Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68
почта: fes@hse.ru
Под редакцией: И. В. Ивашковская
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Naidenova I., Parshakov P., Tylkin I. et al.
Journal of Economic Behavior and Organization. 2024. Vol. 227.
Бондаренко К. А., Стародубцева М. Ф., Куприянов А. и др.
В кн.: Макроэкономика. Практикум странового анализа. М.: НИЦ Инфра-М, 2025. Гл. 2. С. 105-195.
Veselov D. A., Yarkin A.
IZA Discussion Papers. No. 17045. IZA, 2024
- Анастасия, расскажите, как Вы решили поступать в Вышку?
- Я родом из города Пермь, где небольшой выбор ВУЗов как в Москве. На тот момент, в 2007-ом году, было не так много ВУЗов, которые предоставляли современное экономическое образование. Альтернативным ВУЗом был классический ВУЗ с учебниками и преподавателями старой закалки. Вышка привлекла меня тем, что ее преподаватели с современными взглядами, имеющие практику, готовые рассказать не только теорию, но и как применять полученные знания в жизни. Для меня это было важным критерием.
- По Вашему рассказу в презентации говорится, что через несколько лет после старта Вашей карьеры вы пришли в консалтинг. Перед тем как Вы начали работать в компании “SBS Consulting” приходилось ли Вам актуализировать для себя знания, полученные в магистратуре и пересматривать конспекты?
- Да, я пересматривала конспекты при подготовке к собеседованию. В основном, связанные с финансовым моделированием и оценкой стоимости компании. Консультанту нередко приходится строить финансовые модели и важно ориентироваться в терминах таких как NPV и IRR, понимать, что такое денежный поток, как он формируется, как посчитать ставку дисконтирования.
- Что бы Вы поменяли в образовании или в учебной программе в бакалавриате с учетом текущих задач и полученного опыта? С чего стоит начинать учебу экономисту?
- Вышка дает хорошую базу для экономиста. Главное - Вышка учит учиться, прививает тягу к знаниям и непрерывному развитию. Думаю, это связано с тем, что в Вышке многое дается для самостоятельного обучения. Постоянное развитие – критически важный навык. В современном динамичном мире без него невозможно построить успешную карьеру. Как только ты заканчиваешь учебу, твои знания становятся практически неактуальными, потому что весь мир уже шагнул вперед и тебе нужно развивать новые компетенции. При этом я думаю, что вузу как источнику фундаментальных знаний не стоит гнаться и пытаться опередить современные реалии – в любом случае каждый, выходя на работу, сам дополняет твой багаж.
Что бы я добавила в учебную программу — это практико-ориентированный подход, совместные разборы кейсов с представителями компаний. У меня в магистратуре был предмет, который мне особо запомнился, про управление холдинговыми компаниями, вел Марат Атнашев. Пары проходили в субботу в девять утра. Ходил весь поток, потому что это было интересно, это было «драйвово». Вот таких предметов хочется больше. Чтобы потом, когда человек приходил в компанию, для него это не было каким-то новым миром, каким-то открытием, чтобы он уже чувствовал себя в своей тарелке.
- В Вышке есть кейс-клуб, который регулярно проводит мероприятия, посвященные разбору бизнес-кейсов. Они компенсируют этот недостаток или не до конца?
- Я думаю, не до конца, потому что разбираемые в клубах разрозненные кейсы не позволяют сформировать системное представление студента о компании как о целостном живом организме.
Все функциональные подразделения компании между собой связаны и должны работать гармонично. Они в одной лодке и все должны грести в одну сторону. Очень многие проблемы в компаниях связаны с тем, что какие-то отделы «гребут» в другую сторону. Конечно, эти отделы не желают причинять вред – они же в одной лодке сидят и не хотят, чтобы она пошла ко дну, но так у них получается. И многие проекты в консалтинге как раз про повышение эффективности бизнес-процессов – про то, чтобы мотивировать людей «грести» в одном направлении, с одной скоростью, и требуемой результативностью.
Студенты, приходя на работу, не всегда осознают роли и взаимосвязь функций в компании, не всегда могут сразу в это влиться.
- Как Вы считаете, каких навыков не хватает специалистам, которые только вышли из университета? То, что называется soft skills, какие именно навыки отсутствуют? Я поняла из презентации, что в компании периодически открыт набор аналитиков, наверняка, есть какие-то blind spots, которые сразу же всплывают.
- Я бы отметила то, что не к скилам относится, а именно к пониманию себя: не все знают, чего они хотят достигнуть в своем карьерном развитии, не у всех выстроен карьерный план на 5-10 лет вперед. Почему это важно? Первая работа считается фундаментом и в дальнейшем зачастую уже сложно кардинально изменить направление. На моем примере: когда я решила через 5 лет поменять карьеру, для меня это было сложно морально, потому что везде, куда я приходила, мне предлагали стартовую позицию, объясняя это тем, что у меня нерелевантный опыт работы. По сути - предлагали начинать с нуля, со стартовой позиции с соответствующим уровнем дохода. Для поступательного движения по карьерной лестнице очень важно выбрать направление своей карьеры еще в ВУЗе.
Не все выпускники, кто приходит к нам на собеседование, понимают, зачем им консалтинг и зачем они сюда пришли, что это направление даст им в развитии. При ответе на эти вопросы ребята говорят общими словами, не примеряя эту рубашку на себя. И затем, проработав полгода-год, могут разочароваться и уйти. А для нас уход сотрудника — это тоже стресс, как и для него, потому что мы вкладываемся в коллегу, инвестируем в него и в его профессиональное развитие.
- Какие навыки надо развивать, чтобы преуспеть на ранних этапах карьеры в консалтинге, еще находясь в Университете? На что стоит обратить внимание, выбирая первое место работы?
- Я считаю, на старте карьеры в консалтинге важно, чтобы у аналитика было структурированное мышление, чтобы он мог, используя свои знания, опыт и кругозор, любую проблему клиента разложить на факторы и понять, почему эта проблема возникла и что нужно исправить. Принцип декомпозирования и в повседневной жизни применяется. В этом нет ничего сложного.
Второе, что студентам стоит развивать – это кругозор. Знать про ключевые отрасли: кто основные участники, кто лидеры, на кого стоит равняться, и какие есть best practices. Об этом можно узнать, читая «Ведомости», «Коммерсант», которые есть в свободном доступе. Когда на собеседование в консалтинг приходит студент или бывший выпускник и не может ничего сказать ни про одну отрасль – это странно. Как он тогда выбирал, куда идти работать, как он принимал решение, если он не знает, что вокруг него происходит? У выпускника должно быть общее представление о том, чем Россия и мир живут, и как развиваются.
И наконец, важный навык – это гибкость, а именно, гибкость ума, способность быстро переключаться на разные задачи и не бояться объема и разнородности пула задач. Как я говорила ранее, мир постоянно меняется. И даже те подходы, которые мы использовали в работе год назад, сейчас претерпевают изменения. Очень важно, чтобы человек был открыт к этим новациям, открыт к новым методикам, инструментам, чтобы он не закостеневал, как только выходит из Университета.
Еще рекомендую аналитикам на старте карьеры быть восприимчивыми к позитивной критике. Есть ребята, с которыми обсуждаешь области для улучшения, а они расстраиваются и обижаются. Это неправильно. Никто не хочет никого обидеть, мы в SBS Consulting, наоборот, за всестороннее развитие друг друга, поэтому важно работать с рекомендациями старших коллег и конструктивно принимать критику.
Подробнее об отборе на позицию аналитика:
Вакансия Аналитик
Беседовала: Анна Григорьева