• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68

почта: fes@hse.ru 

Руководство
Первый заместитель декана Мерзляков Сергей Анатольевич
Заместитель декана по учебной работе Покатович Елена Викторовна
Заместитель декана по научной работе Веселов Дмитрий Александрович
Заместитель декана по международной деятельности Засимова Людмила Сергеевна
Заместитель декана по работе со студентами Бурмистрова Елена Борисовна
Мероприятия
1 апреля – 6 апреля
проводится онлайн 
2 апреля, 18:00
2 апреля, 18:00
проводится онлайн 
11 апреля, 20:00
проводится онлайн 

ФЭН — партнер конкурса «Литература и финансы»

Факультет экономических наук ВШЭ выступает партнером конкурса ученических исследовательских и творческих работ «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев», который организует компания ПАКК. О проекте рассказывает его руководитель Николай Пропирный.

ФЭН — партнер конкурса «Литература и финансы»

— Казалось бы, «Финансы и математика» и «Финансы и информатика» — очевидный способ освоить тему финансов и развить финансовые навыки. Как родилась такая идея — изучать финансы на примере успеха и неуспеха литературных героев?

— Образовательные проекты компании ПАКК учат все-таки не финансам и не экономике — это не наша задача, для этого существуют специальные образовательные организации, включая ваш факультет, который, к нашей искренней радости, стал партнером конкурса. Мы же пытаемся научить подростков основам финансовой грамоты, а это касается, прежде всего, поведенческих реакций, анализа житейской ситуации, принятия практических решений. Учить этому удобнее на примерах, которые должны быть доступны и понятны, — и такие примеры дает нам, в частности, литература.

Герои книг, как и наши современники, озабочены вопросами материального благополучия, сосредоточенно копят или бездумно тратят деньги, удачно вкладывают средства или ввязываются в сомнительные финансовые предприятия, обрастают долгами или ищут способы достойного заработка. Они вынуждены делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность. Их поступки могут послужить положительным или отрицательным примером, анализ их поведения может дать подсказку, как поступать в той или иной ситуации.

Мы с коллегами увлеклись этой идеей, долго ее обдумывали и обкатывали, затем компания ПАКК выступила с инициативой перед Министерством финансов РФ и получила поддержку. Так в рамках совместного проекта Минфина и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в 2017 году родился конкурс «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев», или коротко — конкурс ЛитФин. Нас поддержал экономический факультет МГУ, на базе которого состоялась итоговая научно-практическая конференция конкурса.

— В этом году конкурс «Литература и финансы» проводится в пятый раз. Маленький юбилей. Можете подвести итоги? Сколько человек прошло через конкурс?

— Конкурс, действительно, проводится уже в пятый раз. Как я уже говорил, первый готовился в рамках конкурсной поддержки Минфином инициатив в сфере финансовой грамотности. В ходе реализации проекта мы подготовили и разместили на сайте конкурса статьи, содержащие разбор конкретных литературных сюжетов, обзоры и комментарии к социально-экономическим реалиям, в которых действуют персонажи художественных произведений.

Наши партнеры сняли небольшие игровые фильмы о том, как финансовые сюжеты книг Толстого, Пушкина, Достоевского, Чехова воплощаются в современной действительности.

Конкурс вызвал живой отклик, мы получили интересные и яркие работы и приняли решение продолжать и развивать проект — под эгидой Минфина, но уже своими силами и при содействии партнеров и спонсоров.

Год от года растет число участников и расширятся география конкурса: на первый поступило более 300 работ из 50 регионов, на второй — уже свыше 750 работ из 55 регионов. Число участников последних двух конкурсов стабильно превышает 1000 человек, география охватила более 70 российских регионов от Камчатки до Калининграда. На конкурс прошлого года стали поступать работы от русскоязычных школьников из стран дальнего и ближнего зарубежья, и в этом году мы обратились в Россотрудничество с просьбой о содействии в распространении информации о конкурсе за рубежом и получили заинтересованную поддержку. Так что, надеемся, со временем конкурс из межрегионального перерастет в международный.

