• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68

почта: fes@hse.ru 

Руководство
Первый заместитель декана Мерзляков Сергей Анатольевич
Заместитель декана по учебной работе Покатович Елена Викторовна
Заместитель декана по научной работе Веселов Дмитрий Александрович
Заместитель декана по международной деятельности Засимова Людмила Сергеевна
Заместитель декана по работе со студентами Бурмистрова Елена Борисовна
Книга
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ЦИФРОВОЙ ВЫЗОВ
В печати

Лаврушин О. И., Криничанский К. В., Рубцов Б. Б. и др.

М.: КноРус, 2022.

Глава в книге
Демографические аспекты инфляции в регионах России: оценка доли влияния

Шевченко Е. С.

В кн.: Труды 13-й Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов "СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ЭКОНОМИКИ И ОБЩЕСТВА". Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2022. С. 268-271.

Препринт
Yuli Zhukovsky's proto-marginalism and its origins

Galeev A., Melnik D. V.

Economics/EC. WP BRP. Высшая школа экономики, 2022. No. 257/EC/2022.

Министр рассказал студентам факультета экономических наук, как устроена московская экономика

Из чего складывается бюджет Москвы, что происходит с инвестициями в городе и можно ли доверять официальной статистике? Новостная служба Вышки записала некоторые тезисы из лекции министра Правительства Москвы, руководителя департамента экономической политики и развития города Москвы Максима Решетникова, которую он прочитал на факультете экономических наук НИУ ВШЭ.

Чего ждать от московских цен

Нынешний уровень цен на нефть является равновесным для производителей и потребителей. Это позволяет говорить и о стабилизации валютного курса (по оценкам, к 2019 году он не должен превысить 71 рублей за доллар), и о снижении инфляции (до 4 процентов как по Москве, так и по стране в целом).

Снижение инфляции приводит к снижению номинальных процентных ставок, однако они продолжают находиться на высоком уровне. Некоторые предприятия к этим условиям адаптировались и даже показывают рост прибыли, но в целом экономика к таким процентным ставкам не готова, и это хорошо видно по показателям кредитования: и в 2015, и в 2016 годах динамика выдачи кредитов оставляет желать лучшего.

Как Москва зарабатывает и на что тратит

Бюджет Москвы в 2011–2015 годах вырос на 16 %, инфляция в этот период составляла 42%. Что касается налоговых доходов московского бюджета, то почти половину из них сейчас составляет налог на доходы физических лиц, треть — налог на прибыль, 6,5% —налог на имущество организаций. В 2011 году расклад был противоположный, половину доходов приносил налог на прибыль, но законодательство с тех пор изменилось, и его доля сократилась. Также снизилась за последние годы — с 16% до 2% — доля нефтегазовых доходов.

В условиях жестких бюджетных ограничений Правительство Москвы последние четыре года занимается оптимизацией затрат, в результате чего темпы роста расходов в городе были в разы меньше, чем в других регионах. В следующем году расходы планируются на уровне 2 трлн рублей, в том числе больше 480 млрд рублей — на адресную инвестиционную программу и 230 млрд рублей — на капитальный ремонт зданий, социальных объектов, закупку оборудования, благоустройство парков и прочее.

Что происходит с инвестициями

По сравнению с 2010 годом объем инвестиций в Москве вырос на 60 процентов в сопоставимых ценах — среднероссийский показатель гораздо скромнее. Важным элементом является адресная инвестиционная программа города, в 2016 году она составила 440 млрд рублей — это примерно четверть от всего объема инвестиций в основной капитал в Москве (1,6 трлн рублей). То есть один рубль бюджетных инвестиций, как правило, ведет за собой три рубля внебюджетных инвестиций. Для сравнения: объем федеральной инвестиционной программы в 2013 году, до ее сокращения, был примерно 800 млрд рублей.

Но даже если произойдет падение инвестиций, это не будет препятствовать экономическому росту. Дело в том, что за последние пять-шесть лет в московской экономике накоплен достаточно большой объем активов, у нас большие резервы инфраструктуры (например, мы только наполовину используем мощности по теплоснабжению и водоснабжению города). Если грамотно задействовать эти ресурсы, экономика будет расти. Сейчас экономическая, налоговая политика направлена на то, чтобы повысить издержки неиспользованых активов.

Чего мы не знаем о своем городе

Официальная статистика, с моей точки зрения, на десятилетие отстала от развития реальных экономических процессов. Простой пример: данные Росстата и Пенсионного фонда по занятости в обрабатывающих производствах расходятся в два с половиной раза, большое расхождение и в оценке количества занятых в таких сферах, как научные исследования и разработки и информационные технологии. На основе данных Пенсионного фонда мы выявили в Москве большой сектор, связанный с туризмом, — 200 тысяч человек (данные Росстата в два раз ниже).

По сути, мы сейчас из кусочков разрозненной ведомственной информации собираем общую картину Москвы. Вы знаете, что введена новая схема учета налога на добавленную стоимость, основанная на тотальном учете счетов-фактур. А валовый региональный продукт (ВРП) — это и есть сумма добавленных стоимостей. Как следствие, мы получаем альтернативный взгляд на ВРП, который существенно отличается от того, что дает официальная статистика. Есть и другие индикаторы состояния экономики — например, показатель энергопотребления. В этом году его прирост — более двух процентов, это неплохое свидетельство состояния экономической активности.

Как сделать городскую среду эффективной

Москва долгое время находилась в известной ловушке, ограничивавшей развитие города: достаточно высокие издержки ведения бизнеса накладывались на не очень хорошее качество городского управления. Не все в этом плане зависело от городских властей — такие факторы, как деловой климат, защита прав собственности, зависят от решений на федеральном уровне. Но многое мог и смог изменить сам город.

В определенной степени помогла общая экономическая ситуация: девальвация рубля привела к снижению издержек ведения бизнеса, но этот эффект постепенно будет съедаться инфляцией, вопрос только в том, с какой скоростью. Наша стратегия состоит в том, чтобы продолжать улучшать качество городского управления и помогать предприятиям «резать косты», чтобы их нынешний уровень рентабельности сохранился как можно дольше.