, чтобы быть радостным и не выгорать. А еще бывают разные люди, как в команде, так и со стороны клиента, к которым нужно искать подход. Или, наоборот, не искать подход, а закончить коммуникации. Консалтинг также учит отстаивать как собственные личные границы, так и границы команды и фирмы в целом.
5. Какие hard skills нужны?
Без Excel и PowerPoint мы никуда. А еще современному аналитику нужно владеть языками программирования SQL или Python (на самом деле любой язык пригодится). Остальному можно научиться в процессе работы.
6. Так ли важны soft skills и какие из них самые нужные?
Это, на мой взгляд, самое важное. Развивать себя – это не столько про профессиональные навыки и экспертизу в определенной сфере, сколько про достижение точки, где тебя радует твоя жизнь, твоя работа и остальные сферы колеса баланса. Я не устану повторять, что важно оставаться собой, потому что, если ты с собой не в согласии и не испытываешь радости от текущих обстоятельств, в которых ты находишься, сложно достичь (и мне кажется, невозможно) жизненного баланса.
Для себя я выделяю такие soft skills: научиться быть собой; знать, как можно себя поддержать и зарядить энергией (которая будет необходима для работы, верно?); знать, что тебе доставляет радость и кайф. А после этого жить и делать всё по совести. После этого сразу приложатся конкретные компетенции: ответственность, бережное отношение к окружающим, гибкость в коммуникациях, способность обозначать и отстаивать свои личные границы и границы команды, слушать и слышать людей, с которыми коммуницируешь, уметь доносить свои мысли и понятно выражаться. И кажется, эти компетенции важны во всех сферах нашей жизни. Правда?
1. Что входит в ваши основные обязанности?
К основным обязанностям можно выделить следующие:
- Обрабатка больших данных с использованием инструментов автоматизаци
- Анализ показателей финансовой отчетности
- Тестирование первичной документации с использованием технологических инструментов
- Изучение бизнес-процессов, включая проверку системы внутренних контролей клиента
- Оформление рабочей документации
- Участие в физической инвентаризации активов
- Взаимодействие с клиентом при возникновении спорных вопросов
2. Чем вы занимаетесь каждый день?
Более 90% времени я занимаюсь обработкой данных и анализом финансовых показателей и отчетностей. После этого я выявляю существенно значимые показатели для дальнейшего тестирования с помощьютехнологических инструментов. Определяю существенные показатели и популяцию данных и формирую общую совокупность операций необходимых для тестирования. Затем взаимодействую с клиентом – запрашиваю необходимые первичные документы по операциям. Результатом проделанной работы становится оформленный документ с проанализированными данными.
На этом повседневные задачи не заканчиваются и некоторые моменты требуют изучения внутренних контролей организации и проверка из подтвержденных источников независимой информации для решения определенной задачи.
Остальные 10% времени занимает проведение интересных инвентаризаций с выездом к клиенту. Так, за год работы в ТеДо, мне удалось побывать в Пскове, Великом Новгороде и Ленинградской области и углубиться в бизнес-процесс разных отраслей производства. Моя работа дает обширный опыт, интересные знакомства и путешествия по нашей необъятной стране.
3. Что вам нравится в вашей профессии больше всего?
Я считаю, что мне очень повезло пройти отбор в компанию «большой четверки», поскольку для меня открылись большие возможности и множество бонусов.
Как я уже говорил, самое главное — это новые знакомства и коллектив. Именно люди и дружеская атмосфера внутри команды – основа ТеДо. Свой путь в компании я начал со внутренних тренингов, где получил большую поддержку, и до сих пор получаю во время рабочего процесса, от старших коллег в сложных вопросах. Еще однин плюс лично для меня – это ясная и прозрачная карьерная лестница в компании. Есть разные тренинги, которые дают отличную возможность для роста, а также обратная связь от коллег, которая позволяет скорректировать некоторые моменты и улучшить свои профессиональные качества для дальнейшего роста.
И еще хочу отметить гибридный формат работы и возможность работать удаленно, что позволяет мне совмещать работу с учебой в магистратуре. А для тех, кто хочет побывать в разных уголках России, это отличная возможность на пару дней съездить в соседний город или область для проведения физической инвентаризации и познакомиться с бизнес-процессами организаций.
4. Какие есть сложности в вашей работе?
В первые месяцы сложность может возникнуть с изучением структуры рабочих документов – вы знакомитесь с реальными кейсами из бизнесами и стараетесь применять на практике знания, полученные во время учебы в университете. Также, если в университете уделялось мало времени изучению пакетов MS Office, то придется немного изучить эти программы. Но, как я говорил выше, каждый сотрудник проходит внутренние тренинги, которые знакомят с программами, основными понятиями и структурой процессов необходимых для получения результата.
Самое главное помнить, что с любыми вопросами, которые возникают во время работы, можно обратиться к старшим коллегам и тимлидерам. В ТеДо можно попросить о помощи любого человека из офиса – тебе с радостью помогут и объяснят то, что тебе непонятно.