— Какие отзывы вы получали от участников прошлых лет? Возможно, он повлиял на чей-то выбор профессии или что-то подобное?

— Трудно сказать, повлиял ли на кого-то из участников конкурс в выборе профессии, скорее, можно говорить о том, что ребята, которым интересны финансово-экономические вопросы и которые планируют связать свою профессиональную жизнь с экономикой и финансами, пробуют свои силы в нашем конкурсе. Были и другие примеры — на защите своих работ участники говорили как раз о том, что они не собираются становиться экономистами, но тема конкурса показалась им не просто интересной и оригинальной, но и важной с житейской, практической точки зрения.

Пожалуй, самыми приятными для нас, как организаторов, были многочисленные благодарные отклики участников, их учителей и родителей из разных отдаленных малых населенных пунктов. Нас благодарили за возможность попробовать свои силы в фактически общероссийском конкурсе — оказывается, ребятам из этих мест очень трудно пробиться хотя бы на региональный уровень в «больших» многоэтапных конкурсах. У нас же таких отборочных этапов нет — каждый участник имеет дело непосредственно с организаторами конкурса. И, поверьте, мы получали из этих городков, деревень и поселков очень крепкие, тщательно подготовленные, интересные работы, заслуженно занимавшие призовые места. Так что, повторю, эти слова благодарности для нас дорогого стоят.

Важно и еще одно: многие ребята, единожды приняв участие в конкурсе, приходят и еще, и еще раз — то есть они не теряют интерес к нему фактически до выпуска из школы. Кроме того, у нас уже сложился «пул» учителей-наставников из разных регионов, которые несколько лет подряд готовят на конкурс участников, и работы их подопечных нередко побеждают.



— Расскажите, пожалуйста, какие номинации в конкурсе.

— В конкурсе этого года шесть номинаций. Четыре, ставшие уже традиционными — «Сочинение», «Исследовательская работа», «Свободная литературная форма» и «Иллюстрация». Поскольку многие желающие принять участие в конкурсе из года в год обращаются к нам с вопросами о том, как найти в книге тему для анализа, мы подготовили в рамках этих номинаций тематические направления, которые, как нам кажется, должны помочь конкурсантам сориентироваться, в то же время, не гася их творческую инициативу. Например, «Ученье — свет? Финансовые мотивы образования» для номинации «Сочинение»; «Копить нельзя тратить. Где ставить запятую?» — для «Исследовательской работы».

К номинации «Свободная литературная форма» мы подошли несколько строже, чем в прошлые годы, сузив задачу. Мы предлагаем написать продолжение литературного сюжета, связанного с финансовой грамотностью, но, что называется, в заданном направлении. Например, по роману И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»: а если бы великому комбинатору удалось пронести свои драгоценности через границу? А если нет, остановился бы он в своих аферах, «переквалифицировавшись в управдомы»?

В номинации «Иллюстрация», чтобы получать не просто бессчетные и в общем не слишком осмысленные картинки с Буратино, ссыпающим в ямку золотые монеты, или Чичиковым, беседующим с кем-то из помещиков, мы тоже объявили тематические направления: комикс, плакат и презентация. То есть, надо либо отразить в картинках историю, связанную с литературным уроком финансовой грамотности, либо нарисовать выразительный плакат, рекламирующий правильный поступок героя или предостерегающий от неправильного, либо создать презентацию какого-то начинания, бизнес-проекта литературного героя — фактически, от его лица.

Еще одна номинация — «Инфографика» — перешла из прошлогоднего конкурса, она появилась по инициативе одного из наших партнеров, Института ЭМИТ РАНХиГС. Это номинация непростая и не очень привычная для конкурсантов, но в прошлый раз мы получили несколько интересных работ, надеемся, что она и теперь заинтересует участников.

