Предложение труда
2.1 Введение
2.3 Предпочтения
2.4 Выбор из возможных "образов жизни"
2.5 Решение работать: вступление в категорию экономически активных
2.6 Индивидуальное предложение труда
2.7 Предложение L и реально отрабатываемое время
2.8 Общая теория распределения времени
2.9 Теория компенсационной разницы в зарплате
2.10 Качество предложения и инвестиции в человеческий капитал
2.10.1 Теория Гарри Беккера
2.10.2 Модель Бен-Пората
2.10.3 Уравнение Минсера
Основные вопросы, связанные с анализом предложения на рынке труда, касаются факторов, влияющих
- на величину доли экономически активного населения
- на количество часов работы (в день, в год, в продолжении всей жизни) и изменение этого количества (например, с возрастом)
- на предложение труда той или иной фирме, выбор формы занятости
- на качество предложенных услуг (связанное с инвестициями в человеческий капитал)
Предложение труда формируется на основе решений:
- работать ли вообще, и если да, то сколько (полный или неполный рабочий день, сколько за плату (по найму) и сколько в домашнем хозяйстве)
- если работать, то какой вид труда выбрать, в какой отрасли, регионе, фирме и т.д.
Общие принципы
Удобной моделью для анализа индивидуального предложения на рынке труда является графическая иллюстрация проблемы выбора "труд - досуг", основные элементы которой включают:
- описание возможных "образов жизни" человека в координатах "время - потребление материальных благ"
- описание предпочтений агента
- выбор, исходя из из возможных "образов жизни" и предпочтений
Так как работа по найму и занятость в домашнем хозяйстве - два способа получить тот же результат, сначала можно не делать различий между ними и рассматривать любую трудовую деятельность, как оплачиваемую работу. Тогда можно характеризовать решение о найме, как выбор между досугом и оплачиваемым трудом.
При рассмотрении проблемы выбора "труд - досуг" графическое описание образа жизни иллюстрируется положением точки M на следующем графике:
![]() |
Здесь по осям откладываются:
|
Если на графике провести через точку М линию, наклон которой в каждой точке равен часовой заработной плате, она будет иллюстрировать возможности обмена времени на блага (при данном образе жизни).
![]() |
здесь W - реальная зарплата,
|
Следует иметь в виду, что всегда существует некоторый физиологический минимум досуга и потребляемых благ, необходимый для поддержания жизни. Т.о. время, отводимое на труд, не может быть больше некоторого Hmax.
На тот же график можно нанести кривые безразличия u(C, L) = const, для каждой из которых наклон кривой в любой точке показывает сколько благ (минимально) надо получить, чтобы согласиться работать еще один час времени после h часов работы (т.е. предельную норму замещения досуга материальными благами).
![]() |
C1 - предельная субъективная |
- если производная функции полезности dU/dL большая, то время досуга ценится очень высоко, и наоборот
- если производная функции полезности dU/dL отрицательна, то досуг - зло
- обычно рассматривается область, где досуг - благо, т.е. производная dU/dL положительна
2.4 Выбор из возможных "образов жизни"
Выбор происходит в результате сопоставления возможных образов жизни и предпочтений:
![]() |
Точка M: "равновесие" (выбираемый образ жизни) - точка, в которой |
Формально точка M определяется из решения задачи:
max u(C, L)
при условиях:
pC = WнH + v
H + L = T
которые сводятся к:
pC + WнL = WнT + v
т.е. сумма цены потребительских благ и цены досуга равна полному доходу
решая эту задачу, получим
-dC/dL = u'L / u'C = Wн/p
здесь -dC/dL - предельная норма замещения досуга благами,
Wн/p - рыночная предельная ценность времени
2.5 Решение работать: вступление в категорию экономически активных
Данные о доле экономически активного населения за 1990-1995 гг.(в процентах)
страны | (1) доля ЭАН |
(2) изменение ЭАН |
изменение кол-ва населения в работоспособном возрасте (НРВ) |
(3) изменение ЭАН из-за изменения в доле ЭАН |
|
1990 | 1995 | ||||
Беларусь | 76 | 68 | -12.2 | -1.4 | -10.9 |
Россия | 76 | 74 | -3.8 | -0.8 | -3.0 |
Украина | 74 | 70 | -5.8 | -1.3 | -4.5 |
Польша | 69 | 69 | 2.5 | 2.7 | -0.2 |
Чехия | 79 | 74 | -4.1 | 3.0 | -7.0 |
(1) доля ЭАН = ЭАН / НРВ
(3) ((НРВ)1995 (доля ЭАН)1990 - (ЭАН)1995) / (НРВ)1995 (доля ЭАН)1990
- НРВ - количество населения в работоспособном возрасте (от 15 до 64 лет)
- ЭАН = занятые + безработные
Понятие резервной зарплаты
Резервная зарплата wR: предельная субъективная оценка времени при предложении нулевого количества часов работы.
