Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68
почта: fes@hse.ru
Алексеев А. В., Бессчетнова Е. В., Богачев М. И. и др.
М.: ООО "Ваш формат", 2024.
Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2024. № 5. С. 29-51.
In bk.: Model Theory and Algebra 2024. 2024. P. 87-93.
Andreyanov P., Krasikov I., Suzdaltsev A.
arxiv.org. Theoretical Economics. Cornell University, 2024
Елизавета окончила бакалавриат факультета экономических наук в 2019 году. Факультет она называет настоящей школой жизни, которая ставит много непростых задач и вместе с тем учит преодолевать трудности. Во время учебы Елизавета пробовала себя в научных исследованиях, разных областях экономики: корпоративных финансах, социоэкономике. Но главным предметом, который во многом сильно повлиял на карьеру и будущее Елизаветы, стала эконометрика, которую ей преподавала Ольга Демидова. Елизавета говорит, что это был опыт, который вселил в нее любовь к данным, числам и аналитике. Поработав в сфере медиапланирования, маркетинга, консалтинга, Елизавета нашла себя в сфере анализа данных и занимается им и сейчас.
Профессор ФЭН, заведующая Научно-учебной лабораторией пространственно-эконометрического моделирования социально-экономических процессов в России
К менторству Елизавета пришла именно во время работы. По ее словам, для успешной реализации проектов недостаточно нанять человека, важно выстроить с ним коммуникацию, найти общие ценности, установить партнерские отношения и понять, в каком направлении сотрудник хочет развиваться. Однажды Елизавета поделилась своими размышлениями о работе в команде с подругой, и та рассказала ей о менторской программе Вышки и предложила податься вместе с ней. Елизавета говорит: «С одной стороны, это пришло как будто из ниоткуда, но, с другой, внутренне я понимала, что хочу этим заниматься и помогать другим людям».
Елизавета участвует в менторской программе уже второй год подряд. Она отметила, что ей самой не хватало ментора во время учёбы. Поэтому она, понимая трудности выбора будущего и карьеры, с которыми сталкиваются студенты и выпускники, решила помогать им профессионально расти и не сомневаться в своих силах.
В первый год участия в проекте Елизавета направляла трех менти. В выборе менти Елизавета прежде всего учитывала несколько моментов: насколько ее компетенций хватает, чтобы иметь возможность помогать, наличие четкой цели, которой человек хочет добиться, и совпадение взглядов на жизнь и желание менти коммуницировать. Последнее Елизавета называет одним из самых важных моментов для успешного сотрудничества ментора и менти. «Одна из моих менти написала в заявке, что может помочь с выбором косметики. И это было так мило и приятно, в этом было много естественного и человеческого, это показывало, что менти готов с тобой общаться на равных, а не ставить на пьедестал». С некоторыми из своих менти Елизавета продолжила общаться и после завершения программы. Елизавета отметила, что в новом году проект сильно расширился, и все больше людей приняло решение поучаствовать в менторской программе, что сильно повлияло на выбор менти: теперь гораздо проще найти людей, которым можешь помочь лично ты.Работу с менти Елизавета выстраивает следующим образом: на первой встрече пытается разобраться в человеке, понять его, узнать, зачем он пришел на программу и чего от нее ждет. Затем они начинают глубже погружаться в сферу, которая интересует студента, узнавать, как выглядит в ней работа и чего ждут от сотрудников. Елизавета отмечает, что хоть ситуация каждого менти и работа с ним уникальна, у многих на первом этапе есть похожие запросы и сложности. «Человек еще не до конца понимает, как выглядит работа в той сфере, в которой он хочет развиваться, и первое задание, которое я обычно даю – это зайти на сайт с вакансиями и посмотреть рабочие обязанности на той позиции, где студент хочет работать, составить список задач». Еще одним популярным запросом она называет список навыков, которые человеку надо прокачать, чтобы быть успешным в профессии, но эти случаи всегда уникальны и надо исходить из целей человека.
В работе с менти Елизавета использует свои знания о бизнесе, работе в команде, привлекает своих знакомых из других сфер, которые могли бы тоже помочь студентам разобраться, как устроен бизнес. Елизавета отмечает, что благодаря студентам и сама узнает много нового, приходится погружаться в другие сферы и узнавать о работе в них. Работа ментора требует выхода за рамки своего опыта и своей карьеры, и необходимо всегда быть в курсе событий на рынке труда. Елизавета отмечает и сложности, с которыми приходится сталкиваться: «Самый большой вызов для меня – это понять, хороший ли я ментор. Здесь нужно соблюдать баланс между тем, чтобы поделиться своим опытом и навязать его человеку». Она отмечает, что главное для нее – сам человек, его желания, цели, стремления, и задача Елизаветы – дать ему возможность раскрыться и найти себя, а не навязывать свою экспертизу.
