• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68

почта: fes@hse.ru 

Руководство
Первый заместитель декана Мерзляков Сергей Анатольевич
Заместитель декана по учебной работе Покатович Елена Викторовна
Заместитель декана по научной работе Веселов Дмитрий Александрович
Заместитель декана по международной деятельности Засимова Людмила Сергеевна
Заместитель декана по работе со студентами Бурмистрова Елена Борисовна
Книга
Systemic Financial Risk
В печати

Springer Publishing Company, 2024.

Глава в книге
The Living Standards in the USSR During the Interwar Period
В печати

Voskoboynikov I.

In bk.: Oxford Research Encyclopedia of Economics and Finance. Oxford University Press, 2024.

Препринт
Strategizing with AI: Insights from a Beauty Contest Experiment

Dagaev D., Paklina S., Parshakov P.

Social Science Research Network. Social Science Research Network. SSRN, 2024

Студенты ВШЭ будут оценивать преподавание по-новому


Приближается время первой сессии, и преподаватели вновь начнут ставить оценки студентам. Но в современном университете процесс оценки не может быть односторонним, поэтому с 2015 года в ВШЭ в пилотном режиме вводится новый механизм студенческой оценки преподавания. О том, зачем это нужно, как будет проходит процесс оценивания и чем нынешняя процедура отличается от уже существующих, рассказывает первый проректор ВШЭ Вадим Радаев.

— У студентов и раньше была возможность оценивать преподавателей — рейтингование, выборы лучших преподавателей. Почему оценке преподавателей уделяется такое большое внимание? Зачем нужна еще одна система и чем она будет отличаться от тех, что уже существуют?

— Высшая школа экономики с момента своего основания делала акцент на важности качественного преподавания. Сейчас, когда мы пытаемся конкурировать с лучшими зарубежными университетами, невозможно выстроить образовательный процесс без разносторонней обратной связи и вовлеченности студентов в работу над учебными курсами и программами.

Мы начали эту работу давно. Уже много лет в университете существует рейтингование преподавателей. Но пока ему не уделялось, на наш взгляд, должного внимания. Отчасти это было вызвано не очень высоким количеством студентов, принимавших участие в рейтинговании, зачастую полученные данные были неполными, что затрудняло адекватную оценку того, что происходит с преподаванием. Любой инструмент оценки, чтобы он был точным, требует определенного количества участников — адекватной выборки, которую, мы надеемся получить благодаря новой системе. Нам бы хотелось иметь более полную информацию о мнениях студентов. Тогда значение студенческих оценок существенно возрастет.

Полученные оценки будут внимательно анализироваться и приниматься во внимание при корректировке учебных планов и создании новых образовательных программ

Так что речь идет о перезагрузке проекта. Она инициирована ректором, и теперь проекту будет уделяться особое внимание руководства университета.

Кроме того, вот уже пять лет в конце каждого учебного года действительно проводятся выборы лучших преподавателей. Но это разные процедуры. Выборы проводятся, чтобы определить лучших, а студенческая оценка преподавания проводится по всем преподавателям и всем дисциплинам.

— Что и как будут оценивать студенты?

— Здесь ожидаются важные новации. Во-первых, оценивание будет производиться не раз в полгода, как раньше, а после каждого модуля, сразу по завершении дисциплин, пока еще свежи впечатления.

Во-вторых, раньше студенты оценивали преподавателей по четырем параметрам: ясность предъявляемых требований, ясность и систематичность изложения материала, контакт с аудиторией и возможность внеаудиторного общения. Эти оценки мы хотели бы сохранить. Но теперь, наряду с оценкой преподавателей, студенты получат новую возможность — оценивать качество прослушанных курсов. Этого мы раньше не делали. Сейчас такая оценка становится особенно важной, с учетом множества изменений, которые произошли и происходят в рабочих учебных планах.

Собираться оценки будут в течение трех недель до начала очередной сессии. В первый день сессии доступ в систему будет закрываться

Что интересует университет? Насколько полезными кажутся прослушанные дисциплины, насколько они приносят новые знания и насколько сложны для освоения. Полезность дисциплины — непростая категория. Одно дело, если дисциплина важна для будущей профессиональной карьеры, другое, если она полезна для общего развития человека, расширения кругозора. И то, и другое одинаково важно, но оцениваться эти качества будут отдельно.

— Значит ли это, что дисциплины, получившие низкие оценки, будут автоматически сниматься из учебных планов?

— В таком сложном деле, как учебный процесс, ничто не может происходить автоматически. Но полученные оценки будут внимательно анализироваться и приниматься во внимание при корректировке учебных планов и создании новых образовательных программ.

— А что произойдет, если у преподавателя появляются низкие оценки?

— Низкие оценки сами по себе не должны вести к оргвыводам, требованиям убрать преподавателя и т.п. Но каждая такая оценка должна стать предметом серьезного обсуждения и разбора полетов — что произошло, по каким причинам, и, главное, что требуется для исправления ситуации. Об этом придется задуматься и преподавателю, и его руководителям. Если же и далее ситуацию не удастся исправить, придется прибегать к каким-то более решительным мерам.

— Не подтолкнет ли это преподавателей к популистским мерам, например, к проставлению студентам более высоких оценок?

— Данные предыдущих лет подобных опасений не подтверждают. Хороших преподавателей уважают и оценивают высоко, независимо от того, какие они ставят оценки. К тому же все оценки студентов будут получены до начала сессии.