5. Какие hard skills нужны?
На мой взгляд, один из основных hard skills – умение работать и обрабатывать данные в Excel, так как большая часть времени занимает именно эта работа. Также важны знания финансов, российских стандартов бухгалтерского учета и статистического анализа, позволяющие анализировать данные и интерпретировать результаты.
6. Так ли важны soft skills и какие из них самые важные?
Soft skills в некоторые моменты выступают на первый план и становятся важнее профессиональных навыков, а именно – коммуникативные навыки и умение расширять и подключать нетворкинг. Эти навыки вам очень пригодятся, когда вы только устроитесь на работу и вам нужно будет найти общий язык с коллегами.
Еще важные навыки – это умение эффективно распределять свое время и работать на результат. Со временем вы поймете, что просто не можете подвести себя и свою команду.
Что входит в Ваши основные обязанности?
Стратегическое управление:
Определение видения и миссии: Формулирование долгосрочных целей и стратегического направления развития группы компаний.
Разработка стратегических планов: Создание и реализация стратегий роста, диверсификации и выхода на новые рынки.
Управление портфелем активов: Оценка эффективности существующих бизнес-единиц и принятие решений о инвестициях, продаже или реструктуризации активов.
Анализ рынка и конкурентной среды: Идентификация возможностей и угроз, разработка стратегий конкурентной борьбы.
Формирование корпоративной культуры: Создание эффективной системы управления, основанной на ценностях и принципах компании.
Операционное управление:
Надзор за операционной деятельностью: Обеспечение эффективной работы всех подразделений группы компаний.
Управление финансовыми ресурсами: Контроль бюджета, управление инвестициями и обеспечение финансовой устойчивости.
Управление рисками: Идентификация, оценка и управление рисками, связанными с деятельностью компании.
Развитие бизнеса: Поиск новых возможностей для роста, разработка и внедрение инновационных проектов.
Представительские функции:
Взаимодействие с ключевыми стейкхолдерами: Инвесторами, партнерами, государственными органами, общественностью.
Дополнительные функции
- Управление инновациями: Стимулирование внедрения новых технологий и разработок в деятельность компании.
- Управление человеческими ресурсами: Привлечение и удержание талантливых сотрудников, создание эффективной системы мотивации.
Чем Вы занимаете на работе каждый день?
Всем вышеперечисленным.
Что Вам нравится в профессии больше всего?
Разнообразие и ежедневное повышение сложности задач, это позволяет не терять интерес к жизни и чувствовать постоянное развитие.
Какие есть сложности?
Воспринимаю каждую новую задачу как игру, поэтому сложностей нет
Какие hard skills нужны?
Управление проектами и строительством
Финансовое планирование и бюджетирование
Знание законодательства и нормативных документов в сфере строительства
Навыки ведения переговоров и управления персоналом
Аналитические способности и умение принимать стратегические решения
Так ли важны soft skills и какие из них самые нужные?
Важны. Я бы выделил эти:
Стратегическое мышление;
Управление конфликтами и рисками;
Эмоциональный интеллект;
Управление временем.
Выпускница образовательной программы «Корпоративные финансы», магистратура
Я занимаюсь привлечением внешнего заемного финансирования в рамках 214-ФЗ для строительства проектов компании «Самолет». Я координирую процесс получения проектного финансирования, что включает в себя взаимодействие с банками и проектными командами внутри Самолета. В моей работе, помимо hard skills, требуется высокий уровень коммуникативных навыков, так как моя работа включает в себя как аналитические, так и координационные задача (проектный менеджмент). Также я помогаю осуществлять трансформацию внутренних процессов в своем отделе.
Компания приветствует гибридный график, поэтому я 1-2 раза в неделю приезжаю в офис, чтобы разобрать документы и очно встретится с коллегами и командами, а в остальные дни работаю из дома. Ежедневно я осуществляю взаимодействие с банками и проектными командами в части привлечения денежных средств: запрашиваю и согласовываю условия кредитования, кредитную документацию, контролирую выполнение условий для открытия кредитного лимита и сроки реализации.
В профессии мне нравится выстраивание коммуникации и решение разнообразных задач, а также встречи с новыми вызовами.
Среди сложностей могу выделить зависимость качества и скорости работы от других сотрудников внутри компании и в банках, однако я встраиваю эффективные коммуникации для достижения общей цели.
Среди необходимых hard skills могу выделить следующие: MS Office (Excel - для анализа фин. моделей и составления расчетов и таблиц; Word - работа с кредитной документацией); Google Sheets, Tableau - для ведения отчетов по проектам в части выполнения задач и мониторинга сроков; Jira (Confluence) - для ведения внутренних отчетов отдела, составления и редактирования инструкций и прочих задач. А среди soft skills: тайм-менеджмент, деловой этикет, управление конфликтами, выстраивание диалога.