![]() |
если w > wR - принимается решение работать если w < wR - принимается решение не работать |
если w < wR => H = 0
величина wR зависит от альтернативных издержек, связанных с использованием времени (например, плата за детский сад или ясли)
при v = 0 wR = 0
dwR/dv > 0 - например, чем выше доход мужа, тем выше резервная зарплата жены
Если кривая безразличия описывается функцией Кобба-Дугласа
U = Ca Lb, a + b = 1, то можно выразить wR через v:
U'L = b Ca Lb-1,
U'C = a Ca-1 Lb,
U'L / U'C = b C / a L = w / p,
Полагая T = 1 и учитывая что pC = wH + v, получим:
L = (1 - a) (1 + v/w), H = a + (a - 1) v / w,
откуда при H = 0 получим wR = (1-a) v / a.
При a -> 1 w R -> 0 (u ~= c),
при a -> 0 wR -> + (u ~= L).
В ситуации когда, например, место работы меняется с близко расположенного на значительно удаленное от дома, величина резервной зарплаты увеличивается:
На Западе в последнее время имеет место мощный приток женской рабочей силы. Условие решения работать - w > wR, следовательно, видимо, для женщин wR снизилась, а w - увеличилась, и нужно искать причины этого (например, доступность ясель, бытовой техники и т.д.).
Возможная причина также - открытие рабочих мест в сфере услуг. Например, во Франции сейчас в сфере услуг занято 2/3 всех работающих, а 50 лет назад была занята только 1/3. В то же время при открытии 100 мест в сфере услуг количество безработных может уменьшиться только на 50, т.к. на новые места поступит часть тех, кто уже работал ранее.
Величина wR изменяется также в зависимости от количества и возраста детей (т.к. меняется форма кривых предпочтений, т.е. досуг ценится дороже или дешевле).
2.6 Индивидуальное предложение труда
Как меняется индивидуальное предложение труда в часах в зависимости от часовой зарплаты?
Как показывает график, на протяжении первых двух десятилетий с увеличением средней часовой зарплаты среднее количество рабочих часов в неделю росло, а затем стало постепенно падать.
![]() |
Пусть стартовая точка M, а затем зарплата повышается от W1 до W2 Точка M может перейти как в точку N, так и в точку N', в зависимости от расположения кривых предпочтений и от того, окажется ли в результате эффект дохода больше или меньше эффекта замещения |
эффект замещения - увеличивает H
эффект дохода - сокращает H
Уравнение Слуцкого
![]() |
- некомпенсированный общий эффект изменения зарплаты |

Кривая индивидуального предложения труда
Для большинства работников эта кривая имеет такой вид. Хотя возможен случай "трудоголика", который не будет сокращать предложение труда, так как работа для него - самостоятельная ценность (ценное благо).
Рыночная кривая предложения - результат суммирования индивидуальных кривых предложения:
ε s/w = (w/s) ds/dw ≥ 0
В отличие от индивидуальных, рыночная кривая не имеет участка с отрицательным наклоном, так как по мере роста зарплаты на рынок выходят все новые работники с высоким уровнем WR.
2.7 Предложение L и реально отрабатываемое время
Желаемое число часов работы (индивидуальное предложение)
![]() |
Реальные возможные варианты, предлагаемые (определяемые) нанимателем (сторона спроса): Наниматель устанавливает |
Если бы работник выбирал свободно - его выбор ( H*, C*) {max u(C, L)}.
На практике такая ситуация возникает, когда работник, предпочитающий работать неполную неделю (рабочий день), выбирает работу на полную неделю, так как альтернатива - не работать вовсе - ему менее выгодна.
Интересна ситуация, при которой предлагаемое нанимателем число рабочих часов ниже желаемого. Например, H3 < H*. Тогда работник, соглашаясь на это предложение (u1 > u0), ищет вторую работу (или даже третью), если на первой работе нет возможности трудиться сверхурочно. Цель - достичь точки равновесия H*.
Работающих в нескольких местах называют moonlighters - полуночники. Масштабы этого явления часто трудно оценить, так как вторичная занятость зачастую имеет место в теневой экономике (или на вторичном рынке), где не заключают контракты и принята наличная форма расчета. Тем не менее, есть некоторые оценки - для UK, например, 3.5% мужчин и 2.5% женщин имеют вторую работу.
В России вдвое больше "полуночников" среди тех, кто регулярно сталкивается с задержками зарплаты.
