«Никогда не думайте, что что-то невозможно!»
Анастасия Алтунина заканчивает бакалаврскую программу Экономика с красным дипломом. Поговорили с Настей о выборе направления обучения и поступлении в Вышку, работе в ЛЭШ, опыте участия в академической мобильности, победе в конкурсе НИРС и дипломной работе. Какие курсы наиболее полезны для трудоустройства и работы? Как студенты факультета решают для себя вопрос совмещения учебы и работы? В конце материала совет будущим студентам ФЭН
КАК Я ВЫБРАЛА ЭКОНОМИКУ И ПЕРВОЕ ВРЕМЯ В ВЫШКЕ
Моя история поступления вообще очень спонтанной получилась. Я училась в Калининграде в математическом лицее, хотела быть инженером, мне нравилась физика. В девятом классе внезапно учитель географии предложила попробовать поучаствовать в олимпиаде по экономике. Я попробовала, вышла на город, потом на регион. Потом появилась Наталья Владимировна Бурдакова, которая занимается у нас в Калининграде подготовкой к Всероссийской олимпиаде школьников по экономике.
Так как я вышла на регион и на заключительную часть, тут к олимпиаде уже нужно было готовиться, common knowledge недостаточно. Я начала заниматься, и мне стало как будто бы интересно. То есть, физика - математика - это, конечно, интересно, но как-то очень далеко от жизни. Там кубики льда скатываются, гвозди забиваются, и ты думаешь - как то это с жизнью не имеет общего ничего. У меня ещё мама экономист, поэтому я решила, почему бы не попробовать. И меня это потихоньку затянуло. На Всерос я два раза съездила и два раза не выиграла. Но у меня были перечневые олимпиады, была Высшая проба, также я хорошо сдала ЕГЭ - по математике, по английскому языку, по русскому языку хорошо, по обществознанию 75 баллов у меня было для подтверждения, хотя я им никогда не занималась, так как сперва думала физику сдавать. По баллам я прошла в финансовый университет БВИ, в Плеханова, писала ДВИ по математике в МГУ и тоже прошла. Прошла в Вышку по общему конкурсу в первую волну по баллам и решила выбрать Вышку, так как слышала только положительные отзывы и решила попробовать.
До учебы в Вышке я пару раз была в Москве школьницей. Но приехала на продолжительное время я первый раз, и вообще не знала, как жить одной. Поэтому в общежитии мы с мамой заселились, а через месяц я поняла, что мне ездить далеко и трудно, мало времени остается на сон, и родители помогли мне снять квартиру на двоих с девочкой с курса. Помню, как мы ездили на Шаболовку на первые лекции к Кириллу Александровичу Букину, я училась на исследовательском потоке, и у нас были прекрасные лекции по микроэкономике. Сначала у нас были группы очень смешанные, так как тогда ИП открывался со второго полугодия, после сдачи первой сессии, мат анализа и линейной алгебры.
Первый семестр я не очень хорошо запомнила. Мы постоянно с ребятами миксовались, у нас не было постоянной группы. Полгода мы были вместе, потом половина группы рассосалась, нас человек шесть, по моему, осталось на исследовательском потоке из нашей первоначальной группы. У меня были очень интересные новые знакомства, новые предметы, которые раньше я никогда не думала, что буду изучать и был классный кампус на Шаболовке, который я сейчас с ностальгией вспоминаю.
На втором курсе моя мама, которая работает в БФУ им. Канта, попросила меня пригласить преподавателей ФЭН прочесть лекции в рамках обмена академическим опытом. Я предложила преподавателям, которые мне казались наиболее открытыми, которых я хорошо знала, и курс которых я успешно закрыла, предложила им такой вот обмен - Калининградский университет брал на себя перелет, проживание преподавателей и прекрасное времяпрепровождение, а преподаватели прочитают нессколько лекций. И так нам удалось организовать лекции Данила Федоровых, Максима Маркина, впоследствие даже выступление Фуада Тагиевича Алескерова на конференции в БФУ им. Канта. Они читали студентам лекции, студенты могли задавать вопросы, и, надеюсь, кто-то из студентов начал чуть больше интересоваться экономикой, возможно, кто-то даже захотел приехать на обмены в Высшую школу экономики.