Я считаю важным поддержание work-life balance для продуктивной работы, поэтому регулярно занимаюсь спортом и путешествую.
Какая у вас профессия?
Я занимаюсь пользовательскими исследованиями в компании Самолет, помогаю разрабатывать и развивать продукты автоматизации стройки в IT подразделении 10D. Сейчас в моем кластере 7 B2B продуктов + мобильное приложение, над всем этим работает команда из более чем 60 человек, для которых и с которыми я делаю исследования.
Что входит в ваши основные обязанности?
Основная моя задача – глубоко погружаться в работу пользователей и транслировать эти знания командам разработки. Я плотно работаю с продактами, архитекторами, бизнес-аналитиками и дизайнерами как во время проработки новых функциональностей, так и после delivery – проверяю гипотезы, строю инструменты по эффективному сбору обратной связи, выстраиваю UX-тестирование.
Чем вы занимаетесь на работе каждый день?
Разрабатываю дизайны исследований – определяю, с кем, как, когда и в каком количестве надо пообщаться, чтобы ответить на нужные вопросы. Развиваю исследовательскую культуру – обучаю и консультирую команды по проведению исследований, провожу воркшопы. И конечно же сама провожу исследования - например, еду на стройку и могу целый день ходить за директором по строительству, чтобы понять его потребности и текущее использование айти инструментов.
Что вам нравится в профессии больше всего?
Быть голосом пользователей и помогать командам создавать продукты, которые «полетят». В B2B зачастую есть довольно четкое понимание бизнес-эффекта – например, мы знаем, что эта фича может принести компании больше 300 млн рублей за год. Но нам нужно сделать так, чтобы люди действительно начали этим пользоваться – не только из-под палки, но и потому что это действительно делает их работу быстрее, удобнее, эффективнее. Здесь как раз и появляется клиентоцентричность, амбассадором которой я являюсь в компании.
Какие есть сложности?
Иногда провести исследование недостаточно и необходимо контролировать имплементацию результатов, челленджить команды и продвигать инициативы по работе над UX-долгом - особенно если вы готовитесь к выходу на внешний рынок. Нужно показывать командам на понятных примерах, почему UX-редактура важна и как самая маленькая кнопочка может иметь огромное значение и генерить десятки негативных отзывов в CSI и как это легко можно предотвратить / отработать. Я не могу назвать этой сложностью, но это то, к чему нужно быть готовым инхаус исследователю.
Какие hard skills нужны?
Качественные и количественные исследования – их нужно уметь проводить. Строить CJM, проводить глубинные интервью, программировать анкеты – все такое. Большому количеству вещей ты доучиваешься в процессе, если у тебя есть хорошая база в статистике и основах социологии, все это было на ФЭН и моих курсах по выбору. Одна из огромных ценностей ФЭН для меня – это гибкость, возможность уйти в интересующее тебя направление, даже если оно оказалось напрямую не связано с экономикой, как это случилось со мной.
Так ли важны soft skills и какие из них самые нужные?
При работе в корпорации это критически важно. Грамотное управление ожиданиями бизнес-заказчиков - это то, на чем строится эффективное взаимодействие и доверие, когда мы говорим о внутренней разработке. Умение слышать и понимать, где голос клиента критически важен, а где издержки по разработке выше возможного эффекта, помогает выстроить такую работу с командами, когда они приходят не к исполнителю, а к эксперту, который может помочь в достижении общего результата.
Меня зовут Константин Бредюк, я окончил экономический факультет Высшей школы экономики в 2008 году, а затем учился в магистратуре на факультете бизнес-информатики, который окончил в 2010 году.
С самого начала моя карьера была связана с IT. Я начинал как консультант по внедрению информационных систем в компании ESRI CIS, а потом продолжил свою карьеру в роли менеджера продуктов в компаниях NetCracker и Comindware.
Сейчас я работаю в компании ApprovalMax (https://approvalmax.com/) в роли генерального директора. Я основал эту компанию вместе с моими коллегами в 2018 году. В роли генерального директора я отвечаю за стратегическое управление компанией, включая разработку продукта, его поддержку, маркетинг, продажи и другие задачи.
В роли генерального директора мне больше всего пригождаются soft skills в области работы с людьми: их мотивации, оценки их деятельности и умение формировать работоспособные команды. Из hard skills больше всего помогают навыки работы с данными, включая базовую статистику, компьютерные навыки и конечно же английский язык.
Но самое главное, что мне помогает хорошо исполнять свою роль — это общий кругозор, навыки поиска информации и решения сложных задач, которые я получил в Высшей Школе Экономики. ВШЭ научила меня быстро разбираться в новых областях и стратегически подходить к решению задач.
Особенно полезным для меня оказалось сочетание экономического образования с образованием в области информационных технологий, полученным на факультете бизнес-информатики.
С 2010 года я преподаю на факультете бизнес-информатики (сейчас ФКН), читаю курс по управлению ИТ бизнесом. Мне очень приятно, что несколько раз я был выбран в качестве лучшего преподавателя. https://www.hse.ru/org/persons/14251316
Какая у Вас профессия?
