Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68
почта: fes@hse.ru
Райнерт Э. С.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Applied Econometrics. 2024. No. 76. P. 5-28.
In bk.: Model Theory and Algebra 2024. 2024. P. 87-92.
Andreyanov P., Krasikov I., Suzdaltsev A.
arxiv.org. Theoretical Economics. Cornell University, 2024
Почему вы выбрали экономику? Чем она вас привлекла?
В четвертом классе у меня был курс по основам экономики и совершенно замечательный учитель, Татьяна Григорьевна Алехина. Она интересно выстроила систему урока, добавила соревновательный аспект, и по итогам этого курса я занял первое место в классе. Купил базовый учебник по экономике за 9–11 класс, прочитал его, и думал, что теперь знаю этот предмет замечательно, хотя, наверно, большую часть не понял. Через четыре года, не занимаясь, я пришел на муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников и тоже был уверен, что лучше меня там экономику никто не знает. Это было, конечно, ошибкой, я занял только восьмое место. Но после этого я спустился с небес на землю и начал серьезнее читать, мне опять понравилось решать задачи и как-то затянуло.
Насколько важен опыт участия в олимпиадах, есть ли какие-то знания, которые помогают тем, кто опытен в этом деле? Стоит ли начать участвовать в олимпиадах пораньше, чтобы набрать опыт к старшим классам?
Участие в олимпиадах – это не гадание на кофейной гуще, это очень близко к спорту. Здесь не как в ЕГЭ, где можно быть уверенным, что, прорешав много заданий, хорошо его сдашь. Но, если решить довольно много олимпиадных задач, появляется некая математическая интуиция, используя которую можно решить задачи даже совершенно не похожие на те, которые решал раньше.
По моему опыту, нет какой-то сильной зависимости результата человека на олимпиаде от того, в каком классе он начал. Я не проводил статистических исследований, возможно, такая зависимость имеется, но есть много контрпримеров: одни начинали заниматься в восьмом классе и не брали Всерос, другие готовились только в 11 классе и побеждали. Я думаю так: если интересно, то стоит, а только ради того, чтобы поступить в вуз, с восьмого класса участвовать не обязательно.
Насколько сложно было готовиться к олимпиадам, поступлению?
Готовиться было не сложно, но если много времени проводишь в школе, то после восьмого урока, конечно, трудно еще и дома садиться что-то учить. И кстати, в 10 классе на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников я не прошел. Но в 11 классе я перешел в школу Центра педагогического мастерства и там, немножко занимаясь экономикой, а в остальное время живя в свое удовольствие, смог взять Всерос. Но у меня к тому времени была очень хорошая база.
Что посоветуете тем, кто только начинает участвовать в олимпиадах, может быть, какой-то лайфхак, как все успеть?
Какой-то универсальный совет дать, наверно, сложно, но я бы рекомендовал учить математику, решать задачи.
Понятно, что региональный, заключительный этапы Всероссийской олимпиады школьников, Международная олимпиада имеют разный уровень сложности, а есть ли какие-то принципиальные отличия по заданиям?
Да, но хотя на региональном этапе есть тест, а на заключительном его нет, в принципе, этапы Всероса не так сильно различаются между собой, как Всерос и межнар. На всех этапах Всероса очень много количественных задач на математику, на заключительном этапе качественные задачи есть, на региональном их совсем нет. А на межнаре как правило большинство задач качественные, кроме того, есть, например, финансовая игра и есть тур по решению бизнес-кейсов, которых в принципе нет во Всеросе. И, наверное, самое главное отличие – нужно знать английский. Вы соревнуетесь не только в экономике, но и в знании английского. Если вы прекрасно знаете экономику, но совершенно не знаете английский, межнар вы не возьмете никак, потому что все задания на английском и эссе нужно писать на английском.
Что мне помогло – я месяц целенаправленно учил бизнес-английский и экономический английский. Конечно, большинство терминов в экономике и так на английском, но есть детали. Например, слово «следовательно» нужно знать, пусть оно не является чисто экономическим, но сильно помогает в написании решений. Но у меня была очень хорошая база: еще в первом классе в красноярской школе у меня был один из лучших учителей английского в городе, мне было не очень трудно подготовиться.