КАК Я УЧИЛАСЬ НА АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В COVID (2 РАЗА)
Поскольку я из Калининграда, мы очень много путешествуем по Европе. В школе я даже хотела получать высшее образование в Германии и уже немного знала немецкий язык. А когда я уже училась в бакалавриате факультета экономических наук, посещала лекции с представителями вузов-партнеров, студентами, которые уже отучились по обмену за рубежом, и мне очень нравилась идея поехать куда-нибудь, получить опыт учебы и общения на иностранном языке, у меня достаточно хороший английский. Я думала, что это не будет сложно, и будет только очень полезно. Первый раз я поехала на студенческие обмены в марте 2020. Это было самое подходящее время, как раз только начался COVID-19.
Сперва у нас был языковой курс - в течение месяца учили немецкий язык те, кто хотел. Это просто было для меня лично, хотя обучение было на английском, я решила взять курс немецкого, чтобы мне было жить комфортно там почти полгода. С первого апреля начиналась уже обычная учеба. Мы жили в общежитии. Были ребята из Австралии, Испании, стран Латинской Америки, из Америки. 7 марта мы поехали в Нойшванштайн (замок прекрасный, который на логотипе Диснея, который построил Людвиг Баварский). Неделю курсов я пропустила с высокой температурой, ко мне приходил врач, но он сказал, что это не COVID.
Тогда пандемия только начиналась, никто не понимал что происходит, насколько это все опасно. В общем, было очень страшно, все разъехались, американских студентов заставили вернуться, их университеты сказали, что не несут за них ответственность, если оставаться в Германии, ничего не восстанавливается, ничего не возвращают, можно только перелет обратно в США, и они тоже все разъехались. Девочка из Австралии, которая хорошо говорила по русски, сразу уехала, практически самой первой, потому что им университет прислал в ультимативном порядке приказ, что либо они возвращаются, либо они не получат диплом. Так, из временных иностранцев я осталась там одна. Еще только ребята из Австрии и Ирана, которые там на постоянной основе живут и учатся, а не по обмену приехали, они учились в Техническом университете Мюнхена.
Я решила, что мне одной очень страшно оставаться. Было непонятно, что произойдет. Все начали закрывать, начался полный локдаун. Нельзя было оформить страховку, нельзя было открыть банковский счет, сим-карту, никуда не пойти. Тут уже я решила вернуться и на одном из последних самолетов, мы очень долго летели, у всех проверяли температуру, но я еле успела на пересадку, но все же вернулась в Москву и в последний момент вылетела в Калининград. На этом моя первая мобильность закончилась. Я даже не успела выбрать курсы. Даже не получила карточку студента, ничего не успела. Я уже потом допроходила курсы языковые дистанционно в зуме. Как раз вот эти первые дистанционные занятия, когда мы привыкали к этим замечательным лицам в маленьких окошечках и перебоям с интернетом, я проходила курсы немецкого языка. Все ребята старались поддерживать друг друга. Все тоже разъехались. Там буквально два-три человека остались в Германии из тех, кто приехал на весенний семестр 2020.
Второй раз я поехала ровно год спустя, в апреле 2021. Первого апреля я приехала в Мюнхен, меня поселили уже в другом общежитии, в Олимпийской деревне. Приехала тоже не без приключений. Из-за ковидных ограничений весной 2021 нужно было две недели после прилета в Германию провести в изоляции - не имеешь права выходить. Если тебя поймает полицейский на улице или магазине, а в магазине везде нужно было говорить кто ты, где живешь, телефон, когда прилетел, я с очень большим риском для себя через три дня вышла, чтобы купить продукты и купить роутер. Я уже привита была, но все равно боялась, что меня могут оштрафовать
Я взяла два курса в университете Людвига Максимилиана. Там почти все курсы для бакалавров даются на немецком языке, поэтому мне пришлось взять магистерские курсы и согласовать их с Кириллом Александровичем Букиным, потому что они были на английском языке. У меня был подтвержден уровень c1 только по английскому языку, и я могла взять курсы только на английском языке. Первый курс - Экономика развития, второй курс - Теория контрактов, оба очень интересные. Все ребята были заинтересованы, все ходили на лекции и семинары, активно участовали, хотя не было оценки домашних работ, они задавались каждый семинар, нужно было прогонять достаточно большие объемы данных. Читаешь статью, потом проверяешь данные, которые предоставляют авторы в Stata. Вот на тех же самых массивах данных это было очень интересно.