Я экономист, работаю в сфере независимой экспертизы и выработки решений в области государственной политики в сферах развития экономики городов и городских агломераций, рынков жилья, строительного сектора, жилищного финансирования, стратегического планирования социально-экономического развития городов
Что входит в Ваши основные обязанности?
Разработка новых методик анализа и проведение исследований экономики городов и городских агломераций, рынков жилья и других сфер городской экономики, разработка предложений по развитию новых институтов в указанных сферах, в том числе по совершенствованию законодательного регулирования, мер государственной поддержки, независимая оценка разрабатываемых законодательных инициатив в сферах управления городской экономикой, градостроительной, жилищной политики, ипотечного кредитования и других
Что Вам нравится в профессии больше всего?
В моей профессии для наиболее привлекательно то, что я применяю свои профессиональные компетенции для решения общественной значимых задач социально-экономического развития российских городов и городских агломераций, а значит, мои усилия направлены на улучшение жизни тысяч граждан. Меня еще со времен учебы в университете привлекали именно масштабные задачи странового значения, а не узкие, как правило, коммерческие сферы деятельности.
Значительный вклад в выбор профессии внес основатель университета Евгений Григорьевич Ясин, который читал у нас курс «Российская экономика», в рамках которого рассказал о развитии основных отраслевых рынков нашей экономики. Именно он обратил внимание студентов и мое в том числе на важность развития городов и жилищной сферы, условий для жизни в наших городах. Евгений Григорьевич посвящал значительную часть своего времени общению со студентами и помощи им в осознанном выборе сферы профессиональной деятельности. Конечно, более всего он стремился увлечь нас или научной работой, или работой в сфере социально-экономической политики. Например, много лет Евгений Григорьевич вел кружок «Теневое правительство», в который приглашал только заинтересованных студентов. Нас всегда там было мало (около 10 человек), еженедельные встречи с мэтром российской экономики воодушевляли безмерно.
Ежегодная Ясинская апрельская конференция была настоящим праздником науки, к нам приезжали ученые со всего мира, читали доклады, лекции, было много свободного и неформального общения – все это ценности академической среды мирового уровня, которые были созданы и существуют в Вышке. Выпускники как часть большой семьи Вышки несут этот генетический код и, надеюсь, всегда будут участвовать в деятельности университета.
Для современного экономиста очень важны навыки работы с данными, количественными оценками, однако, не менее важны навыки моделирования экономических процессов, причем в конкретных институционных и регуляторных условиях. Я считаю, что очень важно иметь фундаментальные знания, отлично разбираться именно в теоретических моделях и концепциях, это позволяет структурировать и моделировать любые процессы, формулировать экономические задачи, определять методы их решения. Я училась именно на программе «Экономическое моделирование и экономическая политика», в которой был упор именно на методы построения математических моделей экономики, это дало мне очень серьезные навыки экономического анализа, позволяет быстро решать абсолютно любые задачи в моей работе, применяя нетривиальные подходы в любых условиях, например, когда нет необходимых данных или отсутствуют методики решения. Я иногда шучу, что профессиональный экономист может предложить модель расчета и посчитать стоимость газона на Марсе. Например, в магистратуре на курсе «Микроэкономика-6» (максимальный уровень предмета, который выбирали самые фанатеющие по экономтеории студенты) мы с М.И. Левиным (тогда – заведующий кафедрой микроэкономики) моделировали сказку «Золотая рыбка». Как ни странно, но умение работать с экономической абстракцией – вот самый важный навык. То есть, на мой взгляд, важнее учесть моделировать сказку, чем считать EBIDTA. Если вы умеете работать с экономической абстракцией, то любая расчетная, финансовая или иная, задачка решается вами за одну секунду. Вот так я бы ответила на вопрос о нужных навыках.
Я выражаю благодарность и признательность моим учителям и преподавателям – Е.Г. Ясину, А.А. Фридман, М.И. Левину, В.П. Бусыгину и многим другим.
Ваши основные обязанности?
Я руковожу проектными командами консультантов и экспертов для решения различных задач крупных клиентов. Они включают разработку стратегий развития, проведение стратегических сессий, анализ целесообразности инвестиционных проектов, подготовку компаний к выходу на IPO и другое. Кроме непосредственно проектных задач, уделяю много времени развитию практики и компании: разрабатываю и презентую коммерческие предложения для клиентов, готовлю отраслевые исследования и колонки для прессы, участвую в отраслевых конференциях и внутренних стратегических сессиях.
