Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Наука

Мода по закону, расписание по теории графов: в Вышке прошел III полуфинал «Научных боев»

Мода по закону, расписание по теории графов: в Вышке прошел III полуфинал «Научных боев»
В VII сезоне организаторы проекта «Научные бои» освоили межкампусный формат: впервые на батл вышли студенты всех четырех кампусов Вышки — из Перми, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Москвы. Импакт-контент, черная металлургия в разгар санкций, модный показ и оптимизация продуктивности по теории графов — победителя, как всегда, выбирали зрители вместе с членами жюри.

От аутентичности до патентов: как прошел второй полуфинал «Научных боев»

От аутентичности до патентов: как прошел второй полуфинал «Научных боев»
Под лозунгом «Никаких презентаций. Только бесконечная харизма, обаяние и интересный реквизит» прошел 2-й полуфинал VII сезона «Научных боев» в павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ. Четыре участника, каждый с уникальной темой и подходом, представили результаты своих исследований, охватывающих широкий спектр областей — от социальных наук до координационной химии.

«Боты пока что копиисты, а не художники»: как отличить искусственный интеллект от живого автора

«Боты пока что копиисты, а не художники»: как отличить искусственный интеллект от живого автора
Переписать «Войну и мир» на манер Пушкина, написать с нуля диплом по истории Древней Месопотамии или открытку на 14 февраля — для чего только сегодня не используют текстовых ботов наподобие ChatGPT. Как же отличить текст, сгенерированный ботом, от работы живого человека и как подловить робота, рассказал в своей лекции «Поймай бота, или Крупномасштабная структура естественного интеллекта» в рамках лектория Российского общества «Знание» заместитель руководителя департамента анализа данных и искусственного интеллекта, профессор факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Василий Громов.

Звездная дипломатия и украденная Луна: стартовал VII сезон «Научных боев»

Звездная дипломатия и украденная Луна: стартовал VII сезон «Научных боев»
Первые в этом году «Научные бои» состоялись ночью, точнее, в самый разгар «НОЧИ Студента — 2024». Молодые исследователи говорили о полетах в космос, разбирали семиотику винных этикеток, обсуждали, как купание в ледяной воде влияет на психику «моржей», а жизненные обстоятельства — на перспективы женщины стать убийцей. Батл и выборы первого финалиста сезона прошли в Центре культур НИУ ВШЭ.

От нового космоса к экономике звезд: какие вызовы стоят перед освоением околоземной орбиты

От нового космоса к экономике звезд: какие вызовы стоят перед освоением околоземной орбиты
Объем глобальной космической экономики в прошлом году превысил 540 млрд долларов, из которых 79% приходится на частный сектор. Развитие космоса влияет на науку, политику, экономику, культуру и климат, а также создает новые вызовы для космической дипломатии и международного права. О перспективах и подходах к решению космических проблем говорил эксперт и член Совета по космосу РАН Валентин Уваров на лекции «Актуальные вопросы космической экономики и политики сквозь призму космического мусора. Два в одном: принцип домино и синдром Кесслера», организованной факультетом мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. 

Как снять кино про теорию относительности

Кадр из научно-популярного фильма с Аллой Демидовой в главной роли «Что такое теория относительности?» (1964)
Просвещению в области науки и техники в СССР всегда уделяли серьезное внимание. Особое место в советском научно-­популярном кинематографе занял режиссер Семен Райтбурт. Его безукоризненные с научной точки зрения фильмы были понятны даже неподготовленному зрителю. Они и сегодня вполне адекватно отражают отношения ученых и общества.

Моральный кодекс для роботов

Моральный кодекс для роботов
Этические проблемы, которые ставит эпоха бурного развития искусственного интеллекта

Совместить науку и искусство: зачем нужна трансдисциплинарность в креативных индустриях

Совместить науку и искусство: зачем нужна трансдисциплинарность в креативных индустриях
Аспирантура в креативных дисциплинах — это в первую очередь сочетание науки с практикоориентированностью. Что дает художникам знание биологии, нужны ли творческому человеку благоприятные условия и стоит ли упрощать сложное, обсуждали дизайнеры, художники и исследователи на конференции «Науки об искусстве и дизайне: трансдисциплинарность, практикоориентированность, геймификация», организованной как день открытых дверей аспирантской школы по искусству и дизайну в расширенном формате.