Во-первых я выучила Stata, а у меня был в Вышке в это время курс по Stata, и я его отлично сдала. Во-вторых, все ребята были очень мотивированы к учебе. Нас разбили по группам, и все делали вообще без оценок каждый раз домашнее задание. По курсу Экономика развития проверки ДЗ не было, мы каждый раз приходили на семинар и обсуждали домашки. Кто-то может показывать свой экран и рассказывать, на добровольных началах - если хочешь, показываешь, что ты сделал, это нужно только для тебя. Никогда не было такого чтобы никто не показывал свой экран, всегда кто-то поднимал руку и говорил: я это сделал, давайте покажу.
Может быть у меня такие курсы были в бакалавриате, но часто, если что-то не оценивается, то ребята не распределяют на это свои усилия, не обращают внимания, падает приоритетность задачи. А тут все, просто потому что им интересно проверять эти данные, условно, про бедность в Африке, все прямо с удовольствием это делают, делятся и всегда тебе пришлют это задание, если ты это не сделал, пропустила семинар, проболела, они всегда пришлют, никогда не скажут, ну я же сделал, как же я поделюсь, нет.
В нашей небольшой группе было четыре студента - один мальчик был из Америки, девочка из Туниса и молодой человек из Италии. Очень разнородная магистратура и очень много ребят из разных стран, немцев не набирается даже 40%, все остальные ребята из других стран. Университет Людвига Максимилиана - очень хороший университет, и люди из разных стран туда стремятся попасть. Возраст магистрантов примерно 23 - 27 лет, в среднем где-то 25 лет. Они обычно идут куда-то поработать, а потом - в магистратуру. Практически все идут после бакалавриата по экономике, но есть ребята и после менеджмента, было одна девочка после медицинского университета из Франции.
То есть, формальной привязки нет, они могут в магистратуру какую угодно пойти, но сложно вступительные экзамены сдать, если тебе нужно сменить специализацию. Европейским резидентам для поступления на бюджет нужно сдать вступительные экзамены по математике и экономике.
ПРЕПОДАВАТЕЛИ СЛОЖНЫХ КУРСОВ ИМЕЮТ МЕНЬШЕ ШАНСОВ ПОЛУЧИТЬ ЗВАНИЕ ЛУЧШЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Я начала заниматься темой конкурса на “лучшего преподавателя” еще на втором курсе. С Борисом Борисовичем Демешевым мы решили разобраться, насколько справедливо присуждается звание “лучший преподаватель”, и нет ли там bias в зависимости от сложности курса и от количества студентов на курсе. Первичная гипотеза была такая, и на втором курсе я проверила только эти гипотезы. На третьем курсе я продолжила заниматься этой тематикой более теоретизировано - я построила модель, а не просто взяла данные и проверила, зависит ли икс от игрека. Решила построить теоретическую модель, показать какие там могут быть зависимости переменных в теоретической модели, а уже потом доказать их на данных.
Модель мне помогла разработать Анастасия Леонидовна Анцыгина. Основная задача была проверить, есть ли какая-то разнородность в зависимости от любых параметров курса: ведется ли курс на английском языке, курс по выбору или обязательный, для магистров или бакалавров, сколько кредитов он весит и так далее. Все эти параметры были объединены в модель PCA. Собирая все метрики, модель строит вектор сложности курса, выдает одну переменную, с какими то весами и от сложности курса соответственно мы проверяли гипотезу зависит ли вероятность того что студенты выберут преподавателя курса лучшим. Первичная гипотеза была такая: на легкий курс все студенты хотят, хотят его изучать, готовы сказать, что он замечательный, потому что все получили десятки, и могут сказать что этот преподаватель был лучшим, с их точки зрения, в этом учебном году.
Эта гипотеза не опроверглась. Сложность курса отрицательно влияет на вероятность успеха преподавателя в конкурсе на лучшего преподавателя, это верно для таких сложных математических курсов, как микро, макро, теория вероятности, матанализ.