Задачи клиентов бывают разными, как и сами клиенты (и по отраслевой принадлежности, и по целям), поэтому ни один день на работе не похож на другой. Иногда это бесконечные переговоры с клиентами и банком (компания Strategy Partners — часть Группы Сбер, и мы очень плотно взаимодействуем с другими ее подразделениями) или брейнсторминг с коллегами и внешними экспертами по проектным темам. А иногда можно оказаться где-нибудь на заводе игристых вин, принадлежащем клиенту. Или на дегустации сыров. Или на недостроенной лесопилке в глухой забайкальской тайге в 500 км от ближайшего крупного города. Зачастую бывает трудно предугадать, какие испытания и приключения тебя ждут даже через месяц. Также довольно много времени провожу в неформальном общении с коллегами из практики и компании — на общих корпоративных мероприятиях, выездах практики в южные регионы. Да и просто иногда собираемся в пятницу вечером поиграть в настольные игры.
Что Вам нравится в профессии больше всего?
Больше всего мне нравится разнообразие и отсутствие рутины — каждый новый проект практически всегда предполагает решение задачи, с которой еще никогда не встречался (с этим согласны все мои коллеги и с 15-, и с 25-летним опытом работы в отрасли). Нужно вникать в новую отрасль или тему, изучать и пробовать новые подходы, при этом не всегда понимая, какой результат будет в итоге. Зато всегда есть награда — положительные эмоции от очередного преодоленного вызова, новый приобретенный опыт и знания.
Также очень нравятся люди, с которыми я работаю. Все они — профессионалы своего дела, всегда готовые помочь в трудных ситуациях. В совокупности, экспертный опыт коллег — мощный рычаг, позволяющий решать самые амбициозные задачи. Наконец, очень нравится быть причастным к значимым в масштабе страны решениям и событиям. Например, когда клиент, которого ты готовил к IPO, успешно разместился на бирже, или разработанная тобой стратегия компании утверждена и реализуется, или статья, которую написал, появляется на следующий день в ведущих деловых изданиях страны.
Что самое сложное в Вашей профессии?
Основная сложность — не всегда предсказуемый рабочий график (хотя навык эффективного тайм-менеджмента позволяет в существенный степени им управлять), необходимость работать в условиях многозадачности, выход из зоны комфорта. Часто мешает также деструктивная критика со стороны отдельных сложных клиентов, на которую необходимо адекватно реагировать и ни в коем случае не воспринимать на свой счет.
Какие hard skills необходимы для Вашей профессии?
Я бы отметил умение быстро находить релевантную информацию и качественно ее обрабатывать. Важно также структурно подходить к решению задач, понимать сферу финансов и обладать базовыми навыками финансового моделирования. Не помешает и наличие делового здравого смысла (business sense). На эти навыки мы чаще всего обращаем внимание, когда проводим собеседования с кандидатами, которые хотят работать в нашей практике. Хороший уровень владения как минимум английским языком также является плюсом, так как иногда мы работаем с иностранными клиентами, взаимодействуем с зарубежными внешними экспертами, да и для клиентов из России часто анализируем лучшие мировые практики.
Какие важные soft skills можете выделить?
Здесь, на мой взгляд, очень важна высокая мотивация, умение слушать, работоспособность и стрессоустойчивость. Навыки коммуникации и публичных выступлений также необходимы, особенно на старших позициях, однако их можно приобрести. Наша компания не только уделяет много внимания обучению на рабочем месте, но и регулярно организует для сотрудников тренинги с профессиональными спикерами для развития необходимых навыков.
Основные обязанности на рабочем месте?
Каждый день я решаю самые разные задачи: систематизирую бизнес-процессы клиента, готовлю стратегические сессии для разработки стратегического видения компании, оцениваю привлекательность экспортных рынков или работаю над концепцией бизнес-модели. И это лишь малая часть моих ежедневных обязанностей.
Можно подумать, что работа консультанта состоит лишь из кабинетных исследований, включающих поиск информации, многочасовое моделирование в Excel и подготовку слайдов для встреч с Клиентами, но на самом деле это далеко не так. Каждый день наполнен живой работой в команде, жаркими спорами и поиском неочевидных решений, а порой проекты приводят нас в самые отдаленные концы нашей страны, например, на Дальний Восток.
Что Вам нравится больше всего?
Мне нравится видеть изменения стратегии, продуктового портфеля и бизнеса клиента в целом в результате моей работы. Для меня очень важно ощущать реальное влияние моей деятельности на крупнейших игроков рынка.
Какие сложности отмечаете в Вашей профессии?
Ключевые сложности — они же и главные факторы, которые делают работу очень интересной, — высокий темп и отсутствие готовых решений. Часто нужно быстро принимать решения, адаптироваться и искать новые подходы к задачам клиента. Каждый клиент, как и его запрос, индивидуален, поэтому важно всегда предлагать те инициативы, которые подходят именно ему.
Какие hard skills необходимы для Вашей профессии?
В первую очередь — навыки структурирования, а именно умение декомпозировать любую комплексную проблему до отдельных подзадач. Поэтапное достижение небольших целей позволит в итоге справиться с общей большой задачей. Важно, конечно же, и умение синтезировать информацию. Также необходимо свободно владеть такими приложениями, как Power Point (сделать полностью готовый слайд с нуля за час) и Excel (на уровне выше среднего).