Задержки зарплаты
![]() |
W1 = 0, |
На участке АВ, где W1 = 0 выгодно не работать, но, имея ввиду будущие выплаты, работник фактически сталкивается с бюджетным ограничением в виде ломаной линии АВС.
u1 > u0, следовательно, точка С предпочитается точке А.
2.8 Общая теория распределения времени
Обогащение понятия образов жизни (Becker,1965)
zi = fi ( xi, ti)
zi - потребительская деятельность в области i:
- питание
- развлечения
- путешествия
- одежда
- ......
xi = (xi1,...,xin) - потребляемые товары или услуги
ti = (ti1,...,tik) - соответствующее время потребления
(здесь tij - время, необходимое для потребления товара j в рамках потребительской деятельности i)
Домашние хозяйства максимизируют заданную таким образом функцию U при ограничениях:
![]() ![]() |
pjxji = (- | ![]() ![]() |
tij + T) w + V |
![]() |
pixi = (- | ![]() |
ti + T) w + V = wTw + V |
или | ![]() |
pixi + w | ![]() |
ti = wT + V |
здесь | ![]() |
pixi - сумма расходов на товары и услуги, Tw - время, которое остается на рыночную активность. |
Пример: Рассмотрим производственную функцию простого вида:
xi = aizi, ti = bizi,где a и b - параметры
![]() |
piaizi + | ![]() |
wbizi = wT + V |
![]() |
(aipi + biw) zi = wT + V |
Из двух благ, разных по интенсивности в использовании времени, благо 1 более интенсивно, если
Как будут влиять на предложение часов работы изменения в
1. незаработанном доходе?
2. заработной плате?
3. рыночной цене товаров?
- 1. При росте V будут расти и z1, и z2, больше времени будет использоваться на потребление => меньше на работу, это чистый эффектдохода.
Использование более интенсивного по времени блага (inferior) возрастет в большей степени.
- 2. Компенсированный эффект повышения заработной платы.
![]() |
Если мы остались на той же кривой безразличия - меняется структура распределения времени. Эффект замещения перераспределит потребление в пользу менее "времяинтенсивной" деятельности. Предложение труда может как увеличиться, так и сократиться (так как действуют два эффекта - дохода и замещения). |
- 3. Если имеет место рост рыночной цены p1 :
Eсли имеет место общее пропорциональное увеличение p1 и p2 : => снижение потребления z2 ("благо-интенсивной" деятельности).
2.9 Теория компенсационной разницы в зарплате
Предложение труда на определенные места работыместо работы A: wA xA
место работы B: wB xB
xA, xB - нефинансовые характеристики работы. Например: риск, экология (шум, вибрация), режимы работы, продолжительность отпуска и т.п.
Выбирается работа A, если ui (wA, xA) > ui (wB , xB), даже если wA < wB.
Компенсационная зарплата для работника i - wA*i - зарплата, которая делает безразличным выбор между A и B:
ui (wA*i, xA) = u i (wB , xB)
D wi = ( wB - wA*i) - компенсационная разница в зарплате
(wA*i - wB) / wB = ki, wA*i / wB = 1 + ki
ki < 0 - работник предпочитает неденежные аспекты работы A
ki > 0 - работник предпочитает неденежные аспекты работы B
Какова рыночная разница между зарплатами на местах A и B?
![]() |
кривая S построена из компенсационных зарплат всех участников рынка если все одинаковы - S более пологая |
При сдвиге кривой спроса влево уходят те, кто меньше "любит А".
Экономическая рента - то, что можно отнять, и человек еще не уйдет.
2.10 Качество предложения и инвестиции в человеческий капитал.
2.10.1 Теория Гарри БеккераИнвестиции в человеческий капитал:
- расходы на образование
- расходы на здравоохранение
- мобильность (переезды, миграции)
- переподготовка кадров
издержки - сейчас
выгоды - позже
Издержки на первоначальное образование по окончании "обязательной" школы
Эмпирический факт:
![]() |
I - VI - уровни образования |
Эти кривые - разрезы во времени:
Инвестиции в человеческий капитал: межвременное решение.