The optimal winning rule in contests with multidimensional efforts and biased reviewers: The case of the HSE Best Teacher Award
Победитель конкурса НИРС-2021. Третье место в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по экономике для студентов бакалавриата и специалитета»
Автор: Алтунина Анастасия Игоревна, Москва
Научный руководитель: Анцыгина Анастасия Леонидовна
Демешев был моим научным руководителем на втором курсе, он мне помог с сбором данных - мы написали программу которая парсила данные с сайта Высшей Школы Экономики. Были сложности с данными, так как получить обезличенные данные, за кого как голосуют у Вышки не удалось. Поэтому данные мы собирали так: открывали страницу каждого преподавателя, выбирали года, когда они становились лучшими преподавателями, смотрели на курсы, которые они вели в этом году, сколько раз подряд они становились лучшими преподавателями, сколько раз подряд они вели эти курсы, затем, на странице каждого курса собирали параметры курса - на каком языке, сколько кредитов, магистратура или бакалавриат, курс по выбору или нет, для профильных специальностей или нет. Сайт Вышки не любит, чтобы его парсили, поэтому это была сложная работа, но интересная. По результатам работы Данил Федоровых мне предложил написать, что я выиграла НИРС с этой работой, вот рекомендации, как можно уменьшить bias. Мне написали, что обязательно со мной свяжутся, но на этом общение остановилось, и я даже была в чем-то рада, потому что уже устала от этой темы.
ПОРАБОТАТЬ ИЛИ ВСЕ-ТАКИ ДОУЧИТЬСЯ?
C точки зрения теории мой диплом похож на курсовые - агенты, которые выбирают между многомерными усилиями, поведенческая модель, есть ограничение, есть максимизация усилий - теоретическая микроэкономика, мое любимое. Эту тему для диплома я выбрала тоже очень интересно. Спасибо большое моему научному руководителю - Анцыгиной Анастасии Леонидовне, просто прекрасный научный руководитель, всем советую! Я к ней пришла в октябре и сказала: Анастасия Леонидовна, я вообще не знаю, что хочу делать, вообще не знаю, о чем хочу писать, но я устала от темы выбора лучшего преподавателя, я уже два года занимаюсь этим конкурсом, давайте переключимся на совершенно другое. А она мне говорит: Вы просто подумайте, о чем вы обычно думаете, что у вас в голове, вопрос, на который вам хочется найти ответ.
Сначала я подумала, что нет никакого вопроса, а потом буквально через секунду я поняла, что я постоянно думаю на четвёртом курсе идти ли мне работать или все-таки доучиться уже нормально на хорошие оценки, не отвлекаться от учёбы.И я сказала - я постоянно думаю, идти мне работать или только учиться и писать диплом? И Анастасия Леонидовна сказала, тогда и пишите об этом диплом.
Ответ на этот вопрос очень сложный, все зависит от параметров. Но после этого разговора я устроилась на работу. А уже в дипломе, получается, теоретически обосновала свое решение.
Проблема выбора между учебой и работой в образовательных турнирах с временными ограничениями
Выбор образования и карьерной траектории играет решающую роль как в поведении студентов, так и в том, как устроено равновесие на рынке труда. В этой работе исследуется, как студенты распределяют ограниченное время между учебной и процессом приобретения определенного опыта работы. Мы показываем, что в условиях, когда типы (или способности) учащихся являются частной информацией, существует как объединяющее, так и разделяющее равновесие, каждое из которых поддерживается при определенном состоянии рынка труда. Наша теоретическая модель показывает, как выбор между работой и учебой каждого студента зависит от существующих контрактов на рынке труда, их способностей и ожиданий относительно преимуществ диплома магистра. Чтобы проверить основные результаты теоретической модели, мы проводим опрос 122 студентов-экономистов НИУ ВШЭ, которые собираются получить степень бакалавра в 2022 году. Наши эмпирические данные частично подтверждают то, что предсказывает теория. Мы также приводим возможные объяснения тех эффектов, которые не соответствуют нашей модели, но наблюдаются у студентов на практике.
В дипломе я сначала построила теоретическую модель, как стоит студентам распределять усилия между работой и учебой в бакалавриате, чтобы потом максимизировать шанс получить хорошее место в магистратуре или хорошую зарплату, или и на то, и другое. Потом я проверила эту гипотезу на данных, которая я собрала у студентов - как они распределяют время, работают ли они уже, предполагают ли они, что пойдут в магистратуру, думают ли они, что после магистратуры у них будет существенный рост зарплаты.
И теория подтвердилась практикой
Показано что студенты, которые собираются в магистратуру, меньше работают в бакалавриате, потому что они распределяют усилия на учебу, чтобы повысить свой GPA и потом пойти в магистратуру. Это напрямую зависит от того, ожидают ли студенты высокого wage gap. То есть, можно сделать вывод, что студенты у нас ведут себя рационально.
Все эти эффекты зависят от того, какие первоначально у студента способности, и, надо сказать, что на ФЭН учатся очень мотивированные и и очень талантливые студенты, поэтому многие собираются в магистратуру, и не только собираются в магистратуру, но еще и одновременно работают.