Какие soft skills важны в Вашей работе?
Без «мягких» навыков в нашей работе никак. Мне кажется, самое важное — уметь чувствовать клиента, считывать его мотивы, сомнения и переживания. Это позволяет диагностировать и определять ключевую задачу проекта и реальный запрос клиента.
- Какая у Вас профессия?
Я - профессионал в сфере корпоративных финансов и инвестиций. Сейчас я работаю в компании Авито в качестве менеджера по сделкам M&A (т.е. покупкам и инвестициям в сторонние бизнесы), корпоративному развитию и стратегическим проектам. В свободное время занимаюсь развитием B2B стартапа внутри Авито.
Ранее у меня был опыт работы кредитным (LevFin) аналитиком в банке ВТБ Капитал и финансовым консультантом в Deloitte, а также несколько коротких стажировок в течение учебы.
- Что входит в Ваши основные обязанности?
Мои основные направления работы в Авито:
-
Поиск, исследование и анализ возможностей неорганического роста бизнеса
-
End-to-end ведение различных проектов, связанных с M&A сделками, инвестициями, корп. развитием, корп. финансами, стратегией
-
Мониторинг и контроль портфеля инвестиций Авито и процессов интеграции
При этом, набор проектов, которыми я занимался в Авито последние 4 года, довольно разнообразен: это были и M&A сделки / инвестиции (как с mature бизнесами, так и со стартапами), и внутренние стратегические проекты, и привлечение капитала, и даже внутреннее предпринимательство.
- Чем Вы занимаетесь на работе каждый день?
Единой «формулы дня» не существует: дни бывают разнообразными и зависят от стадии проектов и текущих задач.
В целом, обычно мою работу можно разделить на несколько категорий, и в течение дня я занимаюсь ими в разных пропорциях:
Коммуникации:
Общение, встречи, коммуникации с людьми внутри компании (коллегами и “внутренними стейкхолдерами”)
Встречи, обсуждения, переговоры с внешними контрагентами (например, с потенциальным M&A таргетом). Сюда же входит нетворкинг, посещение партнерских мероприятий, конференций и т.д.
Аналитическая и креативная работа:
Аналитическая работа: анализ компаний или рынков, построение фин. моделей, оценка и инвест. анализ, создание презентаций и меморандумов, и т.д.
Работа по структурированию сделок: разработка структуры и условий сделок, term sheets, транзакционной документации
Менеджмент:
Project / process management, team management, планирование, распределение тасков, координация деятельности команд
Мониторинг портфеля активов, то есть перфоманса активов и процессов интеграции
- Что Вам нравится в профессии больше всего?
Во-первых, мне часто импонирует значимость и масштаб проектов, которыми я занимаюсь, и возможность внести существенный позитивный вклад в развитие бизнеса, экономики и общества: когда ты работаешь над M&A сделкой, финансированием капитала, или например над крупным стратегическим проектом, ты чаще всего понимаешь что это значимо повлияет на бизнес компании (а иногда - и на весь рынок).
Во-вторых, мне очень подходит комбинация аналитически-технической, креативной и коммуникативной сфер в профессии: ты много занимаешься анализом, финансовым моделированием и т.д., при этом в работе есть пространство и задачи для креатива, и также много времени ты посвящаешь общению и переговорам с внутренними и внешними контрагентами, учишься управлять кросс-функциональными командами.
Также, уже даже на начальных позициях ты часто работаешь и общаешься с людьми высокого уровня в корпоративной иерархии (фаундеры, директора, CEO, CEO-1), что очень заряжает и дает тебе уникальные возможности для обучения и набора опыта со старта карьеры.
Что касается работы в индустрии Tech, то она привлекает своими передовыми позициями на горизонте развития общества и инноваций, востребованностью в будущем, корпоративной культурой, молодой командой со схожими ценностями, гибкими форматами работы. Наконец, в Авито очень нравится разнообразие проектов, что я описал выше.
- Какие есть сложности?
Классическая особенность финансовых, инвестиционных и консалтинговых профессий - это нестабильный рабочий график и риск частых переработок. При этом, в индустрии дела с этим обстоят обычно лучше, чем в банках или консалтинге.
Также, часто ты работаешь над несколькими проектами одновременно, что может вызвать сложности если у тебя не хватает навыков многозадачности и тайм-менеджмента.
Наконец, высокий уровень ответственности на некоторых проектах может послужить источником дополнительного стресса - но с ростом опыта ты действительно закаляешься и становишься более стрессоустойчивым.
- Какие hard skills нужны?
Базовые hard skills - это знания в корпоративных финансах, финансовом и инвестиционном анализе, экономике и смежных областях, а также высокий уровень мастерства в Excel и PowerPoint. Важны и развитые способности к структурированию, аналитическому и критическому мышлению.