— Кому нужны мнения студентов, и как они будут учитываться?

— Нам нужна обратная связь. Преподавателям оценки и комментарии полезны для понимания того, что нужно корректировать, как лучше развивать свои учебные курсы. Руководство образовательных программ должно понимать, насколько успешно идут те или иные дисциплины, и что в их программах необходимо модифицировать. А для руководства факультетов, департаментов и школ эти оценки станут важным материалом для принятия кадровых решений.

Право первой студенческой оценки преподавания будет предоставлено факультету экономических наук, первому и корневому факультету ВШЭ

У нас уже два года проходят открытые и альтернативные конкурсы профессорско-преподавательского состава. Кадровые комиссии и привлеченные ими эксперты оценивают результаты научной работы преподавателя. Качество преподавательской деятельности станет другим важным элементом этой оценки. И здесь студенческие мнения будут играть очень важную роль. Становился ли коллега лучшим преподавателем по итогам голосования студентов — один важный показатель, уровень рейтингов по оценкам студентов по всем преподаваемым дисциплинам — другой.

— Как преподаватели смогут узнать результаты?

— Оценки появляются через две-три надели после завершения модуля в личном кабинете на корпоративном портале ВШЭ. А руководителям образовательных подразделений и образовательных программ будут направляться сборники со всеми оценками их преподавателей.

— Как будет организован процесс оценивания?

— К бумажному заполнению мы уже не вернемся, студенты будут заполнять электронные формы. Разработан специальный модуль в среде LMS, с которой мы и будем работать — в верхнем меню там появится специальный раздел «Оцени свои курсы».

Собираться оценки будут в течение трех недель до начала очередной сессии. В первый день сессии доступ в систему будет закрываться , и возможности выразить свое мнение по итогам этого модуля у студента уже не будет.

— Насколько сложно будет заполнить анкету?

— Разумеется, не сложно. И много времени это не займет. Речь идет о проставлении нескольких оценок по пятибалльной шкале. Во многих университетах формы значительно длиннее наших. Будет также возможность написать свои комментарии, но это уже по желанию студента.

— Как будет вводиться новый порядок?

— Масштабы университета велики, поэтому все начнется с эксперимента. Право первой студенческой оценки преподавания будет предоставлено факультету экономических наук, первому и корневому факультету ВШЭ. Именно с этого факультета начинались многие другие новации. Посмотрим, как работает техническая система, в какой мере учебным офисам удается проинформировать студентов, какова реакция на новые вопросы. И вскоре распространим на весь московский кампус. А затем, как водится, подтянутся и филиалы.

— Это будет обязательная процедура?

— Высказывание мнения по поводу преподавания — не только право, но и обязанность студентов. Ведь преподаватели оценивают своих студентов, и студенты тоже должны это делать, обязательства не должны быть односторонними. В нормальном британском или американском университете это давно уже стало нормой — по завершению учебной дисциплины студенты заполняют предоставленные им формы. У нас это пока рассматривается как важное, но не вполне обязательное дело. Мы хотели бы постепенно изменить это отношение, чтобы студенческая оценка преподавания стала нормой, а не предметом раздумий — заполнять или не заполнять анкету. Если уж мы собираемся становиться университетом мирового класса, это должно проявляться во всем.

Кстати, необходимость участия студентов ВШЭ в рейтинговании преподавателей уже давно записана в правилах внутреннего распорядка, которые должен соблюдать каждый

Кстати, необходимость участия студентов ВШЭ в рейтинговании преподавателей уже давно записана в правилах внутреннего распорядка, которые должен соблюдать каждый . Просто до сей поры не все об этом знали или помнили. Теперь мы надеемся, что ситуация изменится. Мы хотим, чтобы преподавание оценивали все студенты, а не отдельные энтузиасты.

— А если студент затрудняется с ответами? Например потому, что он редко посещал занятия?

— Тогда мы будем просить проставить «затрудняюсь ответить». И для нас это тоже содержательный ответ. Кстати, и про посещаемость дисциплин тоже будем спрашивать, но конечно не для того, чтобы выяснить, ходил или не ходил конкретный студент, нам нужна общая статистика посещения, это интересная информация, и мы будем в том числе сопоставлять ее с полученными оценками.

— Выставленные оценки будут анонимными?

— Все наши опросы анонимны, и их результаты используются только в обобщенном виде. Более того, в данном случае техническая система устроена так, что даже сотрудники Центра внутреннего мониторинга, организующие процесс оценивания, не будут знать, какие оценки проставил тот или иной студент. А вот информация о тех, кто не заполнил формы, будет скидываться системой в учебные офисы. И университет будет решать, что делать с «уклонистами». Если студент не участвует в студенческой оценке преподавания, то это рассматривается как нарушение правил пребывания в университете со всеми вытекающими последствиями (подробнее об обеспечении анонимности можно прочитать здесь — прим.ред.).

На первый раз декан или руководитель образовательной программы скорее всего ограничится письменным замечанием, при повторном случае возможен выговор от проректора. Если же студент систематически игнорирует установленные правила, то может быть поставлен вопрос об отчислении из университета. Оценка преподавания — встроенный элемент образовательной программы так же, как посещение занятий и прохождение рубежного контроля.

Впрочем, мы надеемся, что до жестких мер дело не дойдет, студенты откликнутся на нашу просьбу и поймут всю важность оценки преподавания для нынешней политики университета. Студенческие мнения должны работать.