Это очень интересно, потому что с точки зрения модели, это единственное, что не согласуется с моделью. Если студенты собираются в магистратуру, то они они меньше работают и больше учатся. Но у нас студенты настолько талантливы, что они, мало того что много учатся, так они еще и идут работать. Они могут распределять свои возможности и усилия на два направления. Научно обоснованный вывод, на базе моего диплома можно сформулировать так: Если вы highly talented student, а таких на факультете экономических наук большинство, и каждый наш студент может себя смело причислять к highly talented student, то лучше немного работать, распределяя больше усилий на учебу, показывая высоким GPA, что вы highly talented student, а идти работать нужно туда, где высокий wage gap после магистратуры. Для low talented student можно больше времени уделять на получение опыта работы и, возможно, что для вас GPA не так и важен.
Я работаю продуктовым аналитиком в Тинькофф уже почти девять месяцев. Пришла сюда я тоже очень случайно - я работала в ЛЭШ, делала учебные программы в прошлом году, была одним из руководителей учебной программы. У нас был Дима Кондаков, тоже выпускник Вышки, ответственным за вожатых, и Дима пригласил в Тинькофф всех желающих ассистентов - студентов поработать. Была партнерская программа между Тинькофф и ЛЭШ, то есть Тинькофф спонсировал участие школьников в ЛЭШ.
Я прошла все этапы собеседования, не очень знала, что такое аналитика, но мне сказали - не переживаей, математику ты знаешь хорошо, аналитический склад ума есть, анализировать графики меня научили на экономе, питон я тоже знаю благодаря экономическому факультету.
Самые полезные курсы для работы и трудоустройства - теория вероятности и статистика, как ни странно, особенно для собеседования это очень сильно проверяется. Анализ любых графиков- то есть, статистика, эконометрика, и, конечно же, ИАД. Я брала его как майнор.
Я занимаюсь аналитикой данных в отделе товарного кредитования. Смотрю на то, как наши клиенты потом пользуются другими банковскими продуктами, на то, какие новые способы привлечения клиентов могут быть использованы, предлагаю какие-то идеи.
Постоянно нужно что-то отслеживать постоянно нужно спрашивать, что происходит и следить чтобы не происходило то,чего не нужно. Работа достаточно творческая. То, чем я всегда хотела заниматься. Кроме меня и еще одного коллеги с эконома, все остальные здесь с мехмата или физтеха. Как образно выразился мой руководитель, было бы здорово смотреть на графики, замечать какие-то тенденции и зависимости, и потом использовать их в бизнесе. Мне тоже очень нравится такая деятельность. Учиться мне очень нравилось, и нравилось, что наша программа дает глубокие теоретические знания. Однако, работа мне больше нравится, чем учеба. Нравится, что я вижу, как мои мыслительные процессы выливаются в реальные действия, приносят эффект бизнесу, и я вижу результат. В этом смысле направление факультета к увеличению числа практических проектов с представителями компаний, мне кажется очень правильным, так как возможность реализовать свои идеи и гипотезы сильно мотивирует студентов.
ШКОЛУ Я ТОЖЕ С ЗОЛОТОЙ МЕДАЛЬЮ ЗАКОНЧИЛА
Как я получила красный диплом. Я, вообще, когда на первый курс учиться приехала, очень сильно переживала из-за оценок. У меня была установка, что я - девочка из провинции, а тут все очень умные, их хорошо научили в школе, олимпиадники, москвичи, из регионов, где очень хорошее среднее образование, я очень переживала, что я тут не буду выделяться, мне будет очень тяжело, но на первом курсе оказалось не так тяжело. Конечно, я очень много времени уделяла учебе, но оказалось, что я это могу. Со второго курса я решила, что можно учиться меньше. Но потом, каждый раз, когда я думала: сейчас выберу себе легкие курсы, пыталась применять какую-то стратегию, каждый раз, например, на четвертом курсе мне советовала девочка на год старше: бери налоги, бери банковское дело, а я смотрю на эти курсы и думаю - мне это не интересно, как я смогу их учить, в итоге, каждый год я брала самые сложные курсы - риск менеджмент, сложные финансовые курсы, ну как я без них. Не жалею об этом выборе, все курсы были сложные и полезные. Только на четвертом курсе во время работы я начала немножко ослаблять контроль за учебой, но все равно, закончила все на отлично и решила, что 8 - это тоже нормальная оценка.