Из года в год идет спор, правильно ли, что на самые востребованные программы не могут поступить даже ребята, сдавшие ЕГЭ на сто баллов, потому что все места заняли олимпиадники. Как вы считаете, насколько это справедливо, учитывая, что далеко не все школы занимаются подготовкой к олимпиадам и шансы детей определяются не только их способностями, но и местом жительства и финансовым положением родителей?
При всех недостатках российской системы селекции выпускников в вузы, я считаю, что она точно лучшая из всех, что были у нас в стране, и одна из лучших в мире, и замены я предложить не могу. Говорят, что ЕГЭ – это удача и лотерея, но провести ЕГЭ – это относительно дешево, и знания учеников коррелируют с их баллами, это бесспорно. Человек, который набрал 400 баллов, как правило, немножко более умный, чем человек, который набрал 30 баллов по каждому из четырех предметов. Часто спрашивают, как быть, если человек плохо написал ЕГЭ, но очень хорош в своем предмете – на этот случай у нас есть система олимпиад. Если человек действительно неплохо соображает в своем предмете, то, может быть, стоит закрыть глаза на какие-то смежные предметы, он доучит их в вузе. Я думаю, что система справедлива, потому что в первую очередь экономист должен знать больше экономики, чем обществознания, которое не очень-то, на мой взгляд, полезно в вузе и, возможно, в дальнейшей работе (хотя это зависит от того, куда конкретно пойдет выпускник работать).
Что касается неравенства: пару лет назад его было больше и действительно существовала взаимосвязь – дети из семей с большим достатком чаще выигрывали олимпиады, потому что у них лучше репетиторы, школы, учебные курсы, и при прочих равных они были на голову сильнее детей, которые не могут себе этого позволить. Но сейчас есть та же школа Центра педагогического мастерства – она работает не только на Москву, но и на регионы, и любой ребенок может поступить и, сидя дома, обучаться заочно, онлайн, в одной из лучших школ России. И неравенство начинает сокращаться, на мой взгляд.
Только закончив школу Центра педагогического мастерства, вы сразу стали в ней преподавать. Что это вам дает?
Новый опыт, новые знакомства, безусловно, общение с детьми, с перспективными детьми, ну и, конечно, финансовую составляющую.
Чем отличается преподавание в ЦПМ от других школ? Понятно, что глубже знания, больше тем, продвинутые темы, а что еще?
Мне кажется, разница скорее в том, что все учителя довольно молодые, они могут в чем-то лучше понимать детей. Возможно, есть обратная сторона медали – у нас меньше педагогического опыта, но мы стараемся это восполнить усердием.
По каким критериям вы выбрали, где учиться?
Я пошел вслед за друзьями. На факультете экономических наук дают хорошее базовое академическое образование с большим количеством прикладных предметов, и такая подготовка, по опыту моих друзей, старших товарищей, востребована на рынке труда, поэтому я сделал выбор в пользу факультета экономических наук.
Чувствуются ли различия между ожиданиями и реальностью, когда вы смотрели описание программы и когда поступили?
Я пока не так много раз был в вузе, потому что мы учимся в гибридном режиме, но если говорить про различия – на самом деле, что сказано на сайте, то и есть в реальной жизни. Никаких прикрас в описании не содержится. Единственное, что ощущается сильнее – это дорога от общежития.
А есть ли разница в том, как экономика преподается в школе, на подготовке к олимпиадам и в университете?
На самом деле, еще рано делать такие выводы. Пока заметно, что в университете экономика значительно проще, чем была в школе, у десятиклассников идут намного более серьезные темы, чем у меня… Но я думаю, что это только пока, будем разгоняться и догонять школьную программу, и перегонять.
Какие у вас планы на будущее?
Я попробую поработать в аналитике и, в будущем, в финансах или инвест-банкинге. Мы с друзьями запустили проект в Инстаграме, где делимся своими инвестиционными идеями, показываем, куда инвестировать, в общем, описываем свой путь и, можно сказать, соревнуемся, пробуем разные подходы, у кого лучше получится. В какой-то сфере, либо аналитике, либо финансах, я думаю двигаться дальше.
А наука, преподавание, что-то из этого интересует?
Я сейчас занимаюсь преподаванием, это совершенно потрясающий experience, мне нравится, но я хочу попробовать в своей жизни не только это, но и самые разные сферы.