Студентам, которые только начинают свой карьерный путь, Елизавета советует не недооценивать свои силы: «Вещь, которую я говорю всем своим менти, – это “не только вас выбирает компания, но и вы выбираете”. И даже если у вас сейчас нет большого рабочего опыта, у вас уже есть жизненный опыт, навыки и знания, учебные и волонтерские проекты, вы не выходите в чистое поле, у вас уже есть то, что вы можете предложить на рынке труда, поэтому надо верить в себя и свои силы и не бояться действовать». Тем, кто хочет попробовать себя в менторстве, Елизавета советует оценить свой путь и найти опыт, которым вы можете поделиться, а также приходить в менторство именно ради помощи людям, а не для утверждения своего опыта как единственно верного.Елизавета планирует продолжать свое сотрудничество с менторским проектом Вышки. «Я поняла, что менторство – это моя отдушина. Моя работа связана с числами и данными и для баланса мне не хватало общения, возможности помогать людям и делиться с ними опытом».
Недавно Елизавета начала учебу на международной программе по коучингу и хочет расширить свой опыт не только на студентов, но и на многих других, кому необходимо разобраться с важными жизненными и карьерными задачами. «В свободное время я очень люблю готовить, читаю разную литературу от художественной до популярной. Из последнего прочитанного меня вдохновила книга “Автобиография йога”, которая помогла мне по-новому взглянуть на мир и расширить свой горизонт, понять, что наши ценности и культура могут быть не единственно верными. У меня есть собака, 13-летний йоркширский терьер, я очень люблю собак, они всегда дарят мне радость», — призналась она.
Отзыв Жумахан Меруерт, менти Елизаветы (с сайта премии выдающимся выпускникам): «Большое спасибо моему ментору Елизавете! Елизавета помогла мне стать более уверенной, помогла найти решения на мои вопросы, рассказала про прохождение собеседований, про свою сферу тоже. Запомнилось и мне очень помогли ее слова: "на собеседовании не только компания выбирает работника, но и я выбираю работодателя". Мне помогли рекомендации Елизаветы: за этот год я рассмотрела некоторые варианты, прошла несколько собеседований и меня взяли в аудиторско-консалтинговую компанию как стажера. Наше сотрудничество было плодотворным, мне всё понравилось. Я хотела бы номинировать Елизавету как Лучшего ментора».
Отзыв Натальи Крыловой, менти Елизаветы (с сайта премии выдающимся выпускникам): «Я бы оценила работу с ментором на отлично. Мы поддерживали связь преимущественно через telegram, я всегда могла обратиться за советом, спросить что-то, получить поддержку. Так как я училась самостоятельно на курсах больше полгода, общение с ментором помогало мне оценивать свои результаты: в какой точке я нахожусь на данный момент, что еще нужно подучить, а каких навыков уже достаточно. Самостоятельно это было бы сложно оценить. Ментор Елизавета помогала развивать мне hard-skills, давая практические задания, и, соответственно, проверяя их, корректировала мои недочеты, что особенно помогло далее при создании портфолио проектов на GitHub для позиции аналитика. Хотелось бы также отметить немаловажную роль поддержки, понимания, дружелюбия – всё это мотивировало еще больше. Было очень приятно видеть, какие хорошие и душевные люди работают в индустрии, что развеяло мифы и опасения о корпорациях/больших компаниях. Моим главным достижением является получение оффера на позицию младшего дата аналитика, чему я очень-очень рада. Я хотела бы, чтобы ментор Елизавета получила благодарственное письмо. Именно благодаря Елизавете у меня получилось стать тем, кем я мечтала быть последний год – перейти от рисерчерских задач к аналитике».
Проголосовать онлайн до 4 февраля
Заруи Акопян, выпускница бакалавриата АГЭУ (Ереван) и магистратуры ФЭН ВШЭ «Экономика: исследовательская программа», а также Аспирантской школы по экономике НИУ ВШЭ, к.э.н. ВШЭ и PhD университета Люксембурга – за особые достижения в карьере и общественной жизни среди иностранных выпускников НИУ ВШЭ.
Юрий Гольдберг, совладелец и CEO Rerooms, выпускник факультета экономических наук 2004 года – за развитие рынка интерьерного дизайна и недвижимости России.
Мария Семёнова, доцент Школы финансов факультета экономических наук, руководитель и старший научный сотрудник Лаборатории экономических исследований банковской деятельности ФЭН, и.о. руководителя Института институциональных исследований – за выдающуюся научную карьеру в стенах НИУ ВШЭ и укрепление международной академической репутации университета как ведущего исследовательского центра в области финансов.
Адель Шарафутдинов, генеральный директор ГК «Граст», выпускник ФЭН 2012 года – за эффективную помощь и активное участие в профессиональной самореализации менти.