• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68

Руководство
Научный руководитель Сонин Константин Исаакович
Первый заместитель декана Мерзляков Сергей Анатольевич
Заместитель декана по учебной работе Покатович Елена Викторовна
Заместитель декана по научной работе Карабекян Даниел Самвелович
Заместитель декана по международной деятельности Засимова Людмила Сергеевна
Заместитель декана по работе со студентами Бурмистрова Елена Борисовна
Мероприятия
26 февраля – 25 марта

Анастасия Михеева, выпускница СУФФ 2013: "На старте карьеры в консалтинге очень важно иметь структурированное мышление"

Интервью с Анастасией Михеевой, старшим консультантом компании "SBS Consulting", выпускницей магистерской программы "Стратегическое управление финансами фирмы" (2013)

 

- Анастасия, расскажите, как Вы решили поступать в Вышку?

 

- Я родом из города Пермь, где небольшой выбор ВУЗов как в Москве. На тот момент, в 2007-ом году, было не так много ВУЗов, которые предоставляли современное экономическое образование. Альтернативным ВУЗом был классический ВУЗ с учебниками и преподавателями старой закалки. Вышка привлекла меня тем, что ее преподаватели с современными взглядами, имеющие практику, готовые рассказать не только теорию, но и как применять полученные знания в жизни. Для меня это было важным критерием.

 

- По Вашему рассказу в презентации говорится, что через несколько лет после старта Вашей карьеры вы пришли в консалтинг. Перед тем как Вы начали работать в компании “SBS Consulting” приходилось ли Вам актуализировать для себя знания, полученные в магистратуре и пересматривать конспекты?

 

- Да, я пересматривала конспекты при подготовке к собеседованию. В основном, связанные с финансовым моделированием и оценкой стоимости компании. Консультанту нередко приходится строить финансовые модели и важно ориентироваться в терминах таких как NPV и IRR, понимать, что такое денежный поток, как он формируется, как посчитать ставку дисконтирования.

 

- Что бы Вы поменяли в образовании или в учебной программе в бакалавриате с учетом текущих задач и полученного опыта? С чего стоит начинать учебу экономисту?

 

- Вышка дает хорошую базу для экономиста. Главное - Вышка учит учиться, прививает тягу к знаниям и непрерывному развитию. Думаю, это связано с тем, что в Вышке многое дается для самостоятельного обучения. Постоянное развитие – критически важный навык. В современном динамичном мире без него невозможно построить успешную карьеру. Как только ты заканчиваешь учебу, твои знания становятся практически неактуальными, потому что весь мир уже шагнул вперед и тебе нужно развивать новые компетенции. При этом я думаю, что вузу как источнику фундаментальных знаний не стоит гнаться и пытаться опередить современные реалии – в любом случае каждый, выходя на работу, сам дополняет твой багаж.

 

Что бы я добавила в учебную программу — это практико-ориентированный подход, совместные разборы кейсов с представителями компаний. У меня в магистратуре был предмет, который мне особо запомнился, про управление холдинговыми компаниями, вел Марат Атнашев. Пары проходили в субботу в девять утра. Ходил весь поток, потому что это было интересно, это было «драйвово». Вот таких предметов хочется больше. Чтобы потом, когда человек приходил в компанию, для него это не было каким-то новым миром, каким-то открытием, чтобы он уже чувствовал себя в своей тарелке. 

 

- В Вышке есть кейс-клуб, который регулярно проводит мероприятия, посвященные разбору бизнес-кейсов. Они компенсируют этот недостаток  или не до конца?

 

- Я думаю, не до конца, потому что разбираемые в клубах разрозненные кейсы не позволяют сформировать системное представление студента о компании как о целостном живом организме. 

 

Все функциональные подразделения компании между собой связаны и должны работать гармонично. Они в одной лодке и все должны грести в одну сторону. Очень многие проблемы в компаниях связаны с тем, что какие-то отделы «гребут» в другую сторону. Конечно, эти отделы не желают причинять вред – они же в одной лодке сидят и не хотят, чтобы она пошла ко дну, но так у них получается. И многие проекты в консалтинге как раз про повышение эффективности бизнес-процессов – про то, чтобы мотивировать людей «грести» в одном направлении, с одной скоростью, и требуемой результативностью.