![]() |
профиль I - зарплата "необразованного" работника профиль II - зарплата того, кто учится дополнительно 2 года профиль III - зарплата того, кто учится еще 4 года |
Здесь нужно сравнивать:
для II - А и B: A - суммарные издержки индивида II за период обучения, B - выгоды II (по сравнению с I)
для III - C и D: C - суммарные издержки индивида III за период обучения, D - выгоды III (по сравнению с II)
![]() |
здесь нет прямых расходов, а только альтернативные издержки за счет того, что B не работает 1 год |
Если учесть ставку процента r, то за длительный период в T лет приведенный доход (зарплата) того, кто потратил год на образование (В), и того, кто не делал этого (А):
= WA [1 + 1 / (1+r) + ... + 1 / (1+r)T-1] / (1+r) =
= WA [(1+r) / r] / (1+r) = WA / r
VAB = WB / (1+r)2 + ... + WB / (1+r)T =
= WB [1 + 1 / (1+r) + ... + 1 / (1+r)T-2] / (1+r)2 =
= WB / (r(1+r))
VAA = WA / r < WB / (r(1+r)) = VAB
если WB > WA(1+r)
WB > WA + r WA
ρ = (WB - WA) / WA > r
ρ - внутренняя (предельная) норма рентабельности
ρ - ставка процента, которая уравнивает эти два потока:
VAA = VAB
ρ > i, i - процент на рынке капитала
если ρ превышает i - имеет смысл инвестировать
(WB* - WA) / WA = i DW* = i WA
Δ W* - минимальная добавка к зарплате, небходимая, чтобы выбрать профиль B
WA - альтернативные издержки, но если есть и прямые, то
Δ W* = iС, где С - суммарные издержки
различие в способностях будет влиять на величину издержек, необходимых, чтобы выйти на определенный уровень - для более талантливых издержки меньше
различие в социальном положении (богатстве) - для более богатых процентная ставка меньше:
ipoor > irich => D W*poor > D W*rich
Качество предложения и инвестиции в человеческий капитал. Модель Бен-Пората Жизненный цикл образования и профессиональной подготовки: модель Бен-Пората (1967)
Обобщение: человек постоянно принимает решение - стоит ему инвестировать в свой человеческий капитал или нет?
Ct = w St Kt - альтернативные издержки, St Kt = Qt1/b
издержки Ct = w Qt1/b dCt/dQt = (w/b) Qt(1-b) / b
выгоды: Bt = PV(w,i) Qt = (w/i) (1 - 1 / [(1+i) 65-t] ) Qt
что приблизительно = (w/i) Qt, если t мало (молодежь)
или приблизительно = 0, если t -> 65 (старшее поколение)
![]() |
для молодого max (выгоды-издержки), если он все время тратит на производство человеческого капитала когда человек становится старше, эта точка смещается влево
Cm - функция предельных издержек для случая b = 0.5 |
![]() |
Qt - количество единиц человеческого капитала произведенного в году t
Kt - человеческий капитал в период t
St - пропорция человеческого капитала, в которой он производится |
dCt/dQt = (w/b) Qt(1-b)/b
dBt/dQt = (w/i) (1 - 1/[(1+i)65-t])
dCt/dQt = dBt/dQt <=> Qt = [(b/i) (1 - 1/((1+i)65-t)]b/(1-b)
|
t ↑ |
Qt ↓ |
|
b ↑ |
Qt ↑ |
|
i ↑ |
Qt ↓ |
Эффект старения, амортизация (обесценивание) человеческого капитала:
![]() |
нетто-инвестиции = валовые - амортизация
нетто-инвестиции (чистые) Cht = Ct - Dt амортизация (depriciation)
Dt = d P Kt
|
Эмпирическое подтверждение теории и проверка уравнения Минсера (Mincer) - стандартный способ проверки рентабельности инвестиций в человеческий капитал
r1 - рентабельность инвестиций за 1 год
Yo - доход того, кто не обучен вообще
Yn - доход в году n (с учетом сделанных инвестиций)
Качество предложения и инвестиции в человеческий капитал. Уравнение Минсера
r1 = (Y1 - Yo)/Yo
Y1 = Yo(1 + r1) r2 = (Y2 - Y1)/Y1
<=> Y2 = Yo(1 + r1)(1 + r2)
. . . . .
Yn = Yo(1 + r1)....(1 + rn)
ri ~ r для любого i, Yn = Yo(1 + r)n
1 + r ~ er Yn = Yo ern
<=> Log(Yn) = Log(Yo) + rn
0.02 < r < 0.20 , т.е. r в пределах процентных ставок
считаем, что случайная величина ε нормально распределена.
Si - количество лет обучения
EXPi - стаж на рынке труда
TENi - стаж работы на последнем предприятии
SEX- пол работника (дамми - переменная)
Zi - вектор других индивидуальных характеристик (возраст, регион, фирма и т.п.)
εi - неучтенные факторы
Стаж на рынке труда - тоже накопление человеческого капитала, на последнем предприятии - накопление специфического человеческого капитала.
Примерно 60% дифференциации доходов можно объяснить этим уравнением (а 40% факторов здесь, видимо, не учтено).
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.