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, АНАСТАСИЯ ЛЕОНИДОВНА АНЦЫГИНА
Мы познакомились с Анастасией в 2019 г. в рамках научно-исследовательского семинара. Еще тогда Анастасия проявила себя как исключительно заинтересованный студент, обладающий отличными аналитическими навыками и значительным исследовательским потенциалом. В течение следующих двух лет я являлась научным руководителем Анастасии, и мое мнение о её способностях, подкрепленных трудолюбием и ответственностью, только утвердилось.
В своей дипломной работе Анастасия изучает, как студенты распределяют ограниченное время между учебой и трудовой деятельностью. Чтобы ответить на поставленный вопрос, Анастасия формулирует стилизованную теоретическую модель, где студенты, чей тип определяется уровнем способностей и является частной информацией, могут сигнализировать его посредством успешного завершения бакалаврской программы (образовательный турнир) или же приобретения опыта работы.
Одним из основных теоретических результатов, полученных Анастасией, является выведение условий, при которых усилия, направленные на получение образования и на приобретение опыта работы, могут выступать как комплементарные блага.
Чтобы протестировать, насколько предложенная модель отражает наблюдаемое поведение обучающихся, Анастасия провела опрос среду 122 студентов 4 курса бакалавриата ОП «Экономика» НИУ ВШЭ. Согласно полученным результатам, вероятность успеха в образовательном турнире положительно коррелировала с наличием опыта работы, что подтверждает комплементарность двух типов усилий и не противоречит теории.
СОВЕТ БУДУЩИМ НОВЫМ СТУДЕНТАМ И АБИТУРИЕНТАМ
Не стоит смотреть на рейтинг, во первых, очень повышает конкуренцию, во вторых, если ты самокритичный человек, то на тебя это очень сильно давит. Ты думаешь: я не первый, я даже в первую десятку не вхожу, все! А вот мои однокурсники, особенно, если попадаешь на исследовательский поток! Не надо сравнивать себя с другими, лучше сравнивать себя с самим собой! Лучше не смотреть на рейтинг, а смотреть на то, какие новые знания, какие новые знакомства, новые проекты вы для себя открыли, съездили в летнюю школу или учебный лагерь, как я в ЛЭШ, для меня это было очень воодушевляющее событие - я тоже могу кого-то учить!
Советую участвовать в студенческой мобильности. Для меня это был, наверное, один из самых поворотных моментов, когда ты переосмысливаешь вообще, для чего ты учишься. Как можно учиться, как учатся в других странах ребята, зачем они это делают, как это можно использовать в работе, пригодится ли это вообще в жизни, делашеь новые для себя открытия, отодвигаешь какие-то культурные границы.
И ты начинаешь понимать что все люди разные!
Что учиться можно и весело, и здорово, и, вообще, не обязательно быть лучше всех.
Поэтому было здорово в университете Людвига Максимилиана, что никто не знает ничьи оценки. Оценки приходят только тебе лично, и их никто не может увидеть. Некоторые ребята вообще забивают на оценки абсолютно, у них такая система, когда можно брать курсы на следующий год, несколько раз. Главное - в кредиты укладываться. Допустим, матанализ четыре года не могут сдать, и это тоже нормально.
Поэтому советую себя сравнивать только с собой. Не смотреть на оценки других и никогда не думать, что что-то невозможно. Советую попробовать академическую мобильность, чтобы проверить, что, действительно, вы можете все, это супер экспириенс. Это открывает тебя как самостоятельного и думающего человека. Ты попадаешь в другую атмосферу, абсолютно один, тебе нужны новые знакомства, нужно к новой системе образования подстроиться, особенно если это происходит в ковид, как это произошла со мной.
Все желающие послушать доклад Анастасии о решении дилеммы работа или учеба, могут присоединиться по ссылке после регистрации 18 августа. Анастасия выступит на экспертном вебинаре для участников математического лагеря ФЭН.
Другие интервью и материалы с выпускниками ФЭН 2022
«Для дипломной работы я полтора года только собирал данные»
«Смысл изучения экономики — в достижении всеобщего блага в мире ограниченных ресурсов»
Первая волна приема в аспирантуру, представляем будущих аспирантов
Стажировки и практики: говорят студенты
Наргиз Мамедова среди лидеров завтрашнего дня
Поздравляем Ивана Дедюхина с поступлением на PhD по экономике в Indiana University!