Добавилась еще номинация «КиноПАКК», она стоит особняком, поскольку напрямую не связана с художественной литературой. Но при этом она подразумевает написание литературного текста, связанного с финансовой грамотностью, — сценария короткометражного фильма. Идея этой номинации родилась благодаря проекту, которым компания ПАКК занималась в 2019-2020 годах по заказу Минфина РФ. Мы готовили вспомогательные видеоматериалы для школьных занятий по финансовой грамотности. В рамках этого проекта были сняты три игровых киносериала для учащихся разных возрастов: «Сказка о деньгах» для 5-7 классов; «Моя семья и другие проблемы» для 8-9 классов; «Любовь. Дружба. Экономика» для 10-11 классов. Каждый сериал состоит из нескольких самостоятельных короткометражных фильмов, объединенных героями и темой финграмотности. Задача конкурсанта в этой номинации — подготовить оригинальный законченный сценарий еще одной короткометражки в продолжение одного из трех сериалов по собственному выбору.

— Кто писал тексты по литературным произведениям для сайта?

— Это коллективное творчество. В ходе подготовки первого конкурса и вспомогательных материалов для конкурсантов сложилось экспертное сообщество, в которое вошли экономисты, филологи, историки, педагоги, юристы. Мы назвали это сообщество «ЛитФин-лаборатория». Работа, действительно, шла лабораторная — мы тщательно отбирали произведения, внимательно читали и подробно разбирали каждое, делились мнениями, выделяли важные для нас сюжетные линии, анализировали их, спорили, соотносили с контекстом, старались разобраться, что дополнительно необходимо для правильного восприятия и понимания текстов. Это было долгая, непростая, но очень увлекательная работа, результатом которой и стали тексты, опубликованные на сайте.

Можно сказать, что мы с новой необычной стороны открывали для себя классиков. Приведу один пример. Борис Борисович Симеонов-Пищик в пьесе Чехова «Вишневый сад» — персонаж второстепенный, но насколько драматично наблюдать за тем, как незаурядный человек, выбрав неверную финансовую стратегию, все глубже погружается в яму банкротства.

Нам также важно было показать школьникам, как использовать исторический, экономический, психологический, правовой контекст литературных произведений.

Перед следующими конкурсами наша «ЛитФин-лаборатория» разрабатывала учебные материалы для участников, был записан цикл лекций и видеоуроков с разбором конкретных произведений. И в течение всего времени подготовки работ конкурсанты могут связаться с экспертами лаборатории, задать вопросы, посоветоваться. В этом году 30-31 января мы онлайн проводим Открытую ЛитФин-лабораторию для участников конкурса и всех желающих, в ходе которой постараемся подробно рассказать об условиях конкурса, особенностях номинаций, ответить на возникающие вопросы.

— Расскажите, часто вас удивляют идеи участников? Как отслеживается оригинальность проекта?

— Понятно, что на конкурс приходят очень разные работы. Есть банальные неудачные, которые начинаются с запева о том, какая полезная вещь финграмотность, посередке идет пересказ произведения из школьной программы с легким назидательным акцентом, а завершается все выводом о том, что будь герой финансово грамотным, жизнь его сложилась бы всем на зависть. Возникает ощущение, что они написаны по каким-то общим лекалам, а возможно, так оно и есть…

Но поступают, конечно, и очень интересные работы, читать которые настоящее удовольствие — и сразу видно, что и пришел человек на конкурс без понуканий, из интереса, и книгу выбирал тщательно или взял именно ту, что вызвала у него сопереживание, зацепила…

Большая проблема — это плагиат. Мы тщательно проверяем каждую поступившую работу и безжалостно снимаем с конкурса списанные, а таких бывало до четверти от общего числа присланных. Причем и списывают, вернее, копипастят, часто из совершенно никчемных источников — какие-то анонимные рефераты, размещенные на сомнительных сайтах…

Работы, прошедшие проверку на отсутствие плагиата и соответствие тематике конкурса, внимательно читают эксперты, отбирая те, что выйдут в финал. Из числа финалистов выбираются призеры. Каждый финалист должен пообщаться с экспертом — представить и защитить свою работу. В ходе такого собеседования становится окончательно ясно, читал ли конкурсант заявленную книгу, сам ли он писал работу, понимает ли он, о чем писал…

— Публикуются ли лучшие работы?

