Переписать «Войну и мир» на манер Пушкина, написать с нуля диплом по истории Древней Месопотамии или открытку на 14 февраля — для чего только сегодня не используют текстовых ботов наподобие ChatGPT. Как же отличить текст, сгенерированный ботом, от работы живого человека и как подловить робота, рассказал в своей лекции «Поймай бота, или Крупномасштабная структура естественного интеллекта» в рамках лектория Российского общества «Знание» заместитель руководителя департамента анализа данных и искусственного интеллекта, профессор факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Василий Громов.
Тема «искусственный интеллект»
Тексты пишут не только люди, но и нейросети. Чем более совершенными становятся последние, тем сложнее отличить их произведения от творчества человека. Филологи Международной лаборатории языковой конвергенции НИУ ВШЭ на онлайн-семинаре «Естественное мышление vs искусственный интеллект через призму исследований больших языковых данных» проанализировали тайны языка и моделей, обучающихся на данных, полных различных речевых проявлений. Как подходят ученые к работе с новыми вызовами — в материале HSE Daily.
За последние 10 лет рынок образования в России существенно изменился. Сегодня он представлен не только вузами, но и многочисленными образовательными онлайн-платформами. Как в этих условиях университетам привлекать абитуриентов и можно ли поручить эту задачу искусственному интеллекту, рассказал директор по порталу НИУ ВШЭ Дмитрий Коптюбенко на встрече со стажерами Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ.
Этические проблемы, которые ставит эпоха бурного развития искусственного интеллекта
«Матрица», «Бегущий по лезвию» и другие фантастические фильмы создали в обществе представление об искусственном интеллекте как о сверхразуме. На деле ИИ — просто математический алгоритм, который вычисляет закономерности в поведении человека и старается им подражать. Как передать нейросетям часть рутинных функций и при этом создать себе больше возможностей для творчества и саморазвития, рассказала старший преподаватель факультета компьютерных наук Дарья Касьяненко. Вебинар «Как использовать ИИ, чтобы помочь себе учиться?» был организован Центром непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ.
Искусственный интеллект по праву стал темой номер один в этом году: он не только двигает вперед науку, меняет образовательные стандарты и облегчает жизнь представителям разных профессий, но и создает новые глобальные угрозы. Эти темы обсуждали на конференции «Искусственный интеллект и общество» в НИУ ВШЭ.
Развитие цифровых технологий меняет будущее быстрее, чем оно успевает стать настоящим. Искусственный интеллект соревнуется с естественным, личности — с аватарами. Как метавселенные меняют нашу жизнь и возможно ли полное переселение людей в цифровую реальность, рассуждали писатели и футурологи в ходе дискуссии «Будущее 2.0.23» на фестивале Telling Stories 2023.
Искусственный интеллект (ИИ) внедряется повсеместно, забирает на себя часть рутинных операций, оптимизирует процессы, решает сложные задачи. Однако машинный ум пока не может ответить на вопросы «зачем?» или «почему?» и именно поэтому уступает человеку. Люди способны быть творческими, изобретательными и нестандартно мыслить, а машина — нет. Своим взглядом на развитие искусственного интеллекта поделился профессор Университета Антверпена Питер Верхезен, выступая на XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции с докладом «Почему ИИ может сделать нас умнее, но не мудрее?».
1
2