 

Студенты, приходя на работу, не всегда осознают роли и взаимосвязь функций в компании, не всегда могут сразу в это влиться.

 

- Как Вы считаете, каких  навыков не хватает специалистам, которые только вышли из университета? То, что называется soft skills, какие именно навыки отсутствуют? Я поняла из презентации, что в компании периодически открыт набор аналитиков, наверняка, есть какие-то blind spots, которые сразу же всплывают.

 

- Я бы отметила то, что не к скилам относится, а именно к пониманию себя: не все знают, чего они хотят достигнуть в своем карьерном развитии, не у всех выстроен карьерный план на 5-10 лет вперед. Почему это важно? Первая работа считается фундаментом и в дальнейшем зачастую уже сложно кардинально изменить направление.  На моем примере: когда я решила через 5 лет поменять карьеру, для меня это было сложно морально, потому что везде, куда я приходила, мне предлагали стартовую позицию, объясняя это тем, что у меня нерелевантный опыт работы. По сути - предлагали начинать с нуля, со стартовой позиции с соответствующим уровнем дохода. Для поступательного движения по карьерной лестнице очень важно выбрать направление своей карьеры еще в ВУЗе. 

 

Не все выпускники, кто приходит к нам на собеседование, понимают, зачем им консалтинг и зачем они сюда пришли, что это направление даст им в развитии. При ответе на эти вопросы ребята говорят общими словами, не примеряя эту рубашку на себя. И затем, проработав полгода-год, могут разочароваться и уйти. А для нас уход сотрудника — это тоже стресс, как и для него, потому что мы вкладываемся в коллегу, инвестируем в него и в его профессиональное развитие.

 

- Какие навыки надо  развивать, чтобы преуспеть на  ранних этапах карьеры в консалтинге, еще находясь в Университете? На что стоит обратить внимание, выбирая первое место работы?

 

- Я считаю, на старте карьеры  в консалтинге важно, чтобы у  аналитика было структурированное мышление, чтобы он мог, используя свои знания, опыт и кругозор, любую проблему клиента разложить на факторы и понять, почему эта проблема возникла и что нужно исправить. Принцип декомпозирования и в повседневной жизни применяется. В этом нет ничего сложного. 

 

Второе, что студентам стоит развивать – это кругозор. Знать про ключевые отрасли: кто основные участники, кто лидеры, на кого стоит равняться, и какие есть best practices. Об этом можно узнать, читая «Ведомости», «Коммерсант», которые есть в свободном доступе. Когда на собеседование в консалтинг приходит студент или бывший выпускник и не может ничего сказать ни про одну отрасль – это странно. Как он тогда выбирал, куда идти работать, как он принимал решение, если он не знает, что вокруг него происходит? У выпускника должно быть общее представление о том, чем Россия и мир живут, и как развиваются.

 

И наконец, важный навык – это гибкость, а именно, гибкость ума, способность быстро переключаться на разные задачи и не бояться объема и разнородности пула задач. Как я говорила ранее, мир постоянно меняется. И даже те подходы, которые мы использовали в работе год назад, сейчас претерпевают изменения. Очень важно, чтобы человек был открыт к этим новациям, открыт к новым методикам, инструментам, чтобы он не закостеневал, как только выходит из Университета. 

 

Еще рекомендую аналитикам на старте карьеры быть восприимчивыми к позитивной критике. Есть ребята, с которыми обсуждаешь области для улучшения, а они расстраиваются и обижаются. Это неправильно. Никто не хочет никого обидеть, мы в SBS Consulting, наоборот, за всестороннее развитие друг друга, поэтому важно работать с рекомендациями старших коллег и конструктивно принимать критику.

 

 

 

 

Подробнее об отборе на позицию аналитика:

Вакансия Аналитик



Беседовала: Анна Григорьева