— Избранные работы победителей конкурса в разных номинациях публикуются на нашем сайте в разделе «Конкурсы прошлых лет». Мы стараемся размещать работы, которые могут, на наш взгляд, помочь будущим конкурсантам, ясно и четко показать правильный подход к анализу произведения, продемонстрировать образец в плане соответствия теме конкурса и «номинации». Мы отбираем для публикации работы, написанные по не самым популярным литературным произведениям (чтобы стимулировать участников не бросаться писать по первой же пришедшей в голову книге из школьной программы) либо же демонстрирующие нетривиальный, неожиданный взгляд на известные произведения.

А в 2018 году мы издали одноименный с конкурсом сборник, в который вместе с опубликованными на сайте текстами экспертов «ЛитФин-лаборатории» вошли работы призеров первых двух конкурсов.

— Приведите примеры из самых запомнившихся работ разных лет — возможно, самое оригинальное продолжение известного литературного произведения? Самая потрясающая интерпретация финансового поведения героя?

— Могу перечислить несколько ярких работ из запомнившихся лично мне: «Как спасти бизнес в условиях гиперинфляции» по «Черному обелиску» Ремарка; «Ожидание внепланового дохода как основа финансового краха семьи» по повести Маркеса «Полковнику никто не пишет»; «Буратино — “зомби” или “черепаха”?»; «Может ли государство без предпринимателей быть райским уголком?» по «Кандиду» Вольтера; «Финансовый взлет и падение Пончика» по «Незнайке на Луне» Носова; «Каждое четвертое поколение ходит в одной рубашке» по «Грозовому перевалу» Бронте…

Раньше в номинации «Свободная литературная форма» мы предлагали написать, например, письмо литературному герою или страничку из его дневника. А идея с продолжением литературного сюжета появилась только в этом году, так что с удовольствием поделюсь впечатлениями по итогам конкурса в апреле.

Что касается «потрясающих интерпретаций финансового поведения героя», то таких литературных курьезов за четыре года у нас накопилось немало. Приведу три особо порадовавшие.

Автор разбирал финансовое поведение Буратино: «Буратино повезло, у него имелся стартовый капитал, который достался ему от спонсора — Папы Карло в виде азбуки, которую он променял на билет в театр, а мог бы поступить разумнее, продав азбуку и пустив полученные деньги в оборот».

Из очередного разбора Чичикова как предпринимателя: «К сожалению для него, Чичиков совершил две серьезные ошибки — рассказал о своём деле слишком много и слишком многим, нарушив тем самым свою уникальность и подав пример для подражания, что не хорошо в бизнесе, плюс к тому его нерасторопность лишь добила гвоздь в гроб его дела, так как его медлительность позволила попасться на глаза местной власти и вызвать зависть окружающих».

И, наконец, мое любимое — из сравнительного анализа финансового поведения Обломова и… кота Матроскина: «В отличие от кота Матроскина, у Обломова не было конкретной финансовой цели, зато у него было имение в триста душ».

— Финансы требуют расчетливости — последний вопрос «меркантильный»: что дает участие в конкурсе? Какая награда ждет лауреатов?

— Мы сознательно не заявляем каких-то сверхценных наград для победителей. Нам важно, чтобы участие в конкурсе поддерживалось интересом к теме, а не чисто меркантильными соображениями. Все, чьи работы допускаются к конкурсу, получают сертификаты участников, вышедшие в финал — дипломы финалистов, призеры — дипломы победителей и памятные подарки. Как правило, это подарочные художественные издания либо популярные книги по экономике, экономические игры, электронные подарочные сертификаты на приобретение товаров или услуг. Несмотря на то, что призы у нас сравнительно скромные, как показывает практика, это не влияет на интерес к участию в конкурсе.