Если говорить про индустрию TMT (Technology, Media & Telecom), то тут полезно обладать базовой технической / IT грамотностью и подкованностью, чтобы лучше понимать продукты, бизнесы и процессы компаний.
Для большей востребованности в будущем и способности закрывать более широкие задачи нелишним будет знание Python, SQL, BI-инструментов, AI инструментов.
Все нужные знания и навыки для старта карьеры вам могут дать программы обучения в Вышке. Также, очень хорошей площадкой для специального обучения финансовым скиллам является Школа Финансов (School of Finance), которую я также оканчивал и где сейчас являюсь консультантом и ментором.
- Так ли важны soft skills и какие из них самые нужные?
Значимость soft skills экспоненциально возрастает с ростом твоей позиции: если на уровне стажера или аналитика более котируются hard skills, то для перехода на более высокие ступени карьеры soft skills это must-have.
Исходя из своего опыта, могу назвать следующие ключевые области, где софт скиллз очень важны:
Переговоры - очевидно, одна из важнейших областей работы, если ты занимаешься сделками
Менеджмент и управление кросс-функциональной командой
“Stakeholder management”, защита и продвижение проектов внутри компании
Нетворкинг, сорсинг новых возможностей, обмен опытом
Вся моя карьера с самого начала была связана с большим федеральным проектом с Почтой России. Это очень динамичный и непредсказуемый проект, где мы взаимодействовали с 85 регионами России, которые нужно курировать и контролировать. Сейчас же перечень проектов сильно расширился и деятельность перешла в основном в онлайн. В настоящее время рынок онлайн-продаж становится все шире и многограннее. Поэтому и страхование во многом переходит туда. Я взаимодействую с 20 партнерами, основными из которых являются агрегаторы (Банки.ру, сравни.ру).
Мои основные задачи – это выстраивание бизнес-процессов с партнёрами, аудит рынка, чтобы мы могли оперативно подстраиваться под запросы покупателей, разработка программы лояльности, организация конкурсов для агентов и партнёров, регулярное взаимодействие с коллегами из андеррайтинга и других подразделений, чтобы наша компания представляла на рынок действительно классные продукты и качественный сервис.
Если говорить о связи работы и образования, то я считаю, что университет дал мне не столько профессиональные знания, сколько умение выкручиваться из любых ситуаций, адаптироваться к условиям, быть стрессоустойчивой и контактной. Вышка научила меня широте мышления и самостоятельности. Конечно, экономическая база, понимание прибыльности, выгод и мотивационных программ также очень важны в моей работе. В вузе нас учили мыслить широко, обсуждая разные взгляды и стороны одной ситуации.
Больше всего в работе мне нравится возможность фантазировать, придумывать, генерировать идеи, например, разрабатывать мотивационные программы и видеть результат. Мне нравится развиваться, искать новых партнеров, запускать что-то новое, взаимодействовать с людьми, адаптироваться под них, презентовать себя и компанию. Еще один плюс, онлайн-рынок страхования похож на тусовку, где все знают друг друга, регулярно общаются и приглашают на мероприятия.
Говоря о важных навыках, стоит отметить стрессоустойчивость, знание базовых программ Windows, навыки переговоров, наличие критического мышления, гибкость и скорость мышления. Онлайн-рынок довольно сильно отличается от офлайн: он быстрый, динамичный и иногда даже жесткий. Сразу виден результат своей работы, и если продукт рынку не интересен, продажи упадут в моменте.
Студентам, которые хотят пойти в сферу партнерских продаж, я бы порекомендовала не бояться, быть напористыми. Нужно стучаться в дверь, даже если она закрыта - к любому человеку, к любой компании можно найти подход и пробиться. Надо всегда что-то пробовать и тестировать, потому что сразу найти работу нелегко. Постоянно пробуя, можно понять, что тебе действительно нравится.
Моя работа в основном состоит из постоянного взаимодействия: общения по электронной почте, участия в совещаниях, обсуждений с коллегами и руководством для достижения договоренностей и разработки правил мотивации. Благодаря многолетнему опыту работы в страховании и глубокому знанию внутренних процессов, ко мне часто обращаются, когда необходимо принять нестандартное решение или разобраться в тонкостях. Например, почему что-то работает именно таким образом. Или это могут быть вопросы, связанные с мотивацией, служебными записками, внедрением новых показателей. В таких случаях мы проводим экспертизу предлагаемой мотивации, анализируем затраты и целесообразность.
Работа с мотивацией требует поиска баланса. С одной стороны, мотивация должна действительно стимулировать сотрудников к достижению более высоких показателей. С другой стороны, в компании должны быть защитные механизмы, чтобы не переплачивать за локальные достижения. После внедрения новой мотивации мы производим расчеты, чтобы обеспечить ее реализацию в срок и с минимальными затратами.
Еще одно направление моей работы - контроль планирования расходов на персонал. Мы организуем и ведем текущие изменения доходов, вводим новые позиции, ведем и планируем ПДЧ (план движения численности). Все запросы подразделений на изменения доходов и штатного расписания проходят через нас. Это рутинная, но очень важная работа.
Третье направление - HR-аналитика и проекты по повышению эффективности. Здесь каждый год задачи меняются. HR-аналитика у нас сейчас находится в стадии развития. В проектах по эффективности мы изучаем деятельность того или иного подразделения или процесса, и в зависимости от цели можем провести нормирование и расчет численности без изменений процессов, либо оценить и оптимизировать сами процессы. Суть оптимизации заключается в исключении ненужных звеньев, создании памяток и навигаторов, помогающих сотрудникам. Также мы начали заниматься малой автоматизацией, разрабатывая специфические инструменты, например, шаблонные файлы для автоматического сравнения и проверки данных.
Знания, полученные в вузе, не применяются напрямую, но стали для меня фундаментом, научив самостоятельно мыслить и принимать решения. Больше всего в своей работе я ценю постоянное появление новых задач и возможность узнавать что-то новое. Будучи человеком с математическим, аналитическим складом ума, мне особенно близка аналитика и расчеты. А вот компенсация и льготы требует дополнительных переговорных навыков, ведь здесь нужно балансировать между интересами компании и сотрудников, понимая потребности людей и умея "читать" их.
В страховой компании «Согласие» я занимаюсь направлением рисков, которое является новым и идет от Центрального банка. Он внедряет стандарты, требования, в том числе систему риск-менеджмента, что способствует повышению надежности страховых компаний. А страховые компании в свою очередь создают риск-службы для контроля деятельности и обеспечения финансовой устойчивости.
Риск-менеджмент в страховых компаниях важен, потому что мы, страховщики, не просто зарабатываем деньги, но и выполняем социально-значимую функцию. И в целом, страхование – это и есть управление рисками.
Мои задачи довольно разнообразны. Я занимаюсь бюджетированием, прогнозируя темп роста объемов сборов страховых премий различными компаниями. Это сложный процесс, требующий умения считать, вести переговоры и презентовать результаты. Также я осуществляю контроль лимитов инвестирования средств компании, проверяя, соблюдены ли они. Кроме того, я подсчитываю риски, возникающие в разных аспектах нашего бизнеса, и участвую в подборе сотрудников.
Существуют определенные методики для расчета различных рисков: рыночных (вложение средств, ценных бумаг, депозитов), кредитных (когда партнер не может вернуть деньги или обанкротился), операционных (например, из-за нагрузки сгорел сервер, и компания не смогла принимать платежи). Рисков в компании много, и они порой не совсем очевидные.
Страхование – сфера, в которой сразу после университета специалистом не станешь, но в ходе работы можно освоиться и набраться опыта. Для работы в страховании нужны навыки счета, взаимодействия с большими объемами данных, владение Excel на хорошем уровне, а умение упаковывать и презентовать результаты будет большим преимуществом.
Мне нравится, что в этой профессии есть широкие возможности. Если есть желание осваивать что-то новое, двери всегда открыты. Присутствует открытость и возможность вникать в новые процессы.
Интервью наших выпускников на других ресурсах!
Елизавета Романова-Кушнир, старший аналитик данных коммуникационной группы ОККАМ по ссылке
Заруи Акопян о летних школах по экономике по ссылке
Мария Семенова, доцент Школы финансов факультета экономических наук, руководитель и старший научный сотрудник Лаборатории экономических исследований банковской деятельности ФЭН, интервью по ссылке
Адель Шарафутдинов, строительная компания «Граст», производственная компания «Фабрика лодок», компания по управлению недвижимостью «Лаборатория недвижимости», интервью по ссылке
Юрий Ачкасов, заместитель руководителя аналитического центра ДОМ.РФ, интервью по ссылке
Анастасия Калугина, директор группы "Цифровые финансы" в KEPT, интервью по ссылке
Мариам Маргарян, преподаватель Вышки и директор по фандрайзингу фонда «Друзья», интервью по ссылке
Анна Щеткина, о работе в науке, интервью по ссылке
Максим Чупилкин, о работе в Европейском банке, интервью по ссылке
Максим Алексеев, о поступлении в Гарвард, интервью по ссылке
Денис Сай, работе в McKinsey, «Яндексе» и поступлении в магистратуру MIT, интервью по ссылке
Юрий Гольдберг и Дмитрий Борисов, совладельцы и CEO проекта Rerooms, интервью по ссылке
Георгий Сюняев о работе в Вышке, интервью по ссылке
Магистратура
Отзывы выпускников ОП "Экономика и экономическая политика"
Анастасия Бывальцева-Станкевич, Илья Гуленков по ссылке
Элина Ишмухаметова по ссылке
Отзывы выпускников ОП "Стратегическое управление финансами фирмы"
Ндубуиси Джонбоско Эзенве, о первом месте на НИРС, интервью по ссылке
Отзывы выпускников ОП "Экономический анализ"
Даниил Гришин, сотрудник Банка России, интервью